Как развивается медицинский туризм на Алтае. Кстати, а что это?
Для жителя, например, Германии, купить билет до Москвы, потом Барнаула, оплатить проживание в гостинице, питание и процедуры у косметолога – означает сэкономить. Если сравнивать с покупкой этих же самых услуг у себя на родине. Подобный алгоритм действий называется медицинским туризмом. Направление новое. Не только для нашего региона, но и для России в целом. Поэтому многие о нем просто не знают, а большая часть осведомлённых путают понятия туризма медицинского и оздоровительного.
В чем же разница, кто готов прилететь на Алтай за помощью местных врачей и какие проблемы существуют у направления, в материале "ТОЛКа".
Что это такое – медицинский туризм?
Пожалуй, еще лет пять назад про медицинский туризм знали только те, кто им занимался. Почему об этом начали говорить громче и активнее, объясняется просто: год назад президент Владимир Путин заявил о возможности сделать Россию экспортером по медицинскому туризму. Все губернаторы идею подхватили. А с учетом возможностей нашего региона (материально-техническую базу высококлассных специалистов) это направление может быть перспективным. Проблема в том, что пока никто не понимает, что для этого надо сделать.
Да и нет четкого определения этому термину. Например, Википедия пишет, что это практика "предоставления плановых медицинских услуг за пределами региона проживания, совмещение отдыха за рубежом с получением высококвалифицированной медицинской помощи. Медицинский туризм не обязательно предполагает получение медицинских услуг в другом государстве".
Главное отличие такое: санаторно-курортный – не требует вмешательства в "оболочку" человека. Это панты, траволечение и так далее. А медицинский туризм, так или иначе, предполагает какие-либо вмешательства в тело человека: операция, косметология, стоматология, инъекции и даже диагностика. По словам вице-президент алтайской региональной ассоциации туризма Елены Красулиной, оздоровительный туризм и медицинский часто путают.
"К сожалению, у нас в крае нет четкого деления, хотя это не правильно. И наша задача развести два этих понятия, чтобы было понятно: кто лечит, кто занимается оздоровлением, кто превентивно лечит", – поясняет Красулина, которая, пожалуй, единственная в крае, кто занимается развитием этого направления.
Елена – представитель турецкой ассоциации медицинского туризма (Turkish Healthcare Travel Council – THTC) в Алтайском крае. Говорит, что направление – перспективное, но еще слишком многое надо сделать.
Например, определить, что такое медтуризм, какая миссия, понять, как организовать работу так, чтобы обезопасить всех участников процесса во всех аспектах. "Медицина – это очень сложный продукт и агенты не могут нести ответственность за действия клиники или врача. Задача агентов как и в туризме: подобрать, рекомендовать, предоставить допуслуги. А клиника не может нести ответственность за те услуги, которые предоставляет агент", – уточняет эксперт.
В рейтинге лучших направлений для медицинского туризма Россия занимает 34-ое место из 41-го. Однако по данным Всемирной туристской организации при ООН UNWTO, по привлекательности медицинского и оздоровительного туризма Россия занимает пятое место в мире. Но вот по реализации этого потенциала всего лишь 59-е.Кто едет на Алтай за медицинскими услугами?
В наш регион приезжают жители других регионов и даже стран. Но надо понимать, что вряд ли это туристы. В основном это люди, которые когда-то жили в Алтайском крае, но переехали. В Барнаул они приезжают в гости. А получение медицинских услуг, это, скорее, бонус – люди просто покупают здесь услуги.
Например, жители Москвы или Европы летят в регион, чтобы вылечить зубы или за услугами косметолога. Потому что цены в краевой столицы в десятки (а то и в сотни раз ниже), чем в столице России. Даже с учетом перелета туда-обратно, в Барнауле услуге стоматологов существенно ниже.
Если говорить про настоящих медицинских туристов, то в основном это жители Казахстана, также спрос есть у граждан Киргизии.
"Они к нам приезжают и на оздоровление, и на операции. В моем понимании, если мы говорим о перспективах развития этого направления, то мы в первую очередь должны смотреть на ближайших соседей, говорит Красулина.
В идеале все должно работать все так: потенциальный клиент, например, из Москвы, или Европы, приходит к лечащему врачу, который и подбирает программу оздоровления для своего пациента.
"Далее в идеале клиент должен пойти в туристическую компанию, которая специализируется на медицинском туризме. И она предлагает ему подходящие варианты. Надо понимать, что туркомпания не может давать медицинскую консультацию, но она может рассказать, на чем специализируется тот или иной санаторий, отталкиваясь от специфики запроса, цены, сезонности и так далее", – говорит президент алтайской региональной ассоциации туризма Александра Томашевич.
Наши цены и не наши
Мы сравнили цены на некоторые услуги клиник в Барнауле и в Германии. Например, одна из самых популярных процедур – уколы диспорта или ботекса, в краевой столице стоят в среднем 95-100 рублей за одну единицу препарата. В среднем на один участок лица, предположим, лоб, потребуется около 30-ти единиц, или примерно 3 тыс. рублей. "Процедура занимает не более 30-ти минут по времени. У пациентов не должно быть противопоказаний к введению препарата, далее мы даем рекомендации по ограничению и приглашаем на контроль через дней десять", – рассказала "ТОЛКу" врач-косметолог одной из барнаульских клиник Анастасия.
