Толк новости
Общество |

Дорога к успеху: как в Алтайском крае работает инклюзивное обучение

Как детям с ограниченными возможностями здоровья помогают учиться и социализироваться
Читать в полной версии ➔

Маленькая Арина старательно обводит шариком рисунок на странице. Многие дети ее возраста удивятся простоте задачи, а для нее это настоящее достижение.

Педагог-психолог Анна Доц работает с девочкой над развитием мелкой моторики. Сейчас они занимаются по специальной книге из дерева, где нужно подобрать шарик под цвет рисунка и, не отрывая руки, провести по извилистой линии. А до этого Арина собирала конструктор в соответствии с рисунком на карточке. Такие занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья проводят в школе села Налобиха. Здесь активно применяют инклюзивное обучение, которое полным ходом развивается в Алтайском крае последние несколько лет при поддержке органов исполнительной власти.

"Арина учится очень хорошо, старается. И таких особенных учеников у меня больше сорока. Есть дети, с которыми я работаю в школе, есть надомники. С каждым я стараюсь встречаться раз в две недели. Также работаю и с родителями. Мы беседуем, я им помогаю в некоторых вопросах воспитания. Работаю я и с обычными школьниками, для того чтобы они были более толерантными. В нашей школе для инклюзивного обучения есть все, что нужно", – рассказывает психолог.

Кабинету Анны Доц позавидуют многие школы и детские сады: помимо различных конструкторов, здесь есть кинетический песок, сухой бассейн, тренажеры для вестибулярного аппарата и зоны для релакса. Излюбленное место всех учеников – воздушная трубка, которую дети любят обнимать на перемене и слушать шум воды.

 

Школа  – для каждого

В налобихинской школе учатся 45 детей  с ограниченными возможностями здоровья, из которых 20 с умственной отсталостью и 25 с диагнозом "задержка психического развития". У всех индивидуальная программа. Для того чтобы работать с ребятами на нужном уровне, 70% педагогического состава прошло специальные курсы.

"Детей с ограниченными возможностями здоровья мы не отличаем от других, они у нас учатся на равных. Ребята участвуют в жизни класса и школы, общаются со сверстниками, учатся, посещают кружки и секции наряду с остальными. Есть комната психологической разгрузки. Многие наши учителя прошли курсы подготовки, чтобы работать в направлении инклюзивного обучения, у нас есть психологи и логопеды, а завуч школы получил диплом дефектолога", – делится директор налобихинской школы Вера Киселева.

 

?

Что известно о школе в Налобихе?

Школа появилась здесь в 1937 году. А в юбилейный для региона год  в рамках реализации программы "75х75" в селе построили для школы новое здание площадью почти 7 000 квадратных метров, рассчитанное на 520 мест.  Новая школа обеспечивает все необходимые условия для развития личности ребенка. А материально-техническая база обеспечивает формирование открытого единого образовательного пространства: имеются в наличии условия, гарантирующие комфортность образовательного процесса и обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся и педагогов. Недавно структурным подразделением школы стал налобихинский детский сад. Также в школе работает специальный класс, где занимаются с детьми, которые в детсад не ходили. Их готовят к школе в игровой форме и помогают социализироваться.

Еще здесь есть Музей солдата Великой Отечественной войны, где отражен вклад села в победу и представлен боевой труд ветеранов. Также здесь работают современные компьютерные классы, кулинарная и швейная мастерские, а также разнопрофильные классы труда, есть класс для занятий по вождению и многое другое.

 

Школа носит имя знаменитого жителя Налобихи – разведчика и связиста Алексея Скурлатова, который стал кавалером двух орденов Красной Звезды и обладателем многих других наград. Он послужил прообразом для знаменитого "Алёши" — памятника советским воинам-освободителям в болгарском городе Пловдив, про который также была написана одноимённая песня.

Учитель физической культуры Светлана Крахмалева тоже занимается с особенными детьми. Ее подопечная, восьмиклассница Таня, сейчас научилась одновременно работать руками и ногами. Для нее и многих других детей на инклюзивном обучении здесь также есть все необходимое: специальные дорожки, деревянные кочки, педальный тренажер и многое другое, что позволяет им поправить здоровье. 

"У Тани проблемы со спиной. Сейчас мы изучили с ней новые упражнения на шаре, которые ей очень полезны. Еще она научилась вести мяч рукой – это разминает пальцы, чтобы ребенку было легче писать", – уточняет учительница. 

