Толк новости
Общество |

Пассажиры в противогазах. Женский экипаж трамвая рассказал о работе в карантин

Водители и кондукторы оказались на "передовой" — им положено работать
Читать в полной версии ➔

Пассажиропоток в барнаульском электротранспорте упал приблизительно на 60%. Водители и кондукторы работают по расписанию "выходного дня", но при этом устают не меньше. Один из экипажей рассказал "ТОЛКу" о своих трудовых буднях и наблюдениях за пассажирами, и почему они, хоть и боятся коронавируса, все равно выходят на работу.

Полжизни в трамвае

Инна Скворцова пришла в "Горэлектротранс" в 18 лет — это был 1995 год. До 20 лет работала кондуктором, а потом подала документы на водителя.

"Летом будет 22 года, как я сижу за пультом. У меня уже и выслуга есть", — не без гордости говорит Инна.

Светлана Отт трудится на предприятии 15 лет. Коллеги называют ее "Хозяйкой вагона".

"Она в свободную минуту всегда протирает что-то в вагоне, а если что-то не так — и к главному инженеру подойдет, и к директору. Скажет: "Мне не нравится, что из форточки "сифонит". Или: "Надо сидение поменять". А на Новый год у нее какая красота! Всех своих постоянных пассажиров она знает, — хвалит Светлану начальник колонны "Депо №1" Ирина Вавилова.

Сидячих мест полно

Сейчас Инна Скворцова и Светлана Отт работают в основном на маршруте №4. Иногда их "перебрасывают" на 7-ку или 5-ку. Недавно женщин закрепили за капитально отремонтированным трамваем. Выглядит он как новенький.

"Таких пока три у нас на предприятии, скоро будет восемь. Правда, ездить в этом месяце особо некому. Пассажиропоток упал сразу, с 28 марта. Мы стали работать в две смены — в обычное время их три", — говорит водитель Инна Скворцова.

Помимо того, что сократилось общее число пассажиров, люди в период пандемии стали больше рассчитываться картами, вняв советам специалистов меньше трогать "наличку". Сумки кондукторов стали совсем легкими.

"Если раньше я за первую смену набирала 5,6-6 тысяч рублей "наличкой" — это около 250-260 пассажиров, то на карантине как-то раз привезла 690 рублей — это 30 человек всего", — рассказывает кондуктор Светлана Отт.

Теперь, по словам экипажа, в их вагоне не бывает пиковой нагрузки. Сидячие места всегда есть.

"Люди еще и рассаживаются подальше друг от друга. Конечно, если вместе пришли, то рядом садятся, а так стараются соблюдать дистанцию. Особенно в первые дни это было заметно: люди даже стояли, рядом не садились. Сейчас уже стали немного проще к этому относиться", — отмечает кондуктор.

Успеть навести чистоту за три минуты

Работать при небольшом числе людей оказалось не легче.

"Когда народ есть, ты все время бегаешь и не замечаешь, как время летит. А когда сидишь, порой невмоготу становится, считаешь время до конца смены. Нам ведь не положено ни книжки читать, ни в телефоне "сидеть", — вздыхает кондуктор.

Кондукторам сейчас даже добавили обязанностей — именно они проводят дезинфекцию вагона по окончанию маршрута. В "Горэлектротрансе" немного увеличили интервал движения для этого, чтобы работники успевали.

"Мы доезжаем до предпоследней остановки, я сразу закрываю смену на валидаторе, хватаю тряпку, перчатки, и если нет никого, начинаю все вытирать. Если человек сидит в конце вагона, тогда машу тряпкой в другой стороне, чтобы не мешать. Раствор у нас хлорсодержащий, рекомендованный для обработки медучреждений. Его наводит дежурная по станции. Вытереть нужно поручни, ручки сидений, оконные рамы в тех местах, где люди достают руками. И все это — за три минуты", — объясняет Светлана.

