Толк новости
Экономика |

Из-за коронавируса алтайские предприниматели начали терять деньги

Перевозчики почувствовали на себе эффект от распространения нового вируса
Читать в полной версии ➔

Компания "Зеленый клин", железнодорожный перевозчик из Барнаула, может пострадать от коронавируса. Несколько ее вагонов оказались на станции Казахстана, которая уже месяц на карантине. Руководитель компании Андрей Весин призывает коллег не спекулировать на ситуации, а юрист Роман Виноградов объяснил "ТОЛКу", как защитить в этих условиях бизнес.

Казахстанский карантин   

"Зеленый клин" перевозит грузы из России в Среднюю Азию и обратно. Очередная партия нескольких вагонов из Китая застряла на станции Алтынколь в Казахстане – месяц назад ее закрыли на карантин из-за коронавируса, и до сих пор вагоны не отправляются.

По договору, если вагоны вовремя не возвращаются, вступают в силу штрафные санкции. В сутки один вагон обходится в 2,1 тыс. рублей. За месяц итоговая сумма может быть серьезной и опасной для бизнеса.

Кроме того, страдает грузоотправитель и грузополучатель, которые также не могут выполнить обязательства перед своими клиентами, получить запланированную прибыль, рассчитаться по кредитам и так далее.

"Мы поддерживаем друг друга. В данном случае запросили у китайской стороны разъяснение для собственников вагонов о том, что груз задерживается из-за коронавируса", – рассказал Андрей Весин.

Пока предприниматель считает ситуацию рабочей. В случае судебных разбирательств он надеется доказать свою правоту и избежать штрафов.

Чувствуется нервозность

Из-за коронавируса в предпринимательском сообществе, занятом грузоперевозками, уже чувствуется нервозность. То и дело появляются фейковые новости.

"Недавно в Казахстане объявили, что граница закрыта для пересечения иностранными гражданами. И тут же появляется фейк о том, что и перевозка грузов попадает под запрет", – говорит руководитель "Зеленого клина".

Но главное, отмечает предприниматель, уже чувствуется глобальное влияние коронавируса на экономику России.

"Это еще не "видит" статистика, но мы уже чувствуем. Наш постоянный клиент из Тюмени, который везет оборудование из Узбекистана, накануне отказался от очередной партии. Он планирует подождать и понять, как будет реагировать правительство разных стран, откликаться экономика и его партнеры на происходящее", – говорит Весин.

15 марта в Казахстане ввели чрезвычайное положение на месяц. На это время ограничен въезд-выезд из страны граждан республики. Информации об ограничении по пересечению грузов нет, сообщили "ТОЛКу" в Алтайской таможне. Правительство России подготовило проект распоряжения о запрете въезда в страну иностранцев "в целях противодействия угрозе дальнейшего распространения коронавирусной инфекции", пишет "Коммерсантъ". Однако на всех, кто возит грузы, запрет не распространяется. Глобальные ожидания

Председатель правления Алтайского союза предпринимателей Юрий Фриц рассказал "ТОЛКу", что пока коллеги не сообщают о заметном ухудшении бизнеса. Задержки поставок и оплаты не выходят за рамки рабочих ситуаций.

"Но мы с тревогой наблюдаем за тем, как коронавирус влияет на бизнес и экономику других стран и регионов России. Очевидно, что и мы почувствуем последствия на себе. Ведь рано или поздно вирусы или экономические потрясения докатываются и до отдаленных регионов вроде Алтайского края", – говорит Юрий Фриц.

Что делать предпринимателям   

Предприниматели ждут, что ситуацию начнет регулировать правительство РФ. Например, в Москве коронавирус официально признали обстоятельством непреодолимой силы.

"Это облегчает переговоры партнеров в случае нарушения условий договоров. Аналогичный документ, который бы действовал на всей территории страны, еще разрабатывают", – говорит Роман Виноградов.

Пока государство готовит разъяснение, как оценивать коронавирус в предпринимательской деятельности, компаниям следует проверить свои договоры. Особенно пункты "форс-мажоры" и "обстоятельства непреодолимой силы". Если в эти разделы не включены эпидемии и пандемии, то можно заключать допсоглашения к договорам.

Но Виноградов подчеркивает: "Даже если государство признает коронавирус форс-мажором, бизнес не сможет легко отказаться от условий договора. В таких случаях  действие договора приостанавливается, пока не отпадут форс-мажорные обстоятельства".

  

Стороны в это время не будут платить друг другу неустойку. Однако тем, кто не может исполнить договор, нужно будет доказать: нарушение связано именно с произошедшими обстоятельствами, условно, с эпидемией или пандемией.

Например, в ситуации, когда поставка по контракту сорвалась из-за того, что закрыли границу с Китаем. Но поставщику нужно доказать, что у него не было возможности доставить груз иным способом. Обычно это не так сложно, особенно если речь идет об авиа– или железнодорожных перевозках, уточняет юрист.

Если с партнером не удалось договориться, то стоит собирать и хранить любые доказательства того, что могло повлиять на исполнение договора. Например, официальные ответы госорганов об ограничении передвижения через границу.

"Главное в этой ситуации – соблюдать порядочность всем участникам сделок", – резюмирует Андрей Весин.

  

 

Читать в полной версии ➔