В минобрнауки края признали, что алгоритма для перехода на обучение онлайн нет
В крае нет единого алгоритма, как школьники должны учиться дистанционно. И не будет. Об этом заявили на селекторе в региональном минобрнауки 25 марта. Переход на образование в режиме онлайн затрудняет некачественный интернет, отсутствие компьютеров или планшетов у учеников и неготовность самих учителей к удаленному режиму образования.
При этом эксперты заявили, что "дистанционка" – не новая форма обучения для Алтайского края, а все проблемы решаемы.
"Вся Россия в равных условиях"Известие о переходе на "дистанционку" вызвало огромное количество вопросов. Как должна работать система, не понимают родители, ученики, да и многие работники школ. Однако Лариса Терновая, замминистра образования края, заявила, что "это не новая форма обучения" и "говорить о том, что Алтайский край не готов к переходу, совершенно неправомерно".
"Вся Россия находится примерно в равных условиях. Наша задача – спокойно, без излишних эмоций приступить к выполнению задачи. Сегодня идет проверка на прочность руководителей всей системы", – заявила Терновая.
По ее словам, нельзя допустить паники, непонимания и отторжения, которые возникают, когда не налажена нормальная коммуникация между комитетами образования, директорами, учителями.
Сейчас в муниципалитетах идет подготовительный этап по переходу на дистанционное обучение.
Готового решения нет и не будетПрежде всего, заявила эксперт, во всех школах необходимо провести мониторинг технического состояния оборудования. А сами школы должны проанализировать, насколько готовы к переходу ученики и учителя, а также проверить наличие устройств, возможности интернета и уровень владения технологиями каждого педагога.
Также выявят, кто из детей не может обучаться онлайн. В школах должны составить их поименные списки. "Мы должны в этой работе дойти до каждого ребенка. И надо продумать форму работы с такими учениками и их родителями", – заявила Терновая.
Замминистра подчеркнула, что ключевая фигура в дистанционном обучении – это учитель:
"Он отвечает за организацию и поддержку всего процесса, мониторинг, анализ и экспертизу. Поэтому надо провести изучение технического обеспечения учителя и выявить его потребность в необходимом оборудовании, а также проверить наличие электронной почты, фактической работы в электронном журнале и дневнике".
И только после того, как проведут всю эту работу, начнется процесс подбора решений. Напомним, до вчерашнего заявления президента Владимира Путина о нерабочей неделе предполагалось, что каникулы закончатся уже через неделю – 2 апреля.
"Действительно, готового решения, готового алгоритма, подходящего для каждой отдельной школы, сегодня нет и не будет. Но решение любой проблемы можно найти", – завила Терновая и перечислила главные проблемы перехода на "дистанционку".
Проблема № 1: у школьников нет технической возможности учиться онлайнЕсли у школьника нет технической возможности перейти на дистанционное образование, то есть два пути решения: непопулярное и популярное, заявила эксперт.
Первое (непопулярное), когда в школе достаточно оборудования, есть компьютерные классы и при необходимости директор может выдать под материальную ответственность родителям компьютер или планшет.
Второй вариант (популярный): при согласии родителей ребенок может заниматься в компьютерном классе школы. Но тогда для этого ребенка должен быть выстроен индивидуальный график обучения.
"Также может быть использован пример Москвы. То есть организация дежурных классов с численностью не более 12 учащихся. При условии, что ежедневно перед уроками у детей будут измерять температуру, а помещение регулярно дезинфицировать", – перечислила Терновая.
Проблема № 2: не все педагоги готовы к переходуСегодня не все педагоги готовы к переходу на дистанционное обучение. Институт развития образования предложил методическое сопровождение учителей, рассказала Терновая. Ежедневно проводятся вебинары, и они продолжатся на время всего процесса.
Проблема № 3: некачественный интернетСегодня минобрнауки ведет переговоры с провайдерами интернет-связи. В ведомстве надеются, что проблему удастся решить.
"В каждой школе, в каждом муниципалитете набор проблем будет разный. Главное, коллеги, должно быть четкое понимание, что все проблемы решаемы", – заявила Терновая.
Учиться по стационарному телефонуДиректор школы в Косихинском районе рассказала, как будут обучать дистанционно школьников, у которых дома нет ни компьютера, ни интернета. А таких, по словам директора, 20% от всего количества учеников.
В этом случае ребята будут приходить в школу, где получат от учителя консультацию и задание, а также педагог проверит домашнюю работу.
В селах, где школ нет вообще, на помощь дистанционному обучению призван стационарный телефон. Общение ученика и учителя будет организовано именно таким образом.
Организация процессаМинистерство просвещения разработало методички по реализации дистанционных программ. А институт развития образования подготовил памятки, где пошагово прописан весь алгоритм действий, необходимый для перехода на "дистанционку".
Школы должны будут издать приказ о переходе на другую форму обучения и разъяснить все вопросы родителям, которым предстоит писать заявления о переводе детей на дистанционное образование.
На сайте каждой школы должен быть раздел о переходе на дистанционное обучение с такой обязательной информацией:
приказ о временном переводе на "дистанционку". положение о дистанционном обучении. расписание занятий. график и форма контроля.Также в школе должна работать горячая линия.
Удобно, но неудобноВо время заседания от разных экспертов неоднократно звучало, что дистанционное образование сегодня не новинка. И есть множество платформ, которые позволяют работать удаленно.
С одной стороны, большой выбор – это удобно, учителя сами могут выбирать подходящий сервис. С другой, отсутствие единой платформы может запутать родителей и учеников. Если у педагогов будут разные платформы, то детям придется приспосабливаться к разным сервисам. Поэтому школам рекомендовано выбрать оптимальные платформы и остановиться на нескольких.
Терновая заявила, что в крае уже много лет работает система "Сетевой край. Образование". Именно она поможет взаимодействовать детям и учителям во время дистанционного обучения.
Как будет работать "Сетевой край. Образование"?По словам эксперта, который докладывал по этому вопросу, сегодня все понимают, что "Сетевой край. Образование" будет нести определенную нагрузку. В связи с этим возникает две просьбы: учителям придется выставлять домашнее задание заранее и нужно будет развести по времени работу на портале для муниципалитетов.
Если все 275 тыс. школьников одновременно подключатся к платформе, система не сможет работать качественно, заявила Наталья Полосина, глава отдела организации общего образования и оценочных процедур министерства образования края.
Чтобы решить проблему, было принято решение выделить в отдельное подключение Барнаул – как самое большое муниципальное образование. А для каждого округа предлагается выделить свое время подключения. Выглядеть это должно так:
Алейский округ – 8.00 – 9.00 Рубцовский – 9.00 – 10.00 Барнаульский - 10.00 – 11.00 Город Барнаул – 11.00 – 12.00 Заринский округ – 12.00 – 13.00 Славгородский округ – 13.00 – 14.00 Бийский округ – 14.00 – 15.00 Каменский – с 15.00 – 16.00.Во время заседания идея разделить округа по времени работы на платформе звучала как предложение. Окончательное решение по этому вопросу должны были принять к вечеру 25 марта.
Нет досрочным экзаменамЭкзамены будут проходить в особом режиме, рассказала Полосина. Главное изменение – не будет досрочного периода. Все оценочные работы пройдут в основное время. Известно, что досрочно хотели аттестоваться 268 человек. Теперь до 1 апреля им необходимо подать заявление о переносе ранее выбранных дат экзаменов.
"Регистрация заявлений возможна как лично, так и в электронной форме. Все, абсолютно все экзамены у нас переносятся на основной период", – подчеркнула Полосина.
Телефон горячей линии дистанционного обучения: 8 800 200 91 85