Барнаульские политики и журналисты обсудили перемены после ухода Карлина
В среду, 23 января, в Барнауле состоялось первое собрание дискуссионно-аналитического клуба "2030" – это общественно-политическая площадка, на которой эксперты, политики, общественные деятели, гражданские активисты, ученые, журналисты, представители власти и бизнеса обсудили ключевые темы развития страны и Алтайского края.
Темами первой дискуссии были подведение итогов 2018 года, самое важное политическое событие в Алтайском крае и политический климат в регионе. Модераторами мероприятия выступили депутат АКЗС Иван Мордовин и консультант по коммуникациям Василий Морозов.
В дискуссии приняли участие пресс-секретарь губернатора Алтайского края Дмитрий Негреев, директор Института политики и технологий Татьяна Косачева, ведущий и корреспондент ГТРК "Алтай" Михаил Беднаржевский, политолог Константин Лукин, заведующая кафедрой политологии в АлтГУ Ярослава Шашкова, основатель сообщества Barnaul22 Алексей Куреленок и другие.
Также в дискуссии участвовали депутаты от партий "Единая Россия", "Справедливая Россия", "Яблоко" и ЛДПР.
Заведующая кафедрой политологии Ярослава Шашкова обратила внимание на политическую трансформацию в регионе. Одним из признаков этого она назвала создание дискуссионного клуба "2030". Затем она обратила внимание, что Александру Карлину, чтобы вникнуть во все процессы в регионе и сформировать свою команду, понадобилось несколько лет.
"Я бы даже сказала – четыре года. В политологии есть такой термин – "100 дней", по которым все любят отсчитывать первые результаты. Как правило, какие-то крупные прорывы происходят в этот срок, чтобы потом была возможность их сгладить. Я думаю, что основное сейчас – это кадровый вопрос. Если мы говорим о необходимости прорыва региона, то нам необходим инновационный состав в правительстве. Таких людей, видимо, пока не так много", – сказала Шашкова.
Также Ярослава Шашкова назвала важным моментом снятие градуса недовольства.
"Дело в том, что у политической культуры массового сознания в крае есть два важных показателя – это уровень раздражения и уровень социального недовольства. Уровень раздражения имеет обратный эффект приспособления к ситуации. В такой ситуации люди могут критиковать и быть недовольными, но когда встает вопрос об участии в массовых акциях, митингах и прочем, желающих оказывается мало. Фактор раздражения не переходит в острое социальное недовольство", – отметила политолог.
По словам Ярославы Шашковой, опросы показывают, что большинство проблем персонифицировано, так как недовольство было обусловлено неудовлетворением работой бывшего губернатора Карлина. По ее словам, сейчас можно только догадываться о продолжительности этого рейтинга доверия, который сейчас существует с приходом Томенко. Определенную роль, считает Шашкова, будет играть федеральная повестка.
Далее высказался ведущий эфиров на ГТРК Алтай Михаил Беднаржевский. Он заметил, что, несмотря на открытость власти, если ее оценивать как параметр, он начал меняться.
"Многое осталось, как и прежде: пресс-конференции с министрами, главами ведомств и так далее, все это происходит, как и раньше, всегда можно было задать любой вопрос. Другое дело, что не все задавали эти вопросы. В любом случае власть сейчас становится более информационно открытой, но делает она это вынужденно. Это связано с федеральным запросом в том числе", – сказал Беднаржевский.
Также журналист поделился мнением о присутствии губернатора Томенко в социальных сетях.
"Что касается Instagram правительства и губернатора, то, по моему мнению, первый работает не так эффективно, как второй. Само собой, и по Instagram губернатора тоже есть вопросы. Запустился он не без издержек, но сейчас он работает нормально. Анализируя слог постов, могу предположить, что многие из постов действительно принадлежат Виктору Томенко", – сказал Беднаржевский.
Он сравнил Instagram Томенко и блог Карлина.
"Сильный контраст. Когда появился блог у прошлого губернатора, первым постом было сообщение подписчикам, в котором говорилось, что однажды они, возможно, смогут комментировать его посты. Потом прошло восемь лет, но возможности комментировать так и не появилось", – заметил Михаил Беднаржевский.
Пресс-секретарь губернатора Дмитрий Негреев начал свою речь начал с рассуждения о природе власти.
"Хочу сказать, что власть по своей природе в принципе не очень открыта, и говорить о том, что вынуждено, а что – нет, не очень корректно. У нас в стране есть разные периоды в каждой республике, в которых существуют политические рамки. В каждой системе разные правила. Был один губернатор – были одни правила. Пришел новый и установил те правила, которые считает нужными, которые ему близки", – начал Негреев.
Далее речь пошла о позитивных изменениях в крае.
