В одной лодке: власти и бизнес договорились о реконструкции аэропорта в Барнауле
Максимум весной 2023 года в Барнауле появится новый аэровокзал. Его строительство обойдется примерно в 3 млрд рублей. Заниматься инвестпроектом будет "Новапорт-холдинг", которому для этого значительно увеличат долю в "Авиапредприятии "Алтай". Об этом подробно говорили 19 февраля на заседании правительства Алтайского края.
Каким будет новый терминал?Площадь нового терминала составит не менее 8,5 тысяч кв. метров. Он будет рассчитан на обслуживание пассажиров только внутренних авиалиний.
Новый терминал будет "глубоким и высоким", сказал гендиректор "Новапорт-Холдинга" Сергей Рудаков. "И это не случайно", – отметил он. Сейчас у действующего здания аэровокзала глубина 20 метров, и ее категорически недостаточно по новым требованиям.
Сейчас на входе стоит оборудование для досмотра, которого не было раньше. "После входа сразу упирались в регистрацию, а потом уходили в накопитель, где одни стулья, ни одного буфета. Сейчас таких норм нет!" – сказал Рудаков.
По его словам, около входа должно быть 7 метров, даже если на регистрации стоит очередь в 10 метров, место еще должно оставаться. Кроме того, должен быть зал, где люди могут отдохнуть, попить кофе, поиграть с детьми.
"Поэтому никакой реконструкции в старом здании быть не может", – сказал Рудаков.
Край продает аэропорт за 600 млн"Новапорт-Холдинг" согласился на то, чтобы реализовывать этот проект, только на условии увеличения своей доли в "Авиапредприятии "Алтай", управляющем аэропортом.
Сейчас в нем Алтайскому краю принадлежит 52% акций, а "Новапорту" – 48%. В ближайшее время, после подписания инвестиционного договора, будет проведена эмиссия ценных бумаг. Это значит, что "Авиапредприятие "Алтай" дополнительно выпустит более 320 тысяч акций, которые выкупит "Новапорт" примерно за 600 млн рублей.
После этого доля компании составит 75% минус одна акция. А у края останутся 25% плюс одна акция. Региональный пакет будет блокирующим. Это значит, как объяснила Елена Зинкова, глава крайимущества, что авиапредприятие не сможет принять важные решения без одобрения региона.
К числу таких решений относятся изменение устава, реорганизация или ликвидация, совершение крупных сделок и т. д.
Губернатор Виктор Томенко так прокомментировал сделку: "Край от нее ничего не теряет и пока ничего не приобретает. В случае, если инвестпроект реализуется, мы будем владеть четвертью в хорошем предприятии с хорошей перспективой. Но пока у нас как было 169 тыс. акций, так и остаются".
Глава региона, впрочем, добавил, что после сделки само предприятие станет богаче: "Плюс будут обязательства акционера привлечь заемные деньги и превратить их в основные фонды. Это даст возможность зарабатывать прибыль, а пассажирам – комфортно летать".
На какие деньги построят терминал?Аэровокзал будет строиться в том числе на заемные средства – холдинг возьмет кредит в Сбербанке. Алтайское авиапредприятие даже после изменения структуры собственников сделать это не сможет – слишком маленький пассажиропоток сейчас у барнаульского аэропорта, объяснил Сергей Рудаков.
"Может ли 500-тысячник (количество пассажиров в год. – Прим. ред.) попросить 2 млрд у хорошего правильного банка? Не может. Банк не пропустит через кредитный комитет. Барнаул может попросить 300-400 млн", – сказал глава холдинга.
Поэтому деньги в Сбербанке будет брать холдинг. "За ситуацию с кредитным портфелем мы не волнуемся и не принимаем решения, которые привели бы к неустойчивому состоянию", – подчеркнул Сергей Рудаков.
По его словам, невозможно сейчас запроектировать убыточный бизнес-процесс, "потому что участвуют и государство, и эффективный собственник".
"Если у меня что-то не получится, то я потеряю деньги, а вас начнут спрашивать об эффективности распоряжения собственностью. Мы в одной лодке. И очень важно, что проект, который мы будем с вами рисовать, пройдет кредитный комитет Сбербанка. Он будет проштампован и будет сказано "эффективный – выделить деньги". Это означает, что в определенный момент мы вернем деньги, у нас будет чистый аэропорт, который станет или платить дивиденды, или строить следующий терминал", – объяснил Рудаков.
Когда начнутся работы?По мнению Рудакова, если сейчас власти соглашаются на эмиссию, то ждать завершения сделки для начала реализации проекта не нужно. Он сказал, что при стоимости проекта в 3 млрд рублей его проектирование обойдется примерно в 170 млн. И первый аванс в 8-10 млн рублей можно сделать уже в ближайшие 3,5 месяца.
"Мы в этом случае при любых обстоятельствах к сезону 2023 года успеваем построить терминал абсолютно точно", – сказал Рудаков.
Он готов провести общественное обсуждение проекта. "Мы в этом вопросе гибкие", – сказал он.
Какие риски?Главный риск – состояние аэродрома. Последний раз реконструкция взлетно-посадочных полос проводилась в 1998 году. И в федеральную программу до 2024 года Алтайский край не вошел.
"У нас есть общая беда – аэродром. И эта беда пострашнее терминала. Потому что терминалы можно наставить. Ущербность останется, если мы не решим проблему", – обратился Рудаков к губернатору.
Что будет дальше?Как рассказал министр транспорта края Александр Дементьев, на первом этапе будет построен терминал для внутренних линий. Затем возможна реконструкция сегодняшнего аэровокзала.
По словам Рудакова, когда новый терминал введут в эксплуатацию, высвободится 4,5 тысячи кв. метров в хорошем состоянии.
Что известно о "Новапорт-Холдинге"?Это крупная компания, которая на тех или иных условиях владеет почти двумя десятками региональных аэропортов. Общий пассажиропоток в них превышает 24 млн человек. Аэропорты расположены в центральной части России (Саранск, Волгоград и другие), на Урале (например, Челябинск) и в Сибири (Новосибирск, Томск, Кемерово, Барнаул и другие).
В компании работают 10 тыс. сотрудников.
Татьяна Гладкова, Елена Маслова