"Еще и штраф заплатим": как компания "Авианебо" оказалась за бортом господдержки
Барнаульская компания "Авианебо", которая занимается продажей авиа и железнодорожных билетов, оказалась за бортом господдержки для тех, кто пострадал от пандемии. По факту они относятся к туристической отрасли. Из-за коронавируса их доходы сегодня почти равны нулю. Но из-за неоднозначности формулировок, "Авианебо" не может получить обещанной от государства помощи.
Выручка упала на 97%Компания "Авианебо" занимается туристическим бизнесом. В основном это продажа билетов на самолеты и поезда, также фирма предлагает клиентам пакетные туры. Если за апрель 2019-го их доход составил примерно 1 млн. рублей, то за апрель текущего года они заработали только 30 тыс. Выручка упала на 97%.
В докризисное время ежемесячные расходы компании составляли около полумиллиона рублей. Сегодня пришлось оптимизироваться и сократить траты вдвое. В 250 тыс. укладывается зарплата сотрудников (семь человек), аренда, коммуналка и налоги.
Последний пункт, говорит Роман Чутчев, владелец "Авианеба", не казался большой проблемой. Поскольку его фирма, как пострадавшая от коронавируса, могла претендовать на отсрочку по платежам. Это одна из льгот, которую государство предоставляет компаниям, кого пандемия коснулась в первую очередь. А туротрасль пострадала самой первой и, возможно, сильнее всех.
Все дело в точкеКак рассказал бизнесмен "ТОЛКу", он написал заявление в краевую УФНС об отсрочке платежей. Полный уверенности в том, что он сможет заплатить налоги позже, Роман пропустил срок оплаты. Когда пришел ответ из ведомства, стало понятно: он не только не получит помощь, но еще и останется должен. Из-за просрочки налоговая выпишет ему штраф и начислит пени.
В общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД) "Авианебо" значатся род кодом 52.23 как "вспомогательная деятельность воздушного транспорта".
Еще в 2013 году у компании была форма собственности ООО, соответственно, другой код экономической деятельности. Но в 2016 году, когда фирма поменяла статус на "индивидуальный предприниматель", налоговая автоматически заменила ОКВЭД на 52.23, с которым фирма работает до сих пор.
"В 2016 году в стране изменили классификатор и ввели новые коды. И у нас осталось старое определение. Помощь от государства получат только те компании, которые проходят по коду 52.23.1. Все дело в одной точке. Но и те, и те занимаются одним и тем же. Абсолютно одинаковая деятельность. Но мы поддержку не получим", – рассказывает Роман Чутчев.
За все годы работы ОКВЭД никто не менял, потому что не было разницы, под каким кодом работать. Тем более, что формулировки практически одинаковые, компания Чутчева не проходит по формальному признаку.
Код 52.23 – Группа "Деятельность вспомогательная, связанная с воздушным и космическим транспортом"; Код 52.23.1 – Подгруппа "Деятельность вспомогательная, связанная с воздушным транспортом" По данным сайта okved2.ru"Получается, что мы не попадаем под налоговые каникулы, под возмещение зарплаты сотрудникам, а мы могли бы как пострадавшая сторона получить на человека чуть более 12 тыс. рублей. Мы не подходим ни под одну статью помощи как пострадавшим от коронавируса. И таких компаний, которые пострадали от бюрократии, не один и не две", – говорит Чутчев.
Не верю, что нам помогут"Для нашей деятельности прямого ОКВЭД нет, какой есть, например, у туротрасли. Как говорится, выбирайте сами. Потому что основная наша деятельность – это продажа билетов. И никакой помощи нам не окажут. Мы, конечно, написали письма с просьбой о поддержке президенту, в правительство страны и нашему губернатору", – рассказывает бизнесмен.
Роман недоумевает: как компанию, которая занимается туристической деятельностью, могли выкинуть за борт? И даже если его письма прочитают в федеральном и краевом правительстве, это будет запоздалая помощь.
"Даже если на нашу просьбу ответят положительно, все равно мы уже пролетели по налоговой отсрочке. Мы заплатили сумму, которая позволила бы продержаться нам на рынке лишний месяц", – говорит Чутчев.
И добавляет, что он сильно сомневается, что кто-то будет вникать в его проблему и тем более помогать. Так что на субсидию, которую можно просить на зарплаты сотрудникам, он тоже не рассчитывает.
Помогают только на бумаге"Власти рассказывают, как они помогают населению, а получается как всегда. Никто даже не посмотрел, какие коды ОКВЭД надо вносить. Самое смешное, что под этот код, который у нас, попадают и аэропорты", – говорит владелец компании.
К налоговой у директора "Авианеба" претензий нет, говорит, понятно, что они работают строго в соответствии с федеральными рекомендациями. Сейчас важно, чтобы эту неточность заметили и исправили. Если этого не произойдет, то все компании, которые попали в эту ситуацию не смогут и далее претендовать на получение господдержки.
"Либо сейчас на наши обращения реагируют и нам смогут помочь, либо нас не включат ни в какую помощь", – резюмирует Чутчев.
"Через три месяца стать банкротами"Если компании не окажут помощи, и самолеты не начнут летать хотя бы внутри России, то "Авианебо" продержится на рынке еще месяца два-три. Но Роман не видит в этом смысла.
"Мы сейчас должны доставать деньги из "подушки безопасности", которая у нас есть, платить три месяца зарплату и аренду, чтобы через три месяца стать банкротами, закрыться и уйти с рынка", – говорит Чутчев.
Причем рынок покинут не только они, а большинство компаний. "Клиенты приходят к нам в офис, чтобы сделать обмен билетов, или возврат, кому-то необходимо срочно улететь по семейным обстоятельствам, например, на похороны. Но это единичные случаи", – рассказывает бизнесмен.
Если даже небо откроют в июле и жителям Алтая будет доступна заграница, то компания восстановится от этого кризиса не раньше, чем через два года. Тем более, часть клиентов будет утеряна: кто-то побоится путешествовать, у других не то что на отпуск денег нет, на минимум бы найти, говорит бизнесмен.
"Мы просим, чтобы включили наш ОКВЭД. Это не ошибка, это неточность. Одни подходят под критерии помощи, а другие нет. Хотя мы занимаемся одним и тем же. Ситуация безвыходная. Помощи нет, а обязательства есть. Мы должны отчитываться перед комиссиями, что у нас не поменялось количество человек и мы никого не уволили. Но сегодня без сокращения персонала или зарплаты не выжить. Мы пока никого не сократили. Еще пару месяцев продержимся", – рассказывает бизнесмен.