Толк новости
Общество |

Купание и вера – разные вещи: священник о традиции нырять в прорубь на Крещение

Некоторые люди вспоминают, что они верующие, несколько раз в год: на Рождество, Пасху и когда на Крещение решают окунуться в прорубь
Читать в полной версии ➔

Есть такая традиция – каждый год 19 января нырять в прорубь. Таким образом в день Крещения Господня многие люди решают смыть с себя грехи, попросить о здоровье – духовном и физическом. 

Вот только, по словам священнослужителей, ныряние в прорубь не имеет ничего общего с истинной верой. Как относится Церковь к окунанию в ледяную воду "на публику" и для соцсетей, почему не все крещеные – верующие, из-за чего люди не любят Церковь и как правильно отмечать Крещение Господне – об этом и не только "ТОЛКу" рассказал настоятель храма Иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" отец Анатолий Гришанов.

– Некоторые вспоминают о том, что они верующие, несколько раз в год, когда отмечают Рождество, Пасху и когда на Крещение решают окунуться в прорубь. Как вы относитесь к данной традиции?

– В древней Церкви не  было такой традиции – на Крещение нырять в прорубь. Она довольно новая и связана, я думаю, с тем, что в России очень много языческих традиций, тесно связанных с христианскими.

У Масленицы сохранились, например, языческие традиции – сжигание чучела. А на Крещение есть традиция нырять в прорубь. Даже некоторые священники ныряют, но мотивы могут быть разными. Это не обязательная часть праздника. Совсем не обязательная.

Все-таки эту воду пьют, умываются, ею окропляют жилище. Есть молитва специальная на освящение воды, церковная, которую читают во время освящения. И нигде не сказано, что надо в ней омываться. Да, многие погружаются – одни из любви к Богу (но таких мало), другие из азарта.

– Считается, что таким образом мы можем смыть свои грехи в святой воде. Мы заблуждаемся?

– То, что смываются грехи во время погружения, – это неправда. Я не категорически против погружения в воду, но надо знать, что грехи это не отпускает. А то, что люди за год ни разу не ходили в церковь, но идут нырять в прорубь...

Для кого-то это знак сильной веры. Но верят они при этом в душе. Они погружаются в прорубь, загадывая желания или прося о чем-то. Мол, загадаю, искупаюсь, это сбудется. Это тоже не христианское отношение к Богу: я вот из-за тебя в ледяной воде купаюсь, поэтому ты мне что-то дай. Другие проверяют: смогу или не смогу нырнуть в ледяную воду. Я не критикую эту традицию. Может, для кого-то это будет как переход от веры в душе к вере более осознанной, понимаете?

– Все разными путями приходят к вере?

– Да. Я убедился, что люди, не благодаря нам, священникам, приходят в храм, как ни странно. Когда Бог сам приводит людей в храм, наша задача – не помешать.

Про купание на Крещение надо лишь объяснить, что это не смывает грех и что это не наша традиция. Не мы придумали. Не надо, чтобы из-за такой церковной практики кто-то заболел, у кого-то стало плохо с сердцем, случился инсульт. Не мы ввели эту традицию, это народная традиция.

– Есть миф, что купание в проруби на Крещение исцеляет. Вы верите в это?

– Это не миф. Святая вода по большой вере помогает исцелиться от болезней. По большой вере к Богу. Эта большая вера выражается не публично, а, скорее всего, сокровенно, когда человек с молитвой пьет святую воду дома, скажем, утром натощак, и просит у Господа о здоровье. И через такую теплую веру, совершаемую в таинстве, в любое время года, не только на Крещение, человек может получить исцеление. И это как раз церковная традиция – утром натощак пить святую воду. А крещенская вода – особенная. Ее хранят в отдельном сосуде и пьют по чуть-чуть. И часто бывает, что святая вода с сильной верой исцеляет. Но об этом не пишут в Facebook и "ВКонтакте". Это сокровенное. В храме об этом знают.

А публичность… Когда ты выпил 50 граммов для смелости и нырнул в прорубь, а тебя при этом еще на телефон снимают, – нет. Такой кураж не поможет душе человека и не исцелит от болезней.

– Вы осуждаете тех, кто снимает процесс погружения в прорубь и выкладывает в социальные сети?

– Нет, не плохо отношусь, нормально. Здесь не унижается церковная святыня. В реке купаться можно. Воду освятили – купаться можно. Священники тоже купаются, как я уже говорил, с другой мотивацией, правда. Это просто не имеет никакого отношения к церковной практике, это личное дело каждого человека.

– Настоятель Борисо-Глебского храма города в Московской области выразил свое мнение, что как раз такое погружение, когда выпил для смелости и на публику погрузился в прорубь, – это грех, что великий церковный праздник превратили в развлечение и повод для греха.

– Это его частное мнение, ему это кажется оскорбительным. Потому что священники приходят на иордань, освящают воду, черпают эту воду из купели, умываются, многие пьют, набирают воду. Кому-то такое купание может показаться оскорбительным. Для меня – нет.

