"Цифровой" министр Алтая об интернете на селе, кадрах и цифровой экономике
Алтайскому министерству цифрового развития и связи всего год. В 2019-м команда под управлением министра Евгения Зрюмова работала по региональным программам в рамках национальной программы. Что сделано за это время, какие задачи стоят на ближайшее время и как изменится жизнь жителей региона, рассказал министр цифрового развития региона Евгений Зрюмов.
– До 2018 года в Алтайском крае не было министерства цифрового развития. Вы начинали все с нуля. Что удалось сделать за год?
– Сказать, что все было собрано с нуля, нельзя. Формировалась определенная структура в рамках других органов власти и ведомств. Но было деление, которое не способствовало сосредоточению усилий именно на цифровом развитии региона. И решение губернатора, которое было принято год назад, – сосредоточиться именно на решении задач цифровизации в Алтайском крае на базе министерства цифрового развития и связи – позволило решить те вопросы, которые изначально стоят по нацпрограмме "Цифровая экономика". Ну и, скажем так, смотреть на перспективу – что нам еще дополнительно надо сделать.
– Как обстоят дела с командой обновленного министерства? Удалось ее сформировать?
– Конечно, за этот год сформировалась команда, мы определили болевые точки. Для нас чрезвычайно важно формирование информационной инфраструктуры. Это информационная безопасность, региональная информатизация, развитие связи и телекоммуникации. И каждый отдел отвечает за свое направление. И, конечно же, способствует его развитию.
– Что такое информационная инфраструктура?
– В рамках информационной инфраструктуры в 2020 году (мы фактически провели всю подготовительную работу) будем формировать центр обработки данных Алтайского края, где мы разместим все наши государственные информационные системы, чтобы они единообразно были защищены (с точки зрения информационной безопасности), были осуществлены единообразные подходы к хранению, доступу к этим данным. И, конечно же, все переживают за конфиденциальность, сохранность персональных данных. Мы выстроили единую политику, и эта задача в течение 2020 года будет решена.
– Вы сказали, что вами и вашей командой в начале работы были определены болевые точки. О чем идет речь?
– Не скажу, что мы находимся в конце списка регионов по цифровизации, на самом деле мы в середине. В регионе уделялось внимание цифровому развитию, и сейчас мы продолжаем эту работу.
Если говорить про болевые точки, то они схожи с проблемами других регионов. Конечно, без построения сетей связи развитие цифровой экономики невозможно. И когда мы только приступили к работе, то понимали, что структура расселения жителей края такова, что у нас большое количество проживает в сельской местности. У нас большое количество населенных пунктов, где нет доступа к высокоскоростному интернету. Это, в свою очередь, тормозит доступность к государственным информационным системам, к государственным услугам. А тренд таков: чтобы сократить время на получение этих госуслуг, минимизируют количество персональных обращений в органы власти, используя этот ресурс.
Мы провели большую установочную работу, чтобы с середины 2019-го войти в региональный проект нацпрограммы "Цифровая экономика". Программа называется "Информационная инфраструктура". И связан он с подключением социально значимых объектов к сети Интернет. Всего в регионе до 2021 года будет подключена колоссальная цифра – 2537 социально значимых объектов. По всей России не проводилась такая работа в принципе.
И мы войдем почти в тысячу населенных пунктов, где до этого времени не было высокоскоростного интернета. Подключая соцобъекты с исполнителем госконтракта (ЭР-Телеком), мы создаем инфраструктурный слой, через который можно поставлять услуги в электронном виде и переформатировать работу. Это же касается и доведения современных методов обучения – электронные учебники, дистанционные образовательные модули, различные симуляторы, которые доступны в школах. Также мы говорим про телемедицину, когда можно осуществлять коммуникации центральных больниц вместе с ФАПами либо быстро передавать информацию для оперативной консультации.
