Денег нет, но вы держитесь: почему аварийный жилой дом до сих пор не снесли
В редакцию "ТОЛКа" обратились жители двухэтажного дома по адресу: пр-т Ленина, 183. Они сообщили, что собственные квартиры и родные стены представляют реальную угрозу для их жизней – уже два года их дом числится в списке аварийных и подлежащих сносу, но до сих пор здание никто не расселяет. Администрация города распорядилась снести ветхую постройку 1949 года до мая этого года, но почему-то никаких действий, похожих на ликвидацию, жители дома не наблюдают.
"У меня по стене идет трещина, она спускается из-под крыши, проходит через окно второго этажа, через мое и уходит в фундамент. Мы ее латали монтажной пеной не раз, оттуда дует страшно. Я здесь живу уже 15 лет. Когда заселилась, щель была замазана, но потом проявилась с новой силой. Дом надвое раскалывается на наших глазах", – показывает "декор" комнаты Татьяна Телепова, проживающая на первом этаже двухэтажной постройки.
Каждый раз после дождя в квартирах текут ручьи, в подъездах отсырел и обваливается потолок. Электропроводку после июньского урагана оборвало, сейчас ее плачевное состояние отражает намотанная синяя изолента. Опасаются короткого замыкания жильцы не напрасно – провода ничем не защищены и просто болтаются на ветру.
Сосед Татьяны, Виктор Зыкин, живет в первом подъезде на втором этаже. За 8 лет, которые он провел под протекающей крышей, в этом старом доме ремонта не было ни разу. Ужасающие пятна на стенах для него с недавних пор стали уже непобедимыми.
"Сейчас эту "красоту" просто ничем не залатаешь и не спрячешь. Мы с сыном поочередно заделывали эту стену, но если чуть тает снег или идет дождь – вся она мокрая и в комнате, и в кухне. Чувствую, что в один прекрасный день она просто вывалится, и у меня в квартире образуется дыра на улицу. Управляющая компания ничего не делает. Хотя деньги собирают за обслуживание", – возмущается он.
В 2012 году жителям удалось поставить дом в очередь на капитальный ремонт. Только восстанавливать здесь уже нечего. В 2016 году совместными усилиями удалось добиться признания дома аварийным – собрали деньги, провели экспертизу. Городской комитет ЖКХ рассмотрел документы, провел собственное обследование здания и подтвердил – надо сносить. Сначала ликвидацию чиновники назначили на 2017 год, но потом попросили отсрочку. Днем икс для ветхой постройки должно было стать 26 мая 2018-го. Только вот дом по-прежнему стоит на своем месте.
В комитете ЖКХ Барнаула на наш запрос, когда будет исполнено постановление о расселении жильцов и сносе опасного дома, ответили – неизвестно. Денег в бюджете города на переселение нет. Дело в том, что помощи из федерального и краевого бюджетов на расселение аварийных домов, признанных таковыми после 01.01.2012, не выделяется. Переселение граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными, происходит за счет средств городского бюджета, исходя из даты признания дома аварийным, технического состояния и возможности доходной части бюджета.
Пока средства изыскиваются, чиновники предлагают жильцам опасного для дальнейшего проживания аварийного дома арендовать жилье самостоятельно.
"Граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договору социального найма специализированного жилого помещения либо собственниками жилых помещений, единственное жилое помещение которых расположено в домах, в отношении которых принято решение межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда о признании дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, не переселившиеся в жилое помещение маневренного фонда, имеют право на получение ежемесячных денежных выплат на оплату расходов по найму жилого помещения", – сообщается в официальном ответе городской администрации. "Кроме того, проживающие в аварийном жилищном фонде имеют право обратиться с заявлением о предоставлении жилого помещения маневренного фонда до момента предоставления постоянного жилого помещения или денежного эквивалента за изымаемое жилое помещение".
Елена Манокова, жительница дома, таким ответом администрации города не удовлетворилась:
"Почему нас не предупредили, что дом так и не снесут, вот это непонятно. Хотя у нас есть информация, что деньги на это были выделены. Очень страшно находиться дома, в любой момент может случиться непоправимое. Мы будем обращаться в прокуратуру, чтобы добиться предоставления положенного по закону жилого помещения".