В масках и противогазах

На смену кондукторам положено по три маски. Светлана носит их, как полагается. "Хоть какая-то защита", — говорит она.

  

Большинство пожилых барнаульцев тоже ездит в масках — сильно боятся вируса. Надевают их и на детей. А вот молодежь и люди до 60 лет частенько пренебрегают этим.

"Некоторые пассажиры изощряются так, что диву даешься, — смеется Инна. — И разноцветные маски покупают, и в респираторах ходят, даже в противогазе попадаются. Представляете, прямо со стеклами и фильтром надевают! Некоторые в перчатках резиновых ходят. Но с этой недели стало народу побольше, а людей в масках поменьше".

По наблюдениям работников общественного транспорта, пандемия не изменила барнаульцев. Внутренне люди остались теми же. Все так же порой по вагону бесцельно болтаются дети, а взрослые грубят или садятся пьяными.

"Одна коллега в шутку называет пьяных "антикоронавирусными". К ней как-то зашли сразу пятеро мужчин подшофе, и говорят: "Мать, ты на нас внимания не обращай, мы просто дезинфицируемся", — рассказывает Светлана. 

На работу как на передовую

Чем больше распространяется вирус, тем большей опасности подвергаются женщины. У них, как и у медиков, своя "передовая".

По дороге на интервью и обратно я поинтересовалась у других кондукторов, как они работают в условиях всеобщей паники. Мужчина лет 45-ти усмехнулся и многозначительно ответил: "А кто за меня будет работать и семью кормить?" А другой работник, молодой парень, смело заявил, что вируса не боится, и в эффективности масок сомневается, поэтому ее и не носит.

  

Но и без этого экипаж трамвая всегда под контролем: каждый день они проходят предрейсовый осмотр, а водители — и послерейсовый. Им измеряют температуру, справляются о самочувствии, контролируют, нет ли опьянения. Если что-то не так — сразу отстраняют от смены.

О коронавирусе работникам транспорта сложно не думать: каждый день перед глазами люди в масках, да и новости свежие обсуждают и коллеги, и пассажиры. Работники трамваев, как и большинство барнаульцев, тоже боятся заразиться.

"Поначалу казалось, что нас это не коснется, а сейчас уже думаешь, что может и не "пронесет". Но у нас долг такой — транспорт должен работать. Обидно бывает, когда пассажир заходит с кашлем и насморком, и не только маску не носит, так еще и не прикрывается. А мы не имеем права ему даже замечание делать", — говорит кондуктор.

"Сейчас обстановка немного накаленная, пассажиры без нас с этим справляются", —  добавляет водитель.

Без машин стало легче

На улицах города стало заметно меньше машин, нигде нет пробок. Теперь водителям почти не попадаются автохамы, которые так и норовят подрезать трамвай.

"Мы спокойно в график укладываемся, нигде не застреваем. Но уже потихоньку с каждым днем число машин растет", — отмечает Инна Скворцова.

Сейчас в "Горэлектротранс" стало поступать больше звонков от людей, ищущих работу. В кондукторы потянулись и мужчины.

"Ситуация нестабильная, многих людей увольняют. А мы хотя бы об этом не волнуемся", — смеется водитель.

У работников предприятия есть плюсы, которых сейчас не хватает многим: "белая" зарплата, полный соцпакет, а у водителей еще и стаж идет по "горячей" сетке. Поэтому, вполне возможно, к концу апреля желающих работать в "Горэлектротрансе" станет еще больше.

Факты Зарплата водителя в "Горэлектротрансе Барнаула" — 23-27 тыс. рублей, кондуктора — 17-22,5 тыс. рублей. 3% от от численности кондукторов находятся на временной нетрудоспособности по пандемии. Среди водителей, выходящих на маршруты, людей старше 65 лет нет. Около 600 водителей и кондукторов трудятся в барнаульском "Горэлектротрансе".
Читать в полной версии ➔