"Первым и самым важным событием для региона стала, конечно же, смена губернатора. Это привело к политическому оздоровлению ситуации в регионе. Были налажены нормальные отношения между исполнительной и законодательной властью, между всеми фракциями, которые есть в Законодательном Собрании. Благодаря налаженному взаимодействию краевой бюджет был принят практически единогласно. Даже некоторые депутаты КПРФ поддержали проект. Наладились контакты с главами муниципалитетов", – сказал Дмитрий Негреев.
Не обошли вниманием и тему взаимодействия власти со СМИ.
"В лучшую сторону изменились отношения со СМИ, которые перестали делить на хорошие и плохие. Сейчас их всех приглашают на заседания правительства. Все могут там присутствовать и фиксировать все, что там говорят", – сказал пресс-секретарь Виктора Томенко.
Также он коснулся темы борьбы между элитами в Алтайском крае.
"Практически прекращены всевозможные конфликты элит, которые в течение многих лет оказывали негативное влияние на жизнь края. Если и остались какие-то инертные очаги, то власть в них участия не принимает. Что касается кадровых перемен, то они все-таки есть. Из членов прежнего состава правительства в новый состав вошли только семь человек", – подытожил Дмитрий Негреев.
Тему войны элит подхватил политолог Константин Лукин, который начал свою речь с трех тезисов:
Смена власти произошла, а транзит власти только идет; Что отличало край от регионов Сибири? В нем не было элитных конфликтов. В Алтайском крае было зачищено политическое пространство, в котором не было элитных конфликтов."Любые элитные конфликты отражает схватка между экономическими группировками за власть с использованием власти. Если сравнивать Алтайский край с регионами, где есть конфликты, то в тех регионах, где есть конфликты элит, есть конкурентные выборы", – объяснил Лукин.
Далее он объяснил свою мысль на примере Алтайского края.
"Выборы в крае в 2018 году – что президентские, что губернаторские – нужно оценивать с позиции результатов, которые выражают отношение жителей к ней. Голосовали не за фамилии, а за поддержку курса или наоборот. Мотивация к голосованию решалась больше в области социально-экономического положения, чем политического. Голосование на Алтае и в Кузбассе выглядит как референдум", – высказался политолог.
Также он объяснил, что настоящая борьба элит происходит в Новосибирске, Иркутске и еще ряде регионов, где борются финансовые группировки за экономическое пространство.
"Возвращаясь к теме транзита власти. Алтайский край сейчас попал в новую политическую реальность. Сейчас цикл транзита власти находится и на федеральном, и на региональном уровне. Мы находимся в тенденции 1999–2003 годов. Это поколенческая смена власти. Мы помним, что такая смена в 1986-1991 годах привела к распаду СССР. Поколение 1999-2003 годов дало нам ту Россию, в которой мы сейчас живем с ее внутренними и внешними проблемами и достижениями. Как будут развиваться события дальше – покажет время", – подытожил Константин Лукин.
Председатель отделения партии "Яблоко" в Алтайском крае Александр Гончаренко критически отнесся к мнению присутствующих о благоприятных переменах и осудил присутствие многих членов старой команды в рядах политического истеблишмента.
"Я вспоминаю слова Юрия Власова (спортсмен и общественный деятель – прим. ред.). Он как-то сказал фразу, которая сейчас актуальна у нас: все сразу взяли и прозрели. Критические стрелы летят в адрес Карлина, а я слушаю это все, улыбаюсь и хочу спросить всех: где же вы были раньше? Единственная политическая структура, которая собирала подписи за досрочную отставку Александра Карлина, – это Яблоко", – заметил Гончаренко.
Также политик предостерег от преждевременных хвалебных дифирамбов, которыми, по его мнению, сейчас многие слишком увлеклись.
"Что касается выборов, сложно сказать. Но если бы от нас пустили Рыжкова и пошли бы коммунисты, то второй тур был бы 100%. Но у нас самый жесткий в России муниципальный фильтр", – сказал председатель "Яблока".
Не обошлось без критики в адрес кадрового состава нового правительства.
"Что касается Томенко. Безусловно, какой-то аванс у него есть, как и у любого нового человека. Доверия было бы больше, если бы люди увидели настоящую смену команды, но у нас все как обычно: сидел на большом стульчике, сел на стульчик поменьше, как один товарищ в валенках. Как говорил Петросян: попал в номенклатуру, хотя бы директором кладбища, но попал. В общем, нет пока ощущения, что ушла старая команда, тем более Карлин благополучно перевелся в сенаторы, еще и орден дали", – посетовал Александр Гончаренко.
Но не вся оппозиция была так скептично настроена. Например, депутат краевого Заксобрания и член партии "Справедливая Россия" Владислав Вакаев в свойственной ему философской манере выразил надежду на развитие края.
