Зашел с тыла. "Холидей" нашел еще способ стрясти деньги с алтайских компаний
Торговая сеть "Холидей" Николая Скороходова опять угрожает поставщикам. Теперь – за "воровство" торговых марок (ТМ), под которыми производители поставляли продукцию в сеть. Фактически ТМ принадлежат фирме предпринимателя – "Холидей Маркетингу". Барнаульский производитель детской одежды в суде проиграл дело и обязан выплатить "Холидею" 2,5 млн рублей. Аналогичные иски ждут и другие партнеры сети.
Об этом 10 марта говорили на очередном круглом столе ОНФ по банкротству ритейлера и потерях алтайских производителей.
Что придумал "Холидей"У "Холидея", как и у других крупных ритейлеров, множество своих торговых марок (private label). Он заключал договоры с производителями, чтобы те выпускали продукцию определенных характеристик с их логотипом.
Фактически же ТМ принадлежат юрлицу "Холидей Маркетинг". В сентябре 2019 года компания предъявила иски поставщикам за то, что они незаконно пользовались их собственностью – торговыми марками.
"Холидей" ввел нас в заблуждение, предоставив торговую марку "Игрята". Собственник "Холидей Маркетинг" заявил, что мы своровали ее. Как если бы мы своровали ТМ Adidas или "Смешарики", нашивали бы их лейблы на продукцию", – поясняет Константин Рябинин, собственник "Константы".
Аналогичные иски ждут алтайские производители, которые поставляли в сеть продукцию под торговыми марками сети. Наталья Пинигина, юрист "Опоры России", говорит: "Холидей Маркетинг" пока подал по одному иску в разных регионах. Он создает прецеденты и в дальнейшем сможет использовать в судебной практике.
"Поэтому нам предстоит изучить это дело, чтобы производители могли выстраивать сильную защиту", – говорит Наталья Пинигина.
Как попались?Евгений Госьков, председатель алтайской "Опоры России", поясняет: между поставщиком и владельцем ТМ должен заключаться лицензионный договор на право пользования интеллектуальной собственностью (ТМ). "Обычный договор поставки его не заменяет, – подчеркивает Госьков. – Поэтому все, кто не имеет такой договор, – нарушители".
Наталья Пинигина считает, что нельзя однозначно говорить о халатности поставщиков.
"Многие работали с сетью с 2000-х годов и знали ее как порядочного и надежного партнера, который выполняет свои обязательства. И важно, что изначально торговые марки принадлежали "Компании Холидей". А затем их передали (как именно, предстоит разобраться) "Холидей Маркетингу", – пояснила "ТОЛКу" Наталья Пинигина.
Сеть, как добропорядочная компания, должна была оповестить своих партнеров, что условия работы изменились, считает Пинигина. Но этого не произошло.
"Не будет же производитель каждый день интересоваться в Роспатенте, кому в этот день принадлежит торговая марка. Эти выписки стоят денег", – добавляет она.
Юристы не исключают, что "Холидей" мог готовить такой инструмент дополнительного заработка на исках за ТМ. Они обращают внимание на то, что "Холидей Маркетинг" не обратился в суд против "Компании Холидей". Ведь она, по сути, продавала контрафакт и тоже должна понести ответственность. Но это уже предмет разбирательств правоохранительных органов.
Банкротство как итогВ "Холидей" барнаульская компания "Константа" поставляла одежду для детей на 20 млн рублей в год. Если апелляция по делу о ТМ "Игрята" будет не в пользу Рябинина, он обанкротит предприятие. В этом бизнесе работает около 20 человек.
"Иск конкурсного управляющего сети составляет 4 млн рублей. Плюс это проигранное дело – 2,5 млн. Это очень много для небольшого предприятия. Мне все еще не верится: мы были уверены, что суд оценит "игры" "Холидея" и встанет на нашу сторону", – говорит предприниматель "ТОЛКу".
Ущерб алтайских производителей от возможных исков "Холидей Маркетинга" еще не оценен, пояснил "ТОЛКу" Александр Евстигнеев, начальник управления Алтайского края по развитию предпринимательства. Об этой практике стало известно накануне, и региону только предстоит понять последствия двойного удара, отметил он. Речь идет об исках со стороны конкурсного управляющего сети.
По данным управления по предпринимательству, с 43 алтайских производителей требуют 230 млн рублей. Деньги следует вернуть в конкурсную массу, потому что их выплатили за месяц до банкротства сети (основание – закон о банкротстве, который "подозревает", что кому-то была оказана преференция. – Прим. ред.).Иски конкурсного управляющего получают компании по всей России. Он планирует оспорить 1,7 тыс. сделок. В этом заинтересованы кредиторы сети – Сбербанк, Альфа-банк, Россельхозбанк и Газпромбанк. На них приходится 96,6% всех требований кредиторов (532 млн рублей), пишут производители в письме Путину (его подписали на круглом столе ОНФ).
Это мощное лобби, отмечает Павел Нестеров, уполномоченный по правам предпринимателей в Алтайском крае. В случае проигрыша производителя платеж ему придется "выдернуть" из оборота.
"У компаний есть кредиты, хозяйственная деятельность, а также обязательства платить зарплату. Те, кому предъявлены иски в нашем регионе, дают работу почти 3 тыс. человек (в целом по России – 17 тыс. – Прим. ред.). Если крупные предприятия смогут пережить такие потери, то маленькие обанкротятся", – говорит Евстигнеев.
Не хочу в предпринимателиКонстантин Рябинин входит в сообщество "Бизнес молодость", объединяющее предпринимателей в возрасте до 35 лет. Его коллеги отслеживают развитие дела "Холидея", чтобы понять, как вести себя на рынке.
"Многих настораживает, что суд принимает сторону конкурсного управляющего "Холидея". То, как легко отдают производителей – малый и средний бизнес – под банкротство. Между тем, когда трудности испытывают, например, крупные банки, государство готово им помогать в том числе деньгами", – отмечает он.
Между тем государство поставило перед собой цель развивать малое и среднее предпринимательство, говорят участники круглого стола ОНФ. На это из бюджета только Алтайскому краю до 2024 года выделят 2,2 млрд рублей. В 2019 году, говорил ранее Александр Евстигнеев, на эти цели ушло 302 млн рублей.
Однако из-за высокой налоговой нагрузки и других проблем количество предпринимателей в регионе в 2019 году сократилось. Аналогичная тенденция по всей России. Павел Нестеров подчеркивает: события, подобные "Холидею", отбивают желание заниматься бизнесом.
Сети в опалеСетевая торговля дискредитирована, говорит Нестеров. Он заявляет, что сети и до "Холидея" были недружелюбны к производителям, требуя за вход на полки дополнительную плату и включая в договоры санкции за недопоставку и нарушение других условий.
Что известно о "Холидее"ГК "Холидей" основана в 2000 году в Новосибирске. Ее возглавил выпускник НГУ Николай Скороходов, который имеет в предприятии скромную долю – всего 0,08% уставного капитала (2 млн рублей). На долю компании "Х.С.Р. Холидей Сибериада Ритейлинг Груп Лимитед", зарегистрированной на Кипре, приходится 99,92% уставного капитала – 2,5 млрд рублей.
Долгое время группа была крупнейшей торговой сетью в Западной Сибири. Сейчас Скороходов развивает сеть магазинов "Фермер-центр.РФ", которые также открываются в Барнауле.