В Германии стоимость точно такой же процедуры, только представьте, варьируется в диапазоне от 750 до 950 Евро. В пересчете на наши деньги это от 53 тыс. до 67,5 тыс. рублей.
Лазерная шлифовка лица в Барнауле обойдется в среднем в 23 тысячи рублей, в Германии – 4 800 – 5 500 €. Или почти 390 тысяч рублей. С учетом того, что многие делают комплекс процедур, экономия от услуг алтайских специалистов, на лицо.
Получается экономить и на реабилитации, когда после косметологической процедуры требуется несколько дней на восстановление, клиент вынужден платить деньги за проживание, питание и наблюдение. В Барнауле за три дня придется отдать не более 10 тыс. рублей, в Европе речь может идти о тысячах евро.
Тоже самое касается и непосредственно медицинских услуг. Лечение зубов в Германии стоит больших денег, удаление ретинированного зуба примерно 700-900 Евро, постановка одного имплантата – 1 750 – 2 200 €. В других отраслях медицины (например, неврология, гинекология, офтальмология и так далее) дешево однозначно не будет. Цены на услуги немецких клиник есть в открытом доступе в интернете. Так что сравнить несложно.
Эксперты говорят, что алтайских врачей выбирают не только из-за цен. Уровень алтайских специалистов, говорит президент алтайской региональной ассоциации туризма Александра Томашевич, не уступает уровню специалистов из центральной России и даже Европы. Тем более что наши врачи активно проходят различные обучения в крупных городах и клиниках по всей стране и зарубежьем.
"Естественно, такая тенденция есть. Люди приезжают на Алтай и делают все процедуры, которые им необходимы. Потому что стоимость услуг на порядок ниже таких же услуг в Европе, а уровень сервиса, в общем-то соответствует", – говорит Томашевич.
Форум в Барнауле
В Барнауле в конце октября пройдет уже пятый ежегодный форум по медицинскому туризму. Он проводится под патронажем профильного управления. На Алтай приедут эксперты из разных регионов и коллеги и других стран.
"Мы проводим международный форум, я являюсь координатором круглого стола, где будут обсуждать выявление болевых точек, определения термина "медицинский туризм", как его позиционируют в Алтайском крае. На сегодня у нас разрознено работают агенты, клиники, доктора. Все работают сами на себя. Надо найти тот вариант сотрудничества, который устроит всех, и который регламентирует ответственность каждой из сторон", – говорит Елена Красулина.
В этом году организаторы форума пригласили в Барнаул эксперта международного уровня в сфере медицинского туризма Халиду Садыкову. Она является директором сетевых офисов турецкой ассоциации медицинского туризма и курирует более 180 офисов во всем мире, которые работают в этой сфере.
Проблемы направления
Алтайские клиники не готовы к оказанию услуг по медицинскому туризму. Например, платные отделения есть далеко не во всех больницах. Что говорить про необходимый уровень сервиса, который ждут клиенты за свои же деньги.
Люди, которые едут за деньги, не должны лежать в общих палатах, к ним должно быть особое отношение, свой рацион питания, говорят эксперты.
"У нас был прецедент: обратилась пациентка с онкологией из Арабских эмиратов. У нее была сложная операция, которую могут провести не все хирурги, а наши хирурги могли это сделать. Но когда начали говорить про условия содержания, то оказалось, что пациент мог лежать только в общей палате", – рассказывает Красулина.
С другой стороны, у государственный медицинских учреждений совершенно другая задача: они в первую очередь должны обеспечивать своими услугами граждан Алтайского края, а только уж потом всех остальных, даже очень богатых. Поэтому должны быть другие отделения, которые занимаются только платными пациентами.
Также мы должны предоставлять и дополнительные услуги: от переводчиков до сопровождения.
"Когда мы говорим о пациентах, которые говорят на английском или немецком языке, то ни одно наше отделение к этому не готово. Ни в одной больнице", – говорит эксперт.
Еще одна глобальная проблема, решение которой быстрым не будет: для оказания услуг по медицинскому туризму для граждан Европы должны быть необходимые документы и сертификаты установленных образцов.
"Да, это определенные сложности, это не так быстро, как хотелось бы. Но другие же страны это делают?", – резюмирует Красулина.
Согласно индексу Медицинского туризма (MTI) и отчетам исследовательских корпорации Оxford Economics и Visa, к 2025 году в мире оборот в сфере медицинского туризма достигнет более $3 трлн. Сегодня мировой рынок медицинского туризма оценивается в $439 млрд ежегодно. В ближайшие десять лет он будет расти не менее чем на 25% в год. В десятку лучших направлений для медицинского туризма вошли Великобритания, Израиль, Канада, Индия, Сингапур, Франция, Германия, Южная Корея, Италия и Колумбия. Россия только на 34-м месте. Всего в рейтинге 41 страна. При этом, по данным Всемирной туристской организации при ООН UNWTO, по привлекательности медицинского и оздоровительного туризма Россия занимает пятое место в мире. Но вот по реализации этого потенциала всего лишь 59-е, пишет Forbes.