"Я считаю, что региону повезло. Когда сюда прислали человека с таким серьезным бэкграундом, я подумал: а в чем подвох? Понятно, что Томенко успел поработать на ключевых должностях на одних из самых больших промышленных предприятий, но потом я смотрю на нового губернатора в Новосибирске и удивляюсь, насколько это не уровень, особенно в сравнении с Виктором Томенко. То, что его к нам прислали, говорит о том, что перед ним сейчас стоит нетривиальная задача, а именно – достижение прорыва", – поделился мнением Вакаев.
Он добавил, что край доведен до такого состояния, что уже много лет люди тут живут с чувством безысходности и с отсутствием веры в перемены. Для преодоления этого порога, по словам политика, просто необходим рывок.
"Как его сделать? Это архисложный вопрос. Мы в крае вообще не имеем возможности для этого. У нас нет мощной индустрии, как в том же Красноярске, нет ликвидных сырьевых ресурсов. Поэтому для прорыва Виктор Томенко должен совершить настоящий подвиг, я бы даже сказал, 12 подвигов. Но как? Все возможные точки роста можно сосчитать по пальцам одной руки. У нас есть Барнаул, который может тянуть за собой муниципалитеты, это наши вузы, которые во всем мире считают локомотивом развития, это цифровая экономика, за которой будущее, и это наш агропромышленный комплекс. Это все не заработает без одного – без правильных людей. Нам нужно опираться на кадры. Нам нужны инициативные и заинтересованные люди. Для формирования команд необходимы специальные институции", – сказал Владислав Вакаев.
Развил мысль Вакаева его коллега по партии "Справедливая Россия" и депутат АКЗС Александр Молотов, который, видимо, увидев в рядах собравшихся много молодых лиц, как истинный преподаватель, начал по привычке читать лекцию.
"Приятно видеть на нашем собрании много новых лиц. Надеюсь, вы пришли сюда добровольно, а не потому что вам сказали, что приедет Навальный", – скромно начал депутат.
Продолжил ликбез Александр Молотов через наличие взаимосвязи развития экономики и социальной сферы.
"В социальной сфере принципиальных изменений после прихода нового губернатора не произошло и не могло пока произойти. Зарплаты в крае по-прежнему одни из самых низких, социальные пособия не индексируются уже несколько лет, из чего прослеживается определенная стагнация. Но сейчас, если проанализировать бюджет, можно увидеть, что 72% от общей суммы – это социалка. А на все остальное остается 28%. Играть с этими цифрами нужно очень аккуратно. А социалка цепляется за экономику. Они у нас взаимосвязаны. Без развития одного не сдвинется с места другое. Рывком ситуацию мы не изменим", – поведал Молотов.
На назревающий вопрос о том, где взять ресурсы для прорыва, депутат склонился к инвестициям в регион. По его словам, возможность быстро нарастить доходы есть только в случае безвозмездного поступления из федерального бюджета.
Также Александр Молотов посетовал на то, что журналисты достаточно холодно отреагировали на рост краевого бюджета на 10 млрд рублей.
"Это огромные цифры. А наши журналисты пишут только о том, что не назначен министр спорта или нет политического вице-губернатора, а о том, что деньги пришли, говорили мало. И зря. Здесь же развитие происходит. Медленно, но верно экономика двигается в правильном направлении. Рывок опасен тем, что можно что-нибудь надорвать. Поэтому нужна плановая систематическая работа, некая стратегия. От этого будет зависеть экономика", – сказал депутат.
Он также не упустил возможности обменяться колкостями с депутатами "Единой России".
"Обратите внимание, они говорят, что наступили перемены в политической жизни. А почему? Потому что им самим разрешили говорить. В прежнем театре одного кукловода им это делать было запрещено. Они молчали, а говорили только те, кому можно было. Сейчас, конечно, для них новая реальность, но для оппозиции ничего не поменялось. Разве что пока шишек не получаем, как раньше", – подытожил Молотов.
Основатель сообщества Barnaul22 Алексей Куреленок предпочел не рассуждать о роли партий, но признался, что очень рад тому, что в крае появился новый губернатор.
"Я к политическим партиям не отношусь. Просто так получилось, что у меня своя волна и на ней сотни тысяч взрослых граждан. Я часто общаюсь с людьми, среди которых учителя, чиновники, предприниматели. Хочу сказать, что мы живем в фейковой стране в фейковое время. Я очень надеюсь, что с новым губернатором что-то изменится. Я проехал всю страну на машине и видел, как живут многие регионы, которые находятся в еще более худшем положении. У нас прекрасный регион для развития. У нас и климат шикарный. Я общаюсь с компаниями, которые занимаются производством, у них обороты насчитывают миллиарды рублей, и даже у них большие проблемы. Они не могут нормально экспортировать свой продукт. Есть серьезные ошибки в управлении, которые в первую очередь нужно исправлять", – сказал Куреленок.
Во второй части речи он выразил недовольство тем, что бюрократия в Алтайