"Нас не хотят слушать": перевозчики недовольны повышением цен на проезд
Начало нового года всегда ассоциируется у людей с новыми планами, задачами, целями. Отдохнув несколько дней, жители Барнаула и ряда других городов столкнулись с одной не очень приятной переменой – повышением стоимости проезда в общественном транспорте.
С 1 января 2019 года цены на проезд в Барнауле в трамваях, троллейбусах и автобусах составляют 23 рубля, в маршрутных такси – 25 рублей.
О грядущем повышении тарифов стало известно в декабре, и волна народного негодования ожидаемо хлынула в социальные сети. Основным тезисом массовых настроений стало несоответствие роста цены на проезд размеру заработной платы, которая, к слову, в Алтайском крае считается одной из самых низких в России.
Также повышение цен коснулось проездных билетов. Работники сети киосков по продаже печатной продукции "Лига-Пресс" стали еще одними жертвами решения администрации Барнаула. Покупатели проездных по загадочным причинам решили, что ответственность за повышение тарифов лежит не на комиссии по ценообразованию, а лично на каждом продавце печатной корреспонденции. Все мнения о новых тарифах были высказаны в адрес последних, однако проездные билеты все-таки были куплены.
Тем не менее обвинять в повышении тарифов городскую администрацию тоже было бы не совсем правильно. Решение о повышении цен давно назревало, и об этом властям, буквально крича, регулярно напоминали перевозчики, которые грозились сократить до минимума количество работающего на маршрутах транспорта. Резкое уменьшение общественного транспорта стало бы настоящей катастрофой, поэтому после анализа всех затрат транспортных предприятий и актуального пассажиропотока цены были повышены на 3-5 рублей.
Исполнительный директор Ассоциации пассажирских перевозчиков Барнаула Николай Долженко считает, что простого повышения тарифов для решения проблемы недостаточно, и утверждает, что анализ затрат перевозчиков не учитывал расходы на подержанные детали и запчасти, аккумуляторы, резину и прочее. Чиновники учитывают только затраты, подтвержденные документально. Как правило, это ценовые документы топливных компаний.
А между тем цены на запчасти, электро– и теплоэнергию, горюче-смазочные материалы, бензин и дизельное топливо продолжают расти. Выросло содержание системы электронного проезда, необходимо повышать заработную плату водителям и кондукторам, обновлять транспортный парк, из-за разницы курса стоимость новых автобусов увеличилась на 10-25%.
"Актуальная себестоимость поездки составляет более 30 рублей, но повышение цены проезда до 25-28 рублей, как этого ранее требовали многие перевозчики, было бы неподъемной статьей расходов для местных жителей, поэтому мы и призывали органы местной власти помочь", – сказал Долженко.
Перевозчики предлагают городской администрации три шага, которые могут помочь избежать роковых последствий в будущем.
Отказаться от практики перекладывания финансовой нагрузки на горожан, изменив ее на ежегодную индексацию стоимости проезда на рубль. Компенсировать перевозки пенсионеров за счет средств городского бюджета. Большинство пассажиров – пенсионеры, которые приобретают проездные билеты за 450 рублей, хотя их себестоимость уже давно превышает тысячу рублей. Субсидировать часть процентной ставки на приобретение новой техники. На сегодняшний день 80% больших автобусов в Барнауле уже превысили свой эксплуатационный срок. Для осуществления работы в штатном режиме необходимо каждый год заменять около 30 транспортных средств. Транспорт не обновлялся уже восемь лет. Сейчас по городу работает около 500 единиц транспортных средств, без учета трамваев и троллейбусов.Также Николай Долженко утверждает, что перевозчики сами против того, чтобы обременять жителей повышением тарифов.
"Мы ведь не только повышения цены на проезд просим у администрации. Повышение нагрузки на население проблему не решит. Мы предлагаем различные стратегии развития и сотрудничества, но нас не хотят слушать. Все может закончиться так же, как в Омске, когда местная мэрия не помогала перевозчикам, а потом в один день весь транспорт встал, и сразу нашлось 2 млрд рублей. Барнаульским перевозчикам же необходимо 50 млн рублей в год", – рассказал Николай Долженко.
Также исполнительный директор Ассоциации пассажирских перевозчиков Барнаула выразил опасение, что при нынешней ситуации перевозчики смогут бесперебойно осуществлять работу полгода, в лучшем случае год. По его словам, очередное повышение поможет только погасить часть накопившихся задолженностей и повысить заработную плату работникам, но не существенно. Польза от такого повышения тарифов мизерная.
"Есть много вариантов, как решить проблемы с транспортом. Как минимум увеличить в бюджете расходы на поддержку. Можно рассмотреть варианты приобретения техники в складчину между перевозчиками и городом или предоставить льготные кредиты на покупку транспорта, чтобы часть выплат брало на себя государство. Мы все это предлагаем, но пока ни один из вариантов не удается продвинуть", – рассказал Долженко.
Ранее представители крупных транспортных предприятий Барнаула написали коллективное обращение губернатору Виктору Томенко, который на тот момент был врио. Изменение тарифов уже должно было состояться летом 2018 года, но отложено из-за отставки губернатора Алтайского края Александра Карлина.
В прошлом году, 26 ноября, Виктор Томенко на расширенном аппаратном совещании в правительстве края обозначил, что давно назревающий вопрос о повышении тарифов в Барнауле – это ответственность администрации именно Барнаула, поэтому в мэрии сами должны взвесить все за и против и принять решение.
В администрации Барнаула программа по развитию пассажирского транспорта разрабатывалась несколько лет назад, но отсутствие бюджетных средств не позволило ее реализовать. На официальном сайте мэрии опубликован документ, в котором прописаны этапы реализации муниципальной программы "Развитие дорожно-транспортной системы города Барнаула на 2015-2025 годы". В нем описана поддержка социально значимых маршрутов с низким пассажиропотоком, в соответствии с которой автоперевозчикам возмещаются доходы, выпадающие из-за перевозки льготных категорий граждан по социально значимым и пригородным маршрутам. В городском бюджете на возмещение предусмотрено 70 млн рублей.
По данным проведенного "ТОЛКом" опроса, большинство жителей Барнаула категорически против повышения тарифов.
11,76% считают повышение цен целесообразным из-за повышения цен на ГСМ; 79,41% считают повышение цен на проезд необоснованным; 8,82% отреагировали на повышение цен нейтрально. Остается надеяться, что все стороны решат свои разногласия и начнут активное взаимодействие для нормализации ситуации с городским транспортом, улучшения состояния которого не видно уже несколько лет. В противном случае события могут развиваться по самым разным сценариям. Уже сейчас местные жители все серьезнее обсуждают переход на личные транспортные средства или на краудфандинговое такси. Как менялась стоимость проезда в автобусе последние 19 лет: С декабря 2000 года: 4 рубля; с апреля 2002 года: 5 рублей; с мая 2003 года: 6 рублей; с ноября 2004 года: 7 рублей; с ноября 2005 года: 7,5 рублей; с июня 2008 года: 9 рублей; с августа 2008 года: 10 рублей; с марта 2011 года: 12 рублей; с февраля 2013 года: 14 рублей; с февраля 2014 года: 15 рублей; с июля 2015 года: 17 рублей; с декабря 2016 года: 20 рублей. с января 2018 года: 23 рубля.