Толк новости
Экономика |

"Это геноцид": жители алтайских сел возмущены падением закупочных цен на молоко

Стоимость литра сырого молока снизилась на 2-3 рубля по сравнению с зимним сезоном. Жители села обвиняют закупщиков в сговоре
Читать в полной версии ➔

Несколько дней назад в Instagram Виктора Томенко стали появляться комментарии с жалобами на закупочные цены сырого молока у населения. По словам жителей сел края, за полмесяца стоимость литра продукта снизилась на 2-3 рубля. Люди негодуют, обвиняют закупщиков в сговоре и прямо говорят, что с такими ценами в зиму скот придется сбывать.

"Коров в зиму придется сбывать"

Жительница Курьинского района Диана обратилась к губернатору в комментариях под его постом от 5 мая с просьбой разобраться в снижении стоимости литра молока у населения с 21 рубля в середине апреля до 18 в начале мая.

"Письма, отправленные на ваш сайт, спускаются на местный уровень. Администрация района ответов не дает. В магазинах молоко не дешевеет. Почему мы должны свой труд отдавать за бесценок?

Все организации, закупающие молоко в районе, установили единую цену на закупку. За лето с таким уровнем цен даже на корм не удастся накопить (а для четырех-пяти голов это порядка 70 тысяч рублей). Получается, что в зиму коров придется сбывать. А на что жить? Скот — практически единственный способ заработка в селах. Но и он становится нерентабельным", – написала женщина.

В ответ на этот комментарий стали писать люди из других районов и подтверждать: цена на молоко упала. В Хабарском районе первый сорт молока стоит 18,5 рублей, второй — 16 рублей. Месяц назад цены были на два рубля выше, а в предыдущие годы в зиму люди сдавали молоко и по 28 рублей.

"Сейчас молоко никому не нужно. Интересно, что в магазине продают, где берут? Как село будет жить с такими ценами на молоко? Это какой-то геноцид сельского населения!" — написала жительница Хабарского района Надежда Новикова.

В Завьяловском районе молоко от населения стоит 18,5 рублей за литр, в Алейском и Тюменцевском уже по 16 рублей, а в Панкрушихинском, по словам населения, местами цена упала до 15,5 рублей. Люди не могут понять, как в двух соседних районах цена может отличаться на 2-3 рубля.

"Цена на молоко в прошлом году летом была все три месяца по 19 рублей, а тем, кто сдавал больше 100 литров, еще и доплачивали по рублю за литр. А в этом году уже с 6 мая нам объявили цену 18 рублей и сказали, что снизят еще. Чем это обосновано? Вода стоит дороже молока, получается!" — возмутилась жительница Усть-Волчихи Наталья Дурейкина.

Спустя два дня на эти комментарии стали отвечать из аккаунта Алтайпищепрома. Людям предлагают жаловаться в УФАС, пользоваться мерами поддержки государства и вступать в кооперативы.

"Люди жалуются, но в кооператив не сдают"

В администрации Панкрушихинского района на вопросы "ТОЛКа" заявили, что у населения молоко принимают по 16 рублей, у фермерских хозяйств — по 19,7 рубля. О цене в 15,5 рублей ничего не слышали.

Председатель комитета по сельскому хозяйству Алейского района Вера Дубская рассказала, что в последнее время у них "просто шквал жалоб от населения". Причем обращения поступают и напрямую, и от губернатора, и даже из приемной администрации президента.

"В прошлом году молоко стоило по 18 рублей все лето. Люди уже обрадовались, что стабильность пришла. В зиму цена осталась такая же, а в апреле закупщики разом снизили цену. В мае они уже поступили чуть умнее: снизили 3-го и 7-го числа до 16 рублей. Самое страшное, что они грозятся снизить еще. Население в панике. Стоимость молока у фермерских хозяйств тоже упала до 21-23 рублей".

В Алейском районе такие невысокие закупочные цены из-за того, что в районе много заготовителей, считают местные власти. В соседнем Усть-Калманском, например, молоко сдают на два рубля дороже. Хотя покупают продукт одни и те же крупные производители: Барнаульский молкомбинат, Алейский маслосыркомбинат, Усть-Калманский сырзавод.

"Как бороться с этим, мы и сами не знаем. Говорят, что столько молока не нужно, люди стали меньше покупать. А с чего меньше, когда только продуктовые и открыты? А люди же сейчас сено сами не готовят, все покупают. Где взять деньги на него, если цена на молоко падает?

У нас и так уже скота нет, он исчезает семимильными шагами. Ближе к городу есть села, где коров нет вообще! Мы, конечно, отправили письмо в антимонопольную службу за подписью главы. Посмотрим, будет ли результат", — говорит Вера Дубская.

Интересно, что три года назад в районе появился сельхозкооператив "Алейский", который занялся приемом молока. Председатель организации Олег Махнаков цену установил выше, чем у других закупщиков, и обещал стабильность в этом вопросе. Но, как сказали в администрации района, "население не потянулось". На какое-то время организация прекратила деятельность. Сейчас кооператив возобновил работу, но пока только с одним селом.

