Как выглядят, живут и меняются рынки Барнаула
За последние пять лет многие барнаульские рынки заметно изменились: они стали уютнее и расширили ассортимент. Однако вернуть некогда огромный поток покупателей не получается из-за того, что отдельные составляющие формата позаимствовали другие ритейлеры. Фотопроект "ТОЛКа" показывает, какими стали рынки в 2020 году.
Сегодня на одних рынках Барнаула можно вполне себе погрузиться в эпоху 1990-х, а на других – оказаться в современном пространстве.
Главные изменения на рынках Барнаула Исчезли исключительно рыночные покупатели, для которых ярмарки и базары были почти единственным местом покупок свежих продуктов – мяса, молочной продукции, сыра, колбасы и т. д. Одни переключились на гипермаркеты или магазины у дома. Другие, особенно молодежь, не хотят общаться напрямую с продавцами, торговаться. Им проще выбрать товар в понятной упаковке, нужного размера, цены и качества. Новый покупатель появился, но он особенный. Таким людям нужен особенный товар: фермерский или, например, производителей, которых не найдешь в сетях. Также появились приверженцы здорового питания, веганы и другие люди, которым нужен особый набор продуктов. Крупные рынки раздробились на множество лавок со свежим мясом, зеленой гречкой, выпечкой, сырами и другими товарами. Они открываются рядом с сетевыми ритейлерами, развивают свои магазины или отдают продукцию на продажу в несетевые магазинчики у дома. Рынки потеряли уникальность. Из-за обилия мест, где можно купить продукты, рынки становятся просто одним из мест формата "у дома". Чтобы расширить число покупателей, собственники проекта тратятся на рекламу и маркетинг, а также зовут в арендаторы крупных ритейлеров вроде Fix Price. Рынки не выдерживают заявленный формат – торговать только фермерской продукцией по ценам производителя. Все потому, что не удалось найти достаточно фермерских хозяйств, которые бы могли сами торговать. "Старый базар", или рынок "Центральный"Рынок не работал с 2015 года. Он открылся после реконструкции в декабре прошлого года. Новый собственник – ГК "Сибирия" – оставил основу проекта 1986 года нетронутой, но заменил изношенные конструкции и привнес современные элементы.
У здания сохранили цветной витраж, вместо уличных лестниц появились эскалаторы в торговых залах. Владельцы уделили большое внимание интерьеру, создавая эко-образ. Большая площадь выделена под кафе, но пока большая часть только готовится к открытию.
Собственники решили сохранить формат уличной торговли, но все же сделали его более цивилизованным: на площади рядом со "Старым базаром" появились закрытые павильоны для торговли.
Новый рынок, или "Юбилейный"Долгие годы был муниципальной собственностью, с 2011-го это коммерческое предприятие. Здание реконструировано. Вокруг организованы павильоны для уличной торговли. Рынок удобно расположен рядом с авто– и ж/д вокзалами. Сюда удобно приезжать продавцам фермерской продукции, сборщикам ягод и желающим продать овощи и фрукты со своих огородов.
После запуска ТРЦ "Пионер" рынок "Юбилейный" очистили от "дикой" уличной торговли.
Рынок "Янтарный"Один из первых рынков нового формата в Барнауле. Он открылся в 2014 году и сейчас имеет стабильный пул арендаторов. Налажено сотрудничество с несколькими фермерскими хозяйствами, поставщиками свежей рыбы и других товаров. Удобное расположение на пересечении нескольких крупных спальных районов дает поток покупателей.
Крытый рынокРасположен на Потоке. Принадлежит администрации Барнаула. Торговля идет в здании, построенном в советский период. Это один из рынков старого формата.
Сельхозрынок на ул. Северо-ЗападнойОткрылся в 2008 году как проект правительства Алтайского края. Он должен был стать точкой, куда фермеры региона могли бы без проблем привозить свою продукцию и напрямую предлагать покупателям. Однако торговлю удалось наладить только "перекупам". Рынок фермерских продуктов оброс сопутствующими магазинами.
"Фермерский дворик"Рынок, который открыли собственники "Сити-Центра" после того, как "Старый базар" закрылся и несколько лет не работал. Задумка была в том, чтобы забрать его продавцов и покупателей и "закрыть" спрос на рыночную продукцию со стороны жителей центра Барнаула.
Проект периодически испытывает трудности, иногда часть торговых площадей простаивает.
"Эко-ярмарка "ВДНХ"Работает с 2016 года. Одной из причин запуска проекта стало также желание собственников "перетянуть" к себе покупателей "Старого базара". Однако мощного старта не получилось, потому что фермеры опять же не ринулись к прилавкам. Несколько лет потребовалось "Эко-ярмарке" ВДНХ", чтобы встать на ноги. Существенную часть торговых площадей занимают сетевые магазины народных товаров, одежда, блошиный рынок, фудкорт.
Китайский рынокСамый большой рынок Барнаула, который до сих пор находится в собственности Алтайского края. У него есть теплые павильоны, где представлены продукты и другие товары. А также широко представлена уличная торговля одеждой и другими товарами. Это рынок старого формата.