У Светланы Крахмалевой тоже есть надомники. С некоторыми она занимается по специальной индивидуальной программе развития. И дело не только в физической нагрузке: Светлана помогает детям развивать мышление, речь, письмо и память. С Татьяной она работает уже третий год и видит, каких успехов девочка добилась за это время.

"Раньше она почти не говорила, сейчас разучила несколько слов, научилась считать до пяти и писать, хотя до этого даже ручку держать не могла. Она обводит трафареты, делает аппликации, даже участвует в конкурсах – для нас это невероятный прогресс, и мне самой очень приятно. Она была замкнута, а сейчас раскрылась, у нее позитивный настрой, и дети к ней относятся очень хорошо. Но я ее не выделяю среди них, напротив, стараюсь, чтобы она училась работать в команде. Вот сегодня у нас была эстафета, и она бегала вместе со всеми. У нас очень хорошо укомплектован класс различными тренажерами и приспособлениями, которые помогают и обычным школьникам. Они тоже на них работают, чтобы не было плоскостопия и сколиоза", – объясняет педагог.

Учитель физкультуры активно учится и сама: недавно прошла курсы по адаптивной физкультуре, смотрела, как работают в Краевом реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями "Журавлики". Светлана много читает дополнительной литературы, смотрит материалы и занимается самообразованием.

"Это мое желание учиться и развиваться. Я понимаю, что это нужно детям и мне самой. Единственное – не хватает медицинского образования, я хотела бы пройти дополнительные курсы по лечебной физкультуре. Иногда дети подходят, а я не знаю, что сказать. Сажусь, ищу, читаю. Вот мальчик подходил с травмой руки, ему ее нужно разрабатывать, буду изучать, как это сделать", – говорит Светлана. 

?

Зачем нужно инклюзивное обучение в школе и какие задачи оно решает?

Инклюзивное обучение обеспечивает индивидуальный педагогический подход к ребенку с учетом специфики нарушения развития. Помогает детям интегрироваться в образовательную и социальную среду, помогает как самому ребенку, так и его семье. Формирует толерантное отношение общества к различным нарушениям развития.

Основные принципы:

Ценность человека не зависит от его способностей и достижений. Каждый человек способен думать и чувствовать. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным. Все люди нуждаются друг в друге. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут. Разнообразие усиливает все стороны жизни.

Семья многодетной мамы Анны Бабиной переехала из Омска в Налобиху по личным обстоятельствам. Старший сын женщины – инвалид, у него психиатрическое заболевание с рождения. С первого класса мальчик посещал специальную коррекционную школу, а в селе ему пришлось идти в обычную. Анна сильно переживала, как его встретят дети и учителя. Оказалось – зря. Сейчас мальчик уже готовится к выпускным экзаменам, а маму консультируют педагоги.

"Сыну в этом году сдавать экзамены, я пришла узнать, как это все проходит. Мы планируем, что после того, как ребенок окончит школу, он пойдет учиться дальше. Он уже окончил художественную школу и очень любит заниматься резьбой по дереву, хочет быть столяром. Нам сказали, что ему нужно будет сделать свой проект: какую-то поделку, презентовать и защитить ее", – поясняет Анна Бабина.

По признанию женщины, обучение в школе Налобихи гораздо лучше, чем в коррекционной. Ребенку очень нравится, да и ей удобно: в течение года Анну здесь поддерживали, объясняли многие вопросы, связанные с обучением сына.

"Я очень волновалась, как будут относиться к ребенку дети и преподаватели, он все-таки необычный, но мои переживания не оправдались. Его приняли очень хорошо. Сына поддерживают и принимают таким, какой он есть, все стараются, чтобы ему было комфортно. Здесь образование намного лучше, чем в коррекционной школе. Ребенок себя нашел полностью: он занимается спортом – его заметил преподаватель и подбирает ему упражнения специальные, ходит на кружки и активно участвует в жизни школы, как все другие дети. С учителями он дружит, к каждому может обратиться за помощью. Он приходит домой довольный и идет в школу с радостью и без страха", – заключает Анна.

По словам директора налобихинской школы Веры Киселевой, особенные дети выпускаются каждый год и благодаря их учителям, как правило, поступают дальше. Многие получают рабочие специальности, в том числе в Алтайском агротехническом техникуме села Косиха, где также реализуется инклюзивное обучение.