"Выход один — создавать фермерские хозяйства"

Президент Ассоциации алтайских сыроделов, директор группы компаний "Киприно" Денис Зюзин считает, что ничего экстраординарного в падении цен на молоко нет — это происходит каждый год с началом сезона выпаса.

"У больших хозяйств, которые держат сотни голов, нет перепадов сезонных, потому что у них правильно налажен цикл производства. А частные подворья зимой доят мало. Поэтому у нас в крае сезонность достигает 40-45%.

Мы зимой производим по 1,5 тонны молока в месяц, а летом две с лишним. Цена на молоко в предыдущие годы начинала снижаться еще раньше, с началом Великого поста, когда спрос на продукты животного происхождения падал".

Многие переработчики в крае уже испытывают проблемы со сбытом продукции. 

"Система электросертификации грузов "Меркурий" не подразумевает складирования, все ограничивается сроками. Нарастает конкуренция, все хотят поскорее сбыть. Что в этом необычного? Карантинные меры тоже добавляют проблем: люди, оставшиеся без работы, начинают покупать то, что подешевле", — говорит Денис Зюзин.

Президент сыроделов также подчеркивает, что в России низкий уровень гигиены и качества молока у населения. В отличие от Европы, где давно сдают молоко мини-фермы, причем не дороже, чем алтайские ЛПХ, а иногда и дешевле.

"В частном секторе все молоко несортовое. Моет ли условная бабушка корове вымя, стирает ли ту салфетку, через которую доит? А сборщик молока как часто моет бочку, меняет ли резинки на кране, из которого это молоко льется? Переработчики очень много сил тратят на стерилизацию такого молока", — говорит Зюзин.

Выход предприниматель видит один — создавать фермерские хозяйства, повышать гигиену и сортность молока и сдавать его напрямую, минуя сборщиков.

"У нас и меры поддержки есть для этого. Дальше маленьким хозяйствам будет только тяжелее. Другой вопрос: насколько высок в алтайских селах потенциал предпринимательства и желание зарабатывать", — подытожил Денис Зюзин.

"Цена на сырье и так завышена"

Генеральный директор Барнаульского молочного комбината Гарри Шония отмечает, что падение цен на закуп молока началось с первой декады апреля: у ЛПХ с 25 рублей за литр, а у фермерских хозяйств с 26-26,5 за литр. Снижение составило примерно 1,5-1,8 рубля. И тенденция продолжится, считает предприниматель.

"Склады затоварены сыром, сырным продуктом и маслом. У нас на этот период в прошлом году хранилось 1-1,1 тыс. тонн сыра и сырного продукта, а сейчас уже 1,8 тысячи. То есть еще немного – и норма будет превышена в два раза"

Шония предполагает, что это связано с двумя факторами: остановкой рынка HoReCa (общепит, гостиницы), которые выбыли из рядов крупных покупателей продуктов, и с падением платежеспособности населения.

Предприятие вынуждено регулировать объем производства, а еще менять номенклатуру в сторону более бюджетных товаров. На складах есть запасы сыров "Витязь" и "Российский". Классический сыр продолжит выпускать только Карагужинский маслосырзавод. Другие два предприятия, входящие в БМК, переквалифицируются на сырный продукт.

"Мы видим: покупатель стал отдавать предпочтение сырному продукту. Мы будем отслеживать эту тенденцию и регулировать свое производство, но пока объем производства сырного продукта увеличится", — добавляет Шония.

Себестоимость производства на данный момент отрицательная, говорит руководитель БМК. Чтобы вернуть рентабельность, производитель может регулировать только цену закупа молока. Влиять на стоимость электроэнергии или снижать зарплату он не станет.

"Мы наблюдаем эффект натянутой резины. Сырье в нашем регионе на 10-20% дороже, чем в европейских странах. Я специально изучал рынок Испании. Там в пересчете на рубли молоко в прошлом году стоило на 18-20% дешевле, чем у нас. Сейчас изменение курса валют сгладило этот перекос, но он есть. Цена на сырье у нас завышена", — считает Гарри Шония. 

Алтайпищепром: "Ситуация не критичная"

Начальник Алтайпищепрома Александр Большаков в ходе пресс-конференции 7 мая подтвердил то же самое, что говорят переработчики: с начала апреля по июль ежегодно цена на сырое молоко снижается, и это не новость.

Критичной в ведомстве эту ситуацию не считают и говорят, что это скорее сезонное явление – цены на молоко традиционно снижаются в период с апреля по июль. "Сейчас цена упала на 1-1,5 рубля. Это не критично", — говорит Большаков.

Он подтверждает, что склады товаропроизводителей молочной продукции заполнены. Хранить ее нет смысла, поэтому компании ищут новые рынки сбыта, а также регулируют цену закупа молока. "Приходится идти на уступки, снижать цену", — заявил Большаков.

Однако, исходя из того, что говорят переработчики, ожидать снижения цен на молочную продукцию на прилавках жителям края не стоит.

"ТОЛК" отправил запросы в краевой минсельхоз и региональное УФАС с просьбой прокомментировать сложившуюся ситуацию.

Анастасия Корягина, Юлия Абрамкина

Читать в полной версии ➔