"Кому теперь нужен такой бизнес?": событийные агентства идут к краху
Сфера клиентского бизнеса после окончания пандемии недосчитается многих игроков, уверены представители этого сегмента рынка. Здесь правила простые: есть клиенты – есть работа и, соответственно, деньги.
Сейчас ивент-агентства (те, что организуют различные мероприятия) простаивают. Некоторые пытаются перестроиться на онлайн-работу, но из тысяч компаний по всей стране таких десятки, говорит Евгения Лампадова, владелица коммуникативного агентства LAMPA PR (Москва).
Накрылись медным тазомНа алтайском рынке ситуация не лучше. Компания "Спортико", которая занимается организацией корпоративных спортивных мероприятий, полностью свернула свою деятельность на неопределенное время. Все ее клиенты отменили участие в массовых мероприятиях.
Как рассказал "ТОЛКу" Виктор Безматерных, директор компании, недополученная прибыль исчисляется миллионами. И непонятно, сколько они будут простаивать после окончания карантина – пострадавшие в экономическом кризисе клиенты расходы на спорт "порежут" нещадно.
"Мне еще в начале марта было понятно, что все наши весенние проекты накроются медным тазом, но надежда маленькая оставалась. В середине марта все планы рухнули окончательно. Что касается потерь, то в лучшем случае в два раза сократим оборот по отношению к 2019 году. В худшем – вообще в этом году не запустимся. И в актив пойдут только два месяца – январь и февраль", – рассказал Безматерных.
Не указы, а филькины грамотыВ "Спортико", как и в других компаниях клиентского бизнеса, не понимают, в чем заключается поддержка государства. Например, отсрочка налогов – "это полная ерунда, а не поддержка", считает директор компании.
"В кредиты не лезу и не слышал еще, чтобы их давали по нулевой ставке. Надо вводить режим ЧС, чтобы были основания не платить на время простоя налоги, аренду и коммуналку, ипотеки. Без всякой бюрократии. Плюс надо на время ЧС раздавать деньги и закрывать страну на карантин. Иначе будет поздно. Потому что сейчас эти указы – это все филькины грамоты", – говорит Безматерных.
"Остаётся продать бизнес. Но кому он нужен?"Максим Правда, директор центра активного отдыха "Баламут", должен 300 тыс. рублей банкам по кредитам, 230 тыс. – налоговой и 120 тыс. – за аренду помещения. Денег, естественно, нет и взять негде: центр, как и другие подобные организации, на карантине.
Посмотреть эту публикацию в Instagram"Да, меры поддержки назначены. Всё по закону. Жаль, что по закону РФ, а не здравого смысла", – говорит владелец малого бизнеса.
Максим Правда считает, что с таким неподъемным для него финансовым грузом остаётся только продать бизнес. Вот только кому нужен сейчас спорт и активный отдых? Продажа бизнеса – это крайняя мера, говорит Правда. Сейчас у предпринимателя другая головная боль – найти деньги. И искать их, как и выход из положения, придется самостоятельно.
"Я и маркетолог, и администратор, и инструктор, и уборщик. Ещё и бухгалтер. Последняя должность мной освоена слабо. Погашал стабильно налоги и взносы, которые указывало бухгалтерское приложение банка, и был шокирован, что на мои плечи повесят ещё и НДС. И теперь инспекция ждёт до 6 мая, когда я переведу в казну 230 тыс. рублей. А денег нет, как и возможности их заработать с закрытым спортивным центром", – сетует Правда.
Задело по полнойСферу массовых мероприятий в регионе "зацепило" первой. Карантин прошелся по ней основательно: закрыты все учреждения культуры и досуга, в том числе кинотеатры и концертные залы. А это отмена планов и громадные убытки, говорит Артем Сингач, известный барнаульский ведущий, директор концертного зала.
По его словам, апрель и май – это самые активные месяцы в работе наряду с предновогодним периодом.
В концертном зале на Ленина, 66, которым руководит Сингач, в плане было около 60 мероприятий на два месяца. Работа по подготовке чуть ли не каждого началась за полгода до проведения.
"Убытки серьезные, исчисляются в сотнях тысяч рублей, это не секрет. У кого-то в миллионах", – прокомментировал "ТОЛКу" Артем Сингач.
Плохим "звоночком" для ведущего и его коллег стали слова Елены Безруковой, министра культуры региона. Во время онлайн-конференции со СМИ она говорила о том, что под угрозой "Шукшинские дни на Алтае". То есть "мертвый" сезон может растянуться и на лето. Многие алтайские игроки клиентского рынка готовятся к худшему.
"Мы не понимаем, что будет дальше. Никто не дает прогнозов, сроков. По самым оптимистичным подсчетам, с 1 мая могут открыть площадки и позволят работать в обычном режиме. Пессимистичный – что все продлится и дальше. Но до каких пор? До июля, августа? Или вовсе до осени?" – говорит Сингач.
"Нам сложнее просить о льготах и помощи"Ивент-агентства надо включать в реестр пострадавших отраслей наряду с туристическими, считает Евгения Лампадова. Необходимо поддерживать весь малый и микробизнес налоговыми каникулами, арендными каникулами, снижением процента хотя бы страховых взносов. Иначе по окончании карантина рынок недосчитается многих профессионалов, а это и недостающие налоги, и рабочие места.
"Сейчас клиентов в ивент-агентствах практически нет. У рекламных и пиар-агентств ситуация лучше, потому что большие и средние клиенты в ряде отраслей продолжают работу: продуктовые сети, компании FMCG-сектора, девелопмент, онлайн-ритейл, онлайн-образование, такси, IT", – говорит Лампадова.
Но обычно агентства работают не только с крупными и средними клиентами, они также оказывают услуги небольшому бизнесу, который сейчас на паузе.
Посмотреть эту публикацию в Instagram"Мы – неочевидные для экономики страны игроки, и нам сложнее просить о льготах и помощи. Я недавно объясняла администрации центра, в котором находится наш офис, почему мы тоже теряем в бизнесе, хоть и не так драматически, как туристическое агентство, офис которого мог бы находиться в этом же центре", – рассказывает основатель PR-агентства.
Сейчас агентство Лампадовой, как и многие другие, работает удаленно. Перестроиться на "дистанционку" несложно, проблема в другом. Как работать в условиях, когда клиентов либо нет, либо их количество сильно сократилось? А часть не заплатила за оказанные ранее услуги.
"Это неминуемо ведёт к тому, что нужно сокращать команду. А это как резать по живому, потому что эти люди уже как твоя семья. Совершенно точно, игроков станет меньше, и это не тот случай, когда слабые погибнут, а сильные останутся", – резюмирует Евгения Лампадова.