Насколько загружены барнаульские школьники и успевают ли они побыть детьми?
Приходя домой после восьмичасового рабочего дня, не хочется делать уже ничего: силы остаются только на домашние дела. Получение дополнительного образования (языки, курсы) или подработка по силам не многим. Но если задуматься, дети загружены ничуть не меньше, при этом им тоже нужно время для отдыха, хобби и встреч с друзьями. Редакция "ТОЛКа" подсчитала, сколько уходит у детей времени на учебу.
Как пояснили в Министерстве образования, количество уроков в день регламентирует СанПин (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821–10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях").
По данному документу, максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка в течение дня составляет:
для обучающихся 1-х классов — 4 урока и один раз в неделю 5 уроков за счет урока физической культуры; для обучающихся 2-4 классов — 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры; для обучающихся 5-7 классов — не более 7 уроков; для обучающихся 8-11 классов — не более 8 уроков.Превышать данные нормативы нельзя.
Есть свои требования и по времени, которое дети должны тратить на уроки. Конечно, все индивидуально и зависит от многих критериев – как от успеваемости самого учащегося, так и от учителя. Но тем не менее стандарт говорит следующее:
во 2-3 классах – 1,5 часа; в 4-5 классах – 2 часа; в 6-8 классах – 2,5 часа; в 9-11 классах – до 3,5 часов.Таким образом, первоклашки проводят в школе около трех часов в день, ученики вторых и третьих классов – четыре часа и еще полтора уходит у них на уроки, итого пять с половиной часов. Далее объем растет, и к одиннадцатому классу учебное время уже превышает стандартный рабочий день – посещение школы плюс уроки – выходит около десяти с половиной часов.
"Дочь учится в начальной школе, у них пять уроков в среднем, по пятницам три. Программа у них сложная. Уроки делаем по полдня. Английский вообще всей семьей. Мне кажется, что школа занимает у ребенка все время, и свободное в том числе", – рассказала жительница Барнаула Маргарита.
Есть еще внеурочная деятельность, направленная на развитие личности. Формы её организации, как и объем часов, школа определяет самостоятельно. И различные секции и кружки. В первом случае подсчитать сложно, зато с дополнительным образованием все более-менее ясно. Если ребенок ходит, например, в музыкальную школу, то у него обязательно есть два урока специальности (игра на музыкальном инструменте) – 1,5 часа в неделю, сольфеджио, музлитература и хор – еще два часа. Еще часа четыре уходит на подготовку к этим урокам. Художественная школа занимает времени не меньше – уроки в ней проводят три-четыре раза в неделю, при этом занятия живописью могут длиться по два часа. А еще задают что-то рисовать дома. Спортивные секции занимают не менее двух часов в неделю. У выпускников все свободное время уходит на репетиторов по ЕГЭ и самостоятельную подготовку к экзаменам. Таким образом, "рабочий" день ребенка, начиная со второго класса и по одиннадцатый, может длиться по 13-15 часов.
"Наш ребенок начал ходить на дополнительные секции еще с детского сада: с 4-5 лет мы начали водить дочку на английский и кружок по рисованию и лепке. В шесть начали посещать уроки в музыкальной школе и занятия по подготовке к обычной школе. Все уроки проходили либо вечером после детского сада, либо по выходным – в целом ребенок успевал все, ей даже нравилось заниматься. Сейчас дочь во втором классе. Мне кажется, что нам повезло с программой, так как учится она хорошо, уроки делает сама и довольно быстро. Из дополнительного у нее четыре раза в неделю музыкальная школа, по два раза – бассейн и занятия английским, в выходные – художественная школа. Конечно, это немало, но ребенок успевает. Как будет дальше, говорить рано. Мы решили, что пока она учится в начальной школе и у нее есть время, пусть ходит, а дальше что-то уйдет само, от чего-то откажемся. У нас нет цели воспитать гениального пианиста или чемпиона по плаванию, скорее, хотим дать разностороннее развитие", – поделилась читательница "ТОЛКа" Ольга.
Конечно, многое решают родители, именно они чаще всего отдают ребят в секции или нанимают репетиторов для высокой успеваемости. Но факт серьезной нагрузки есть, а вот что с ней делать, непонятно.
Министерство образования объясняет, что эти стандарты обучения были приняты относительно недавно – менять их начали с 2009 года. И изменения продолжают вносить – так, в 2019 году Минпросвещения России опубликовало новые проекты ФГОС начального общего и основного общего образования, где обязательное количество часов для реализации программы снизили.
"На уровне начального образования уменьшили нижний порог до 2851 часа, на уровне среднего – уменьшили оба числа, минимум стало 5029 часов, максимум – 5676", – прокомментировали в Минобразования.
Но когда снижается объем времени, появляется новый вопрос – не снизится ли качество образования, будут ли учителя успевать давать весь необходимый материал? Пока педагогическое сообщество активно обсуждает эту тему. Принятие новых стандартов после профессионального и общественного обсуждения проектов и корректировки планируется в первом квартале 2020 года.