В списки соцобъектов включены, например, пожарные участки, объекты Росгвардии и ЦИКи. Конечно же, мы рассчитываем, что этот базис позволит подключать не только социально значимые объекты, но и частные домохозяйства и коммерческие организации, уже сейчас идут заявки от бизнеса. Это вполне нормальная история, которая имеет свое продолжение. В 2019 году мы подключили 592 соцобъекта из этого списка.
Проект непростой, амбициозный, но мы видим дополнительные позитивные примеры, если в населенном пункте есть интернет, то решается половина задач по строительству объектов сотовой связи с точки зрения развития мобильных операторов. Им уже не нужно доводить каналы связи, им надо только поставить объект – половину затрат государство взяло на себя.
– Подключение 2537 социальных объектов к высокоскоростному интернету полностью закроет потребность Алтайского края?
– Сколько еще появится объектов в ближайшие два года в регионе, мы не можем спрогнозировать. Поскольку, например, у нашего минздрава есть большая программа по строительству ФАПов. За это время часть из них будут модернизированы. Также будут построены новые школы и так далее. Так что этот список "живой". И в течение двух лет мы будем его обновлять, так что изменения предвидятся.
Выделена группа соцобъектов, но выпали другие объекты, которые также чрезвычайно важны, но не попали в этот список. Например, "выпали" детские сады. Подключение детских садов к интернету должно идти за счет собственных средств. И такая ситуация по всей России. Аналогичная ситуация с домами культуры. Однако мы понимаем, что если интернет "зашел" в село, где есть эти объекты, то довести последнюю милю до этого объекта – это уже на порядок менее затратная задача, чем довести интернет до того или иного населенного пункта.
– Переход на цифровое ТВ в Алтайском крае: какая работа была проделана и каков результат этой работы?
– Наш регион перешел на цифровое ТВ 25 декабря 2018 года. Было доступно подключение к двум мультиплексам. За это время мы провели большую работу. Не только коллектив министерства цифрового развития региона трудился над этой задачей. Это и волонтерские организации, управление по молодежной политике, минсоцзащита края, а также партнеры из управления печати и массовых коммуникаций. Проведена работа по информированию населения, была оказана помощь при переходе на "цифру", материальная помощь социально незащищенным гражданам. И всей командой мы отработали, чтобы снять все барьеры, которые могли возникнуть и сгладить этот переход.
Цифровое ТВ доступно каждому жителю. Но надо сказать, что 98% жителей региона имеют возможность принимать эфирное ТВ (с помощью антенны), а у 2% такой возможности нет из-за рельефа местности, и сигнал можно получать только с помощью спутниковых комплектов. Для социально необеспеченной категории граждан были разработаны программы поддержки и компенсировалась стоимость цифровой приставки или стоимость спутникового комплекта, на эти цели было потрачено 3,2 млн. Все, кто обратился, получили эту помощь.
Это была принципиальная позиция губернатора: помочь всем, кому это необходимо. И мы эту работу провели.
Отдельная и не менее важная задача – обеспечить наших ветеранов ВОВ цифровыми приставками и доступом к "цифре". Здесь была проведена большая работа Министерством социальной защиты Алтайского края.
Отдельное наше достижение – волонтерская работа. Регион привлек к этой деятельности беспрецедентное количество участников – более 2,5 тыс. волонтеров. Это и студотряды, и различные волонтерские организации, и "серебряные" волонтеры.
Основная нагрузка была летом, с 3 июня, когда отключили аналоговый сигнал, но за три недели все вопросы были решены. Если подводить итоги этой деятельности, то было заседание Правительственной комиссии и Алтайский край выделен одним из пяти регионов, где максимально эффективно (по признанию самой комиссии) была проведена организационная работа по переходу на "цифру".
Еще один момент – работа летом не была закончена. Так, 29 ноября на канале ОТР появились вставки нашего регионального канала "Катунь 24".
– Цифровизация экономики – одна из ключевых задач, о которых говорил президент. Какая работа ведется в этом направлении?