Путевка в жизнь

Алтайский агротехнический техникум в Косихе готовит своих учащихся по многим специальностям. Это современный и сильный образовательный центр, после которого можно как продолжить обучение, так и начать трудовую деятельность. Сюда едут учиться со всего региона, и здесь так же, как и в Налобихе, охотно работают с подростками с ограниченными возможностями здоровья.

Светлана Лобан – мастер производственного обучения в техникуме. Она преподает своим студентам специальность "Продавец, контролер, кассир". Ее класс похож на реальный магазин. Сейчас ребята изучают украшение витрин и праздничную раскладку товара. Помимо девушек, есть всего несколько парней, среди них Александр и он инвалид, но от одногруппников не отстает, работает в полную силу, за что Светлана его часто хвалит.

"Я очень люблю своих студентов, они у меня все умнички. И ребята с ограниченными возможностями также легко вливаются в коллектив. Александру очень нравится работать с кассовым аппаратом и заниматься творчеством. Он очень старается, наблюдает за другими детьми, быстро вовлекается в дело, а однокурсники активно помогают ему. Он очень общительный и доброжелательный. В моей группе уже третий год такие дети учатся. Заболевания разные, но сложностей ни с кем не было, они все такие отзывчивые и добрые. Я их всех люблю, они все мои родные. Работать с ними мне нравится", – делится впечатлениями Светлана Лобан.

 

Учатся студенты с инвалидностью и на поваров, как, например, Дарья Локтионова, она сейчас на третьем курсе. В техникум по этой специальности решила идти еще в школе, так как посчитала данное направление перспективным, и не разочаровалась.

"Мне нравится эта профессия, потому что она очень нужная для жизни и творческая: готовить еду и оформлять ее – это целое искусство. Пригодится как для профессионального развития, так и в семейной жизни. У нас постоянно обновляется оборудование, сейчас пробовали готовить на новой технике су-вид (приготовление в вакууме – прим. ред.). Преподаватели тоже у нас очень хорошие", – считает Дарья.

 

По мнению председателя комитета по образованию и делам молодежи Косихинского района Елены Бессмертных, очень важно, чтобы родители вовремя определяли проблему и не скрывали ее. Если семья обращается за помощью, пока ребенок мал, с ним сразу же начинают работать психологи и логопеды, что позволяет ему развиваться и не замыкаться в четырех стенах.

"Главное здесь принадлежит родителям, которые вовремя должны определить проблему. Когда к нам приходят с малышами, с ними начинают работать специалисты, и либо малыш посещает детский сад, либо получает помощь в центрах, куда его водят родители. Потом детям проще получить школьное образование и поступить в среднее специальное образовательное учреждение. В нашем районе 241 ребенок с ОВЗ или инвалидностью: кто-то получает образование дома, кто-то инклюзивно. Эта проблема всегда была, но сейчас появилась мощная база по работе с такими детьми. Так, по программе "Доступная среда" четыре наших учреждения получили специальное оборудование. Наши педагоги прошли специальные курсы и выучились на логопедов, психологов, дефектологов. Потому что все понимают, как это важно – работать с такими детьми", – уверена Елена Бессмертных.

Высокая оценка

Свои успехи по реализации инклюзивного обучения в Налобихе и Косихе продемонстрировали министру образования Максиму Костенко, который навестил образовательные организации в середине декабря. Итогами работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья глава ведомства остался очень доволен.

"Так сложилось, что несколько лет подряд в начале декабря особое внимание уделяется этой проблеме. Органы исполнительной власти региона не может не волновать самореализация таких "особенных" ребят. Сейчас в различных организациях у нас их занимается почти 15 тыс., из которых 10 тыс. – школьники. Для нас важно создать такие условия, чтобы ребенок не имел никаких барьеров к получению образования. Сейчас мы заключаем соглашение с Академией образования и Институтом коррекционной педагогики, чтобы усилить методические подходы, повысить образовательные результаты и создать условия социализации таких детей. Чтобы, когда они выросли, стали конкурентоспособными специалистами на рынке труда", – уточняет Максим Костенко.

Министр убежден, что главное в инклюзивном обучении, что особенные дети не сидят дома и не оставлены с родителями один на один, а интегрируются в социум и развиваются. Получают образование и дальнейшую специальность.

Читать в полной версии ➔