Толк новости
Политика |

Дежавю по-алтайски. Томенко допытывал подчиненных на заседании правительства

О каких проблемах говорили на заседании правительства по КАИП 26 ноября 2019 года и 20 декабря 2018 года. Спойлер: мало что изменилось
Читать в полной версии ➔

В правительстве края эмоционально и напряженно обсудили проект краевой адресной инвестпрограммы на 2020 год. По КАИП строят, реконструируют или ремонтируют крупнейшие социальные объекты. Деньги регионом выделяются немаленькие, но программа работает, мягко говоря, несовершенно.

Губернатор Виктор Томенко в очередной раз учинил допрос подчиненным. Это во многом было ожидаемо. В декабре 2018-го на заседании правительства, где также обсуждали КАИП, глава региона устроил разнос докладчикам.

Тогда основной темой заседания стали причины невыполнения работы по КАИП, а также причины, по которым ситуация может повториться уже в 2019-м. Ситуация, надо сказать, действительно во многом повторилась.

"ТОЛК" сравнил, о чем говорили докладчики сегодня, а на что жаловались год назад.

Сколько дали, сколько освоили

"Это квинтэссенция, описание, перечень того, по каким направлениям край собирается инвестировать и развиваться", – с этих слов Томенко начал заседание правительства. Вначале губернатору докладывали об инвестициях в строительство и создание новых объектов, вторая часть была посвящена расходам, связанным с проведением капремонта местных объектов краевой или муниципальной собственности.

Заседание проходило уже по традиционной схеме: зачитывался доклад, после переходили к обсуждению.

Министр финансов края Павел Дитятев уехал в командировку и не смог присутствовать на заседании, поэтому отчитывался по КАИПам его заместитель Анатолий Нагорнов.

В 2020 году край направит по инвестпрограмме 5,9 млрд, из федерального центра регион получит 2,6 млрд рублей, сообщили "ТОЛКу" в Министерстве экономического развития Алтайского края. Год назад цифры были такие: объем КАИП – 8 млрд 800 млн рублей, из них средства краевого бюджета – 5 млрд 500 млн рублей, средства федерального – 3 млрд 310,2 млн рублей.

На 21 декабря 2018-го краевая адресная инвестиционная программа была выполнена на 76%. В настоящее время итоги текущего года не подведены. Однако замглавы регионального Минфина Анатолий Нагорнов заявил, что по итогам текущего года программа может быть исполнена на 85%.

С участием федеральной поддержки в следующем году предусмотрено реализовать 56 проектов, 45 из которых – в рамках национальных и федеральных проектов (в 2019-м таких проектов было 4).

Чем был недоволен Томенко в этот раз (и в тот)

О чем речь шла 20 декабря 2018-го – ниже во фрагменте текста с заседания прошлого года.

2019

Первая претензия губернатора была к презентации, которая иллюстрировала доклад Нагорнова. "Слайды у вас непронумерованные. Коллеги, я вас уже раз 10 призывал (довести презентации до ума – прим. ред.), а министерство экономики в этом плане должно пример подавать. Слайды надо нумеровать. К ним возвращаемся по ходу рассмотрения вопроса", – остался недоволен Виктор Петрович.

Нагорнов отчитался, что наибольший объем средств (3,359 млрд рублей, или 57%) в 2020 году направят на завершение или продолжение начатых ранее работ на 61 объекте. На начало реализации проектов, документация по которым уже разработана, а также на завершение проектных работ планируется направить 21% средств. Таких объектов 85.

"5,9 млрд мы планируем собственных средств краевого бюджета направить на строительство, реконструкцию и капремонт объектов. Что у нас получается. Из этих 5,9 млрд 3,6 млрд могли бы и не собираться. Эти решения все приняты, они уже реализуются, и они автоматически переходят на 2020 год. Примерно это же касается еще 85 объектов.

Итак: есть у нас объекты, по которым в 2019 году была разработана проектно-сметная документация, она прошла экспертизу, и все готово к тому, чтобы их начинать. И наши отраслевые ведомства заявки подали, что надо бы начинать строить. Так это правильно. Для этого проекты и делаются, чтобы дальше их реализовывать. Таких объектов 85. В связи с этим задаю вопрос: есть ли еще, помимо этих 85 объектов, по которым ПСД тоже выполнено, тоже пройдет до конца года экспертизу, но в состав этих 85 они не попали по каким-то причинам?" – спросил губернатор.

Нагорнов ответил не сразу, молчание прервал глава региона, еще раз обратившись к докладчику. "Могу только сказать, что по программе социально-экономического развития не попали, потому что программа не утверждена", – ответил Анатолий Анатольевич.

 

Что ответил Томенко и о каких объектах он хотел бы знать

Из 5,9 млрд нераспределенных, по которым надо принимать решения, остались объекты на 1 млрд 300 млн рублей. Предлагается 400 млн оставить в резерве, 870 млн направить на 100 объектов. У Томенко возник вопрос, что это за объекты и как их выбирали.

56 объектов из 100 – это обязательства региона перед федерацией, пояснил Нагорнов. Губернатор тут же его перебил замечанием, что если мы уж взяли обязательства перед центром, то мы решения какие-то принимали и хочется понять, каким образом мы их принимали.

– (Нагорнов) Либо это были соглашения с Министерством просвещения, либо с другими органами исполнительной власти. И чтобы выполнить индикаторы, которые предусмотрены по соглашениям с федеральными органами исполнительной власти.

– (Томенко) Ну, понятно. На 56 объектов мы собираемся потратить примерно 600 млн. Это примерно по 10 млн на один объект. Это что за работы мы хотим сделать? Ну как пример. Здесь бы, конечно, требовался пообъектный перечень.

– (Нагорнов) Он есть, Виктор Петрович, перечень. И там вперемешку есть как разработка проектно-сметной документации, так и проведение ремонтов.

Еще один непонятный момент – что за 44 объекта, для которых заложена сумма 246 млн рублей на стратработы в следующем году. Точнее, как именно выбирались объекты, кто и как решал, что войдет в список, а что нет.

"Это проекты, по которым мы тоже имеем индикаторы по достижению обязательств", – пояснил Нагорнов.

"Почему выбрали эти 44, а не другие 22? Для того чтобы принять решение, что мы будем делать, надо на стол положить множество того, что нам надо. Вот у нас всего 246 млн осталось, и мы их хотим направить на что-то. А может, надо было взять 200 объектов и направить на каждый по миллиону? А может, и 44 объекта, как мы и сделали. Я просто не пойму, кто взял, кто решил и что мы должны оценить по поводу этих объектов".

Представитель экономического ведомства пояснил, что есть два основных критерия: состояние объекта и создание новых мест для обучения. Но аргументы не убедили губернатора. Томенко привел в пример состояние ФАПов в Алтайском крае – сегодня 200 из них требуется капитальный ремонт или строительство новых.

В конце доклада Нагорнова Томенко отметил, что единственный момент, который остался непрояснённым, – как вырабатываются и как подготавливаются проекты решений по поводу новых объектов. В остальном структура расходов ясна.

2018 год

Структура затрат 2019 года выглядит так: из 5,5 млрд почти 3,7 (64%) направят на строительство, реконструкцию объектов и приобретение жилья, привел данные Дитятев, чем тут же вызвал ряд уточняющих вопросов губернатора.

– (Томенко) Из 5,5 млрд почти 3,7 млрд мы направляем с вами на завершение тех объектов, на которых работы уже идут, по которым решения уже принимались, где работы надо продолжать или завершать. Первый вопрос: у нас с вами 3,7 млрд – это деньги, которые пошли на объекты, которые строятся или реконструируются? Или есть "переходящие"? Или капитальные ремонты? – (Дитятев) В данном случае это суммарно. Объекты капитальных вложений и ремонта.  – (Томенко) Ну надо было их разложить. Это первое. Теперь второе: на сумму 1,8 млрд мы можем принимать решение. И принимая сегодня проект программы, мы с вами определяемся, на какие объекты эти деньги будут направлены. При этом так определяемся: две трети суммы распределяем, одну треть оставляем в резерве. Чем резерв регламентируем? Почему такую большую сумму – 600 млн рублей – оставляем нераспределенной? Зачем мы это делаем?  Дитятев попытался объяснить, что это своего рода страховка на случай, если федеральное правительство примет дополнительное решение о выделении краю средств. "Мы из этого источника выделим краевое софинансирование", – объяснился Дитятев. И добавил, что 600 млн позволят более тонко чувствовать всю картину работы по КАИП за текущий год. Это в свою очередь поможет принимать правильные решения по недофинансированным проектам. Но глава региона продолжал задавать вопросы: – Мы оставили 600 млн рублей. Я пытаюсь понять формальную логику. Почему 300 млн не оставили?  – (Дитятев) Мы просто видим исполнение текущего года, что по факту недофинансирован объем порядка двух миллиардов рублей.  – (Томенко) Тогда 2 млрд надо оставлять, – перебил Дитятева Томенко, – я не могу логику понять, как мы на такие решения выходим? Не могу понять, как работает машина наша госуправленческая.  После попыток министра объяснить, как все же работает эта "машина", Томенко заявил, что список объектов, которые проходят по КАИП, должен быть структурирован, информация должна быть полной, а работа чиновников – открытой и прозрачной, "чего пока нет", подчеркнул губернатор. О каких проблемах опять говорили на заседании по КАИП

Главным распределителем средств по программе является региональный Минстрой. Глава ведомства Иван Гилев отчитался губернатору, что в 2020 году Минстрой края будет главным распределителем бюджетных средств по 77 объектам (в 2018-м было 99 объектов), а общий объем средств увеличился на 30%.

Основные проблемы (об этом говорили и другие докладчики: министр здравоохранения Дмитрий Попов и министр образования Максим Костенко) – отсутствие исходных данных для подготовки проектно-сметной документации.

Точно такие же проблемы назывались и год назад: нет проектов планировок, проектов межевания градостроительной территории, земельных участков. Были прецеденты, когда приходилось в течение года межевать землю для того, чтобы начать разрабатывать проект.

Одна из главных причин – отсутствие проектно-сметной документации по проектам КАИП, прошедшей госэкспертизу, и качество проектно-сметной документации как таковой. Про качество проектов спикеры говорили довольно эмоционально.

"Есть конкретные примеры, когда качество ПСД влияет на продолжительность госэкспертизы. По времени это может доходить и до четырех месяцев. В этой связи мы видим большую интенсивность труда коллег в госэкспертизе. И мы уже говорили, Виктор Петрович, что, может, на повестку вынести, подумать и поговорить об этом, чтобы рассмотреть увеличение штатной численности госэкспертизы", – предложил Максим Костенко.

  

Такая идея Томенко не понравилась. "Ей-богу, не могу взять в голову никак. Ни разу не слышал, чтобы наша госэкспертиза больше нормативного срока работала с документами. Ни разу не слышал. И если наша госэкспертиза должна работать за проектировщиков, которые плохие проекты сдают, ты еще хоть 300 человек введи, они столько и будут работать", – заметил губернатор.

 

Читать в полной версии ➔