– Нам в помощь даны пять региональных проектов, которые также указаны на федеральном уровне. Суть следующая: до этого все процессы, которые происходили, были связаны с накоплением данных. Но как на основе этих данных делать выводы, которые были бы полезными, мало кто задумывался. И теперь надо переходить к другому этапу на переосмысление всех этих процессов.
Отдельный региональный проект – "Информационная безопасность". Когда мы имеем большие массивы данных, нам необходимо эти массивы защищать. Именно в этом региональном проекте звучит еще один показатель – переход на отечественное программное обеспечение. Это тоже для нас приоритет. И мы сейчас формируем центр компетенции по внедрению отечественного программного обеспечения, чтобы можно было его использовать в органах власти и транслировать этот опыт по всему региону.
Есть региональный проект – кадры для цифровой экономики. Без подготовки кадров решить эту задачу тоже невозможно. Это кадры, которые должны непосредственно заниматься разработкой программного обеспечения и его сопровождением. Но и в более широком смысле – любые специалисты, которые в своей деятельности используют эти продукты. А сейчас невозможно представить хоть одну отрасль, где не использовались бы информационные технологии.
Для нас очень важна цифровизация сельского хозяйства. Это один из локомотивов деятельности. Есть много решений и возможностей, которые надо донести до потребителей, чтобы они это использовали и повышали эффективность своей работы.
У нас есть региональный проект по информационной инфраструктуре и "информационные технологии". Необходимо обеспечивать поддержкой организации, которые занимаются внедрением информационных технологий или различных цифровых сервисов. Помощь оказывается в виде субсидий и грантов, конкурсы проводятся на уровне России, они максимально открыты. У нас уже две компании с нашей помощью подали заявки на этот конкурс.
Что касается сельского хозяйства, то решений в этой области очень много – как отечественных, так и зарубежных. При прочих равных отдавать преимущество надо отечественному разработчику. Сказать про цифровизацию сельского хозяйства можно в разрезе того, что Алтайский край стал пилотным регионом по цифровизации этой отрасли. Мы являемся примером для многих других.
– Еще про "Цифровую экономику". Топ задач, которые стоят перед вашим министерством?
– Развитие инфраструктуры связи, совершенствование государственных услуг. Мы сейчас идем по пути создания суперсервисов. Это значит, что отдельные государственные сервисы, которые существовали сами по себе, но логично между собой связаны. Самый яркий пример – рождение ребенка. Когда рождается ребенок, надо пройти десять инстанций, чтобы получить все документы.
И сейчас Минкомсвязью РФ разрабатываются карты на базе суперсервисов, когда проактивно уже ожидает тебя результат, если действие уже совершилось. Эти результаты как раз и будут собираться автоматически, чтобы человек просто пришел и получил документ по заявленному ранее событию.
За 2019 год мы вошли в несколько пилотных проектов федеральной Минкомсвязи. Один из них – гос-вэб. Все сайты органов власти и госучреждений должны быть универсальны, выглядеть одинаково и предоставлять понятный контент.
– Какое финансирование запланировано на нацпрограмму "Цифровая экономика" из федерального бюджета? Сегодня говорится, что Москва слишком поздно определилась с бюджетом на федеральном уровне – и с общей суммой, и с деньгами на 2019-2020 годы.
– Если мы говорим про реализацию проектов, то сейчас в Алтайском крае нет ни одного рубля. Потому что деньги выделяются исполнителям контрактов напрямую из Москвы. Например, на подключение к сети Интернет был затрачен 1 млрд 600 млн. Это цена контрактов на подключение социальных объектов к высокоскоростному интернету.
Позиция такова, что распределением средств напрямую занимается федерация. Я думаю, что в 2019 году процесс формирования повестки завершится и будет более понятным распределение и доведение средств до регионов. Сейчас мы видим на 2020 год работу в рамках программы по совершенствованию цифрового государственного управления – из федерального бюджета краю выделяется более 8 млн рублей. И так же точечно будет отрабатываться каждое из направлений.