"Это много или мало?": Томенко устроил настоящий экзамен министру транспорта
Сегодня, 5 декабря, состоялось заседание правительства Алтайского края, на котором обсуждались итоги работы дорожно-строительного комплекса в 2018 году и планы проведения дорожных работ на 2019 год.
В своем докладе министр транспорта Александр Дементьев сообщил, что Алтайский край занимает первое место по протяженности дорог.
Региональные и межмуниципальные дороги, по словам министра, занимают более 16 тыс. км, в том числе более 780 мостовых сооружений, две федеральные трассы общей протяженностью 636 км и муниципальные дороги протяженностью 38 771 км.
Всего протяженность дорожной сети в Алтайском крае – 55 563 км.
"Учитывая равномерное распределение населенных пунктов, большое количество хозпредприятий, увеличение трансграничных перевозок, развитие туризма, дорожники края выполняют не только инфраструктурные задачи по производству дорожных работ, но и несут социальную ответственность за обеспечение безопасности и бесперебойного проезда автомобилей по дорогам", – заметил министр транспорта.
Александр Дементьев добавил, что в связи с тем, что основная сеть автомобильных дорог была построена на территории края в 80-х годах прошлого века и отслужила более двух сроков, очень остро стоит вопрос сохранности автодорог. В связи с этим с 2014 года с целью сохранности дорог и обеспечения движения на них совместно с ГУ МВД Алтайского края создана служба весового контроля. Служба насчитывает более 80 человек.
"На сегодняшний день служба выполняет работу с помощью шести постовых мобильных центров весового контроля, двух стационарных постов весового контроля и четырех автоматических систем высокогабаритного контроля. Это позволяет контролировать и производить взвешивание транспортных средств в движении для автоматической подготовки материалов об административных правонарушениях. В период с 2016 по 2018 год были построены 24 специализированные площадки для взвешивания транспортных средств, что позволило увеличить их общее количество до 34 штук", – рассказал министр.
Поступления в краевой бюджет от штрафов составили более 600 млн рублей.
Дорожный фонд Алтайского края, по сообщению министра транспорта, равен 9,9 млрд рублей, из которых собственные средства краевого бюджета 8,7 млрд рублей. В рамках заключенного с федерацией соглашения было привлечено 1,2 млрд рублей, в том числе по программе развития сельских территорий 327 млн рублей, в рамках приоритетного проекта "Безопасные и качественные дороги" на устройство Барнаульской агломерации 765 млн рублей и на ликвидацию последствий паводка 182 млн рублей.
"Исходя из нынешнего состояния дорог, а также учитывая запросы пользователей дорог, было сформировано следующее распоряжение о ремонте: в южном направлении у границы с Республикой Казахстан, в северо-восточной зоне в сторону Кемеровской области и в северо-западном направлении в сторону Славгорода, Ярового и Камня-на-Оби", – добавил Дементьев.
Также министр сообщил, что всего в 2018 году приведено в нормативное состояние и построено, реконструировано более 686 км автомобильных дорог, а в рамках работ по Барнаульской агломерации был выполнен ремонт на 78 км улиц.
Виктор Томенко обратил внимание на недостаток информации, предоставленной министром, и сказал, что в докладе мало динамики.
"Александр Геннадьевич, вот вы сказали про количество отремонтированных дорог в 2018 году. Я вот не понимаю – это много или мало? Это что по сравнению с прошлым годом? Или с пятью предыдущими годами? Какая динамика? Мы ведь на основании этого должны давать какую-то оценку, проводить анализ и делать какие-то выводы", – заметил губернатор.
Также Томенко сказал, что ему нужны ответы на несколько уточняющих вопросов.
"Итак, первое. Более 16 тыс. км автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения. Мы все с вами упоминаем, что это самый большой показатель в стране. А кто нам уступает? Кто на втором и третьем месте? Но это не самое главное. Меня больше интересует, как в целом оценивается состояние сети региональных и межмуниципальных дорог? Есть какая-то конкретика о приведении их в нормативное состояние, о тех, которые не подлежат эксплуатации и какие из них аварийные? То есть что собой в целом представляет дорожное хозяйство? Есть такая информация? И скажите, сколько у нас дорог с твердым покрытием и сколько с грунтовым покрытием?" – спросил глава региона министра транспорта.
Александр Дементьев отрапортовал, что в крае 14 371 км дорог с твёрдым покрытием и 1785 км с грунтовым.
"Из тех дорог с твердым покрытием, 38% от их числа соответствуют нормативным требованиям", – продолжил отвечать министр.
Виктор Томенко продолжил развивать тему и спросил Дементьева о процентном соотношении 700 км отремонтированных дорог в этом году от их общего числа, но, не дожидаясь ответа, сам сказал, что это 5%.
"Скажите, как быстро у нас дороги приходят в ненормативное состояние? Какая должна быть регулярность проведения работ? Я ведь правильно понимаю, что если мы будем ремонтировать каждый год по 5% дорог, то через 20 лет мы вернемся к началу пути?" – продолжил губернатор.
Министр транспорта, как на экзамене, начал отвечать, что нормативный срок между ремонтами покрытия – 4 года, между капитальными ремонтами – 13 лет.
"В 2019 году мы должны отремонтировать порядка полутора тысяч км дорог, что составляет уже 10% от общего числа, для этого требуется дополнительное финансирование в размере 4,5 млрд рублей", – уточнил Дементьев.
На вопрос главы региона о наличии средств на сегодняшний день Александр Дементьев сказал, что сейчас предусмотрено 3,2 млрд рублей, но для повышения показателей ремонта дорог до уровня 10% в год необходимо увеличить затраты примерно в два с половиной раза.
Виктор Томенко согласился с такой необходимостью и заметил, что это важная тема для размышлений, и предложил обсудить состояние дорожного фонда в этом году, который насчитывает 9,9 млрд рублей. Глава региона поинтересовался у министра Дементьева об источниках формирования средств фонда.
"Из 9,9 млрд рублей фонда 8,7 млрд – это собственные средства краевого и муниципальных бюджетов. Дорожный фонд формировался также из акцизов на бензин, дизельное топливо и масла, транспортного налога и прочих поступлений", – ответил министр транспорта.
Томенко задал вопрос о состоянии дорог в муниципалитетах.
Александр Дементьев ответил, что в рамках проекта "Безопасносные и качественные дороги" была проведена инструментальная диагностика в Барнауле и Бийске и по ним есть конкретные данные.
"Что касается районов, то по их состоянию мы можем судить только исходя из статистической отчетности, которая есть. Менее 40% муниципальных дорог соответствуют нормативным требованиям", – сказал министр.
Виктор Томенко спросил, почему министерству достаточно только статистической информации.
"Мне все-таки кажется, что нужно наладить систему сбора информации. Потому что мы каждый год выделяем им около млрд рублей. Мы ведь должны знать, на что мы их даем. А чтобы это знать, должна быть не статистика, а как минимум первичная информация от органов самоуправления. Мы ведь когда туда приезжаем, нам сразу говорят: "Вот яма, вон яма — куда, край, смотришь? Я и пытаюсь понять, есть ли система такая? Пока вижу, что нет. Я только слышу, что как-то что-то там отсчитали статистику, и все", – объяснил губернатор.
Виктор Томенко добавил, что необходимо разработать такую систему, и, показав телефон, сказал, что благодаря технологиям это можно сделать в 10-м классе.