Видите, в чем дело – эти люди никогда не приходят в храм. Они в проруби купаются чаще, чем в церковь ходят. Они не оцерковлены. Хотя большинство из них крещеные, я бы даже сказал – массово крещеные и являются частью Церкви. Они наши братья и сестры по вере, очень близкие к нам. Но по факту своей жизни они от нас очень далеки, потому что маленький процент людей ходит в храм на богослужения.

Эта ситуация всегда была, и она сохраняется. Это печально, но не оскорбительно. Печально, что крещеные люди не знают своей веры. Они летят в Таиланд, повязывают ленточки, берут благословение у кого угодно: у лам, тибетских монахов, шаманов, буддистов и считают это нормальным. Просто потому что они не знают своей веры.

– Почему так складывается?

– Потому что крестятся не по вере, а для того, чтобы не болеть или чтобы можно было молитвы специальные читать, причащать ребенка. Кому-то бабушка сказала, что это полезно. Но когда человек вырастает, вера для него не является мировоззрением (хотя это мировоззрение), выше, чем патриотизм, а становится частью культуры, частью традиций, частью патриотизма. Вот я православный с крестом, значит, я – патриот. Понимаете?

– Почему так происходит?

– Это загадочная русская душа, загадочное русское свойство. Я об этом тоже думал. Что-то в этом есть для меня очень русское, но малообъяснимое. Почему в российской Церкви был раскол при Никоне? Потому что не в основы веры углублялись, как правильно произносить молитвы. Если поп не выпьет стопку водки с мужиком, мужика это оскорбит смертельно. Если священник не образован – это оскорбит дворянина. Для помещика священник был как обслуживающий персонал. Это не христианское отношение, которое было в России и раньше, и сейчас, это какая-то национальная особенность.

– Как вы объясните, что сегодня люди верят в Бога, но не верят Церкви? Многие это разделяют: вера отдельно, Церковь отдельно.

– Они верят своему собственному Богу в душе. Неизвестно, чему они верят. Потому что, если они не верят Церкви, значит, у них вера не православная, а своя собственная, удобная для них. А не верят Церкви не потому, что Церковь в чем-то виновата, а просто потому, что нелюбовь. Я специально смотрел разные паблики и разные форумы. Мне было любопытно, в чем Церковь можно обвинить. А ни в чем. Просто ненависть какая-то и все. Неприятие.

Мне не нравится, что священник толстый. А он, может, болеет? Почему сразу не нравится? И давайте это высмеивать. Или не нравится дорогое облачение епископа. Но это же исторически сложилось, что служение Богу связано с дорогим облачением. Все это натянуто. Людей раздражает Церковь, потому что она призывает измениться. А человек меняться не хочет. У него есть удобная вера, которую он сам себе придумал.

Например, я не творю зла. Я хороший, я про себя молюсь, я сделал доброе дело. Хотя он мог сделать доброе дело из тщеславия или страха смерти. Получается очень выборочная вера. А мы сохраняем веру истинную. Веру, в которой есть святость, в которой есть познание.

– Вы сказали, что у каждого своя мотивация. Какой мотив у священников, если это совсем не обязательно и если это даже не православная традиция?

– У священника, которого я знаю, который окунается в прорубь, одна мотивация – любовь к Богу. И образ Христа, который принял крещение в воде, настолько любимый образ, что он хочет быть подобным ему. Это в чистом виде любовь.

– Как тогда правильно отмечать этот праздник православным?

– Как минимум человек приходит в храм помолиться о близких, родных, о самом себе. Многие приходят поставить свечи о здравии и за водой. Вода освящается накануне вечером. Люди и 18 января приходят. Надо начинать день с почтения праздника – с молитвы. Не хотите идти в церковь за водой – набирайте дома. В этот день вода везде освященная. Моя мама набирает воду дома. По ее словам, она прекрасно хранится. Может, это тоже вера, а может, факт.

– Купанием вера не проверяется.

– Купание и вера – абсолютно разные вещи. Тем более купание с алкоголем, купание на камеру… Это никак не связано с верой. Те, кто купается в этот день, – не противники Церкви, они просто заблуждаются. Я не против купания, я надеюсь, что человек приобретет опыт, мудрость и придет к более глубокой вере и другому пониманию этого праздника.

– Вы когда-нибудь окунались?

– Да. Это не страшно. Самое страшное, когда ноги ко льду примерзают. А так само окунание не страшное. Внутренний протест, нежелание войти в воду страшнее. Временное охлаждение не навредит, если человек здоров.

– В этом году 19 января пойдете окунаться в прорубь?

– Я, может быть, буду обливаться. Когда никого нет, помолившись, обольюсь водой. Можно и так. Можно и на дворе, можно в квартире, в храме – кто где живет, кому как удобно.

Читать в полной версии ➔