Толк новости
Общество |

Заказывай с умом: как не "погореть" на интернет-покупках

Как покупателю снизить риски при интернет-шопинге
Читать в полной версии ➔

Покупки в интернет-магазинах могут обернуться как отличной выгодой, так и полным провалом. Рынок онлайн-торговли растет гигантскими темпами, и купить практически любой товар сегодня можно не вставая с дивана. Как не нарваться на кота в мешке и защитить себя от интернет-мошенников? Советы эксперта и отзывы покупателей.

Обещания вместо сумки

В Сети гуляет множество видео, на которых покупатели открывают посылки с Aliexpress, Ebay и прочих сайтов. На каких-то из них все ожидаемо и вполне логично: заказал сапоги – пришли сапоги. А другие заставляют задуматься, так ли выгоден интернет-шопинг. Например, вместо заявленного шуруповерта покупатель получает коробку, полную картонных обрезков, а долгожданная куртка оказывается одеждой для куклы.

"Я часто заказываю разные штуки в интернет-магазинах. Обычно товары соответствуют ожиданию, но бывают и неприятные моменты. Заказала сумку ручной работы у продавца в Instagram, по предоплате. В итоге ни денег, ни сумки, ни магазина. Сейчас такой странички уже нет, и найти мошенников я не смогла. Но отказываться из-за этого случая от интернет-покупок я не собираюсь. Все-таки это выгодно и удобно", – рассказывает Ирина, читательница "ТОЛКа".

В такую ситуацию может попасть любой человек, все-таки большинство из нас склонны скорее доверять продавцам, чем не доверять.

Доставка и возврат

"Всегда внимательно относитесь к самому интернет-магазину. Это первое правило грамотного покупателя, – рассказывает Людмила Жгун, директор Алтайской региональной общественной организации "Защита прав потребителей". –  Выбирайте проверенные сайты, которые работают не месяц, не два, а несколько лет".

Также эксперт советует всегда обращать внимание на правила доставки и возврата: в надежном интернет-магазине они всегда расписаны довольно детально. Когда посылка уже пришла, вскрывайте ее непосредственно на почте или в присутствии курьера – вы имеете на это полное право. Не лишним будет записать видео. Это, конечно, косвенное доказательство, но и его можно использовать в суде. 

  

Если вложение соответствует тому, что было заказано, можно идти домой и детально проверить качество товара уже там. По словам Людмилы Жгун, в течение семи дней вы имеете право отослать товар обратно за свой счет и приложить документ, подтверждающий оплату. Здесь возможны варианты: продавец вернет стоимость доставки, либо этот момент все-таки остается за покупателем. Обращайте на это внимание при заказе товара, чтобы не получилось так, что, например, сама вещь стоит 500 рублей, а доставка (возврат) – 300.

Алгоритм действий покупателя:

Сверить вес посылки. Если была выбрана оплата наложенным платежом, на этом этапе, при возникших подозрениях, можно отказаться от товара. Если вес не вызывает подозрений, вскрывайте посылку прямо на почте, в присутствии свидетелей. Можете снять процесс на видео. Если вложение неверное, составьте акт о вскрытии коробки, указав, что было неправильное вложение. Также необходимо составить письменную претензию. Ее можно вложить в эту же посылку или отправить заказным письмом. Отправляйте посылку назад, приложив опись того, что вам прислали. Если посылку не получат в течение 30 дней, она вернется обратно. В этом случае вы вправе  обратиться в суд о взыскании денежной суммы за тот товар, который так и не получили.

"За этот год у меня было три случая, когда ко мне обратились покупатели интернет-магазинов, – рассказывает эксперт. – Все они закончились благополучно. В двух из них продавец вернул деньги, а в одном – обменял товар на другой. Подчеркну: это были добросовестные сайты. Если вы нарвались на мошенников и в посылке оказалось, например, мыло вместо телефона, добиться возврата денег очень сложно. Сайты-однодневки бесследно исчезают, и найти их владельцев практически нереально".

Рынок растет

По статистике Ассоциации компаний интернет-торговли, в 2018 году объем российского рынка онлайн-торговли достиг 1,66 трлн рублей (это на 59% больше, чем в 2017 году).

При этом доходы иностранных продавцов на российском рынке выросли на 34,7% (до 504 млрд рублей). Внутренний онлайн-ритейл, по оценке АКИТ, вырос на 73%  (до 1,15 трлн рублей). Чаще всего россияне покупают через интернет цифровую и бытовую технику (31% на локальном рынке и 28,3% на трансграничном). Есть и нетипичные покупки, доля которых растет.

"Значительно выросло количество онлайн-заказов мебели, за прошлый год этот сегмент заработал около 120 млрд руб., раньше мы его почти не замечали. Большим спросом стала пользоваться доставка продуктов питания — этот сегмент вырос в два раза за год", — отметил Артем Соколов, президент АКИТ.

По прогнозу Ассоциации, по итогам 2019 года объем рынка онлайн-торговли может подрасти еще на 32,5% и достигнуть 2,2 трлн рублей.

Важно

В 2019 году в России таможенной пошлиной облагаются заказы от 500 евро в месяц и общим весом более 31 кг (раньше лимит был 1000 евро). Это касается любых иностранных интернет-магазинов. Доплатить придется 30 % от суммы, которая превышает лимит. Например, вы заказали товары на 700 евро, превышение лимита составит, соответственно, 200 евро. Из них 30 % – это 60 евро. Это именно та сумма, которую придется заплатить.

 

Читать в полной версии ➔