Как перевозчики обосновали повышение цены на проезд в Барнауле
Стоимость проезда в общественном транспорте Барнаула вырастет уже с 1 января 2019 года. Цена на проезд в трамваях и троллейбусах поднимется на четыре рубля: с 19 до 23 рублей, в автобусах большой вместимости – на три рубля, а поездка в маршрутках будет стоить 25 рублей. Но есть варианты, при которых тарифные планы не изменятся.
Решение повысить стоимость проезда в краевой столице поддержали практически все члены городского Координационного совета по ценообразованию. Двое воздержались.
"Отбить" расходы на топливо
Экономически обоснованный тариф на сегодняшний день с учетом всех затрат, в том числе и обновления парка, должен составлять 35 рублей, заявил гендиректор ОАО "Барнаулпассажиртранс" Олег Яблицкий. И тут же добавил, что такой тариф никто не одобрит. Столь резкое повышение цены почти на треть вызовет крайне негативную реакцию со стороны жителей краевой столицы. Для многих горожан новый тариф станет неподъемной статьей расходов.
"И это неправильно – перекладывать все затраты на платного пассажира. Мы возим еще разные категории льготников, которые нам несвоевременно и не полностью компенсируются. Мы больше года просим рассмотреть повышение тарифа на платную перевозку граждан. Это необходимо, чтобы предприятие не обанкротилось", – заявил Яблицкий на заседании комиссии по ценообразованию Барнаула.
Представители пассажироперевозчиков города обосновали членам комиссии необходимость пересмотреть тарифы и повысить стоимость проезда. Главный аргумент – компании работают себе в убыток.
"Себестоимость пассажира выше фактического дохода. Средний сложившийся доход на одного пассажира с учетом перевозки льготников составил 16 рублей 46 копеек. Расчетная себестоимость на одного пассажира в 2019 году составила 23 рубля – это без учета рентабельности. Для сохранения предприятия прошу принять решение об увеличении тарифов не менее чем на 4 рубля и рассмотреть вопрос об увеличении стоимости проездных билетов. Все расчёты предоставлены в комитет по экономическому развитию города", – заявил директор МУП "Горэлектротранс" Барнаула Николай Петряшин.
Он также подчеркнул, что стоимость проезда не повышалась с декабря 2016 года, в то время как стоимость энергоносителей, запасных частей, ГСМ с этого времени увеличилась существенно. МУП "Горэлектротранс" своими силами пыталось стабилизировать финансовое положение, увеличить пассажиропоток и, как следствие, доход. Но не вышло.
"Мы пытались оптимизировать свои расходы путем сокращения работы транспорта в ночное время и выходные дни. Но эти меры не оправдали ожиданий. Пассажиропоток остался на уровне 2017 года, цены на электроэнергию выросли на 4%, на теплоэнергию – на 13%, запчасти – до 30%. Недостаток денежных средств ведет к сокращению объема потребления запасных частей для текущего ремонта, что, в свою очередь, приводит к ухудшению состояния подвижного состава", – рассказал Петряшин.
Недополученная прибыль
"Мы работаем в Барнауле с 2005 года. За это время приобрели более ста новых автобусов марки "ЛИАЗ". Для сравнительного анализа цен я могу привести расчёты. На время приобретения в 2005 году топливо стоило шесть рублей, тариф на перевозку одного пассажира стоил шесть рублей, новый автобус "ЛИАЗ" стоил два миллиона рублей. Сегодня автобус стоит восемь миллионов, топливо – 46 рублей, тариф – 20 рублей. Рост наших затрат намного опережает тарифы. Предприятие третий год несет убытки от основного вида деятельности", – поддержал коллегу гендиректор ОАО "Барнаулпассажиртранс" Олег Яблицкий.
Также спикер подчеркнул, что еще одной "бедой" перевозчиков являются резкие и нерегулируемые всплески цен на топливо. И никто, даже на федеральном уровне, видимо, не может повлиять на нефтяные компании. По словам Яблицкого, цена на проезд должна быть больше той, на которую сегодня согласны перевозчики. Ну, или хотя бы рассматривать тарифы каждый год по принципу тарифов на ЖКХ.
"У нас почти 90% общественно значимых маршрутов. Это значит либо маршруты с низким пассажиропотоком, либо большое количество льготников. После того, как мы обратились к властям, нам добавили компенсацию за льготников. Но нефтяные компании как будто только и ждали этого момента. Как только нам повысили с 1 августа данную дотацию, они сразу повысили цены на топливо. Мы просто собрали деньги и отдали их за топливо. Мы просим поднять до 25 рублей, потому что у нас должен быть свой пассажир, в трамваях – свой. Мы этим повышением компенсируем только топливо", – резюмирует гендиректор ОАО "Барнаулпассажиртранс".
"Тариф, который сейчас, он может только нас поддержать. Не заработать прибыль", – поддержал коллегу директор ООО "СолГри" Сергей Гриднев.
На сторону перевозчиков встал и заместитель главы города по экономической политике Вячеслав Химочка. Он предоставил собравшимся результаты исследования и экспертизы расходов специальной комиссии. Сегодня себестоимость проезда одного пассажира в электротранспорте составляет 19,82 рубля, в автобусах большой вместимости – 19,88 рубля, в маршрутках – 21,68 рубля.
В итоге цена на проезд в общественном транспорте Барнаула поднимется уже с 1 января. Но есть варианты, при которых тарифные планы останутся прежними.
Предлагается для больших автобусов и электротранспорта ввести единый проездной билет. С расчетом тарифа практически на уровне себестоимости – 20 рублей. Новые тарифные планы, зависящие от количества поездок, позволят сохранить возможность горожанам ездить по той же стоимости. Стоимость единого проездного на 42 поездки составит 840 рублей, на 20 – 400 рублей. Использовать все поездки можно в течение 60 дней. На момент истечения срока неиспользованный остаток сгорает.
Напомним, плату за проезд в общественном транспорте Барнаула поднимали 1 декабря 2016 года. Тогда стоимость проезда в автобусах большой и малой вместимости выросла до 20 рублей, в трамваях и троллейбусах – до 19 рублей.
Тем гражданам, которые заранее пополнили транспортные карты с типом тарифного плана "Проездной билет" на январь 2019 года, необходимо обратиться в МУП "Центртранс" г. Барнаула (пр-т Ленина, 6), так как данные транспортные карты с 01.01.2019 к оплате проезда приниматься не будут. Как менялась стоимость проезда в автобусе в Барнауле за последние 18 лет: С декабря 2000 года: 4 рубля; с апреля 2002 года: 5 рублей; с мая 2003 года: 6 рублей; с ноября 2004 года: 7 рублей; с ноября 2005 года: 7,5 рублей; с июня 2008 года: 9 рублей; с августа 2008 года: 10 рублей; с марта 2011 года: 12 рублей; с февраля 2013 года: 14 рублей; с февраля 2014 года: 15 рублей; с июля 2015 года: 17 рублей; с декабря 2016 года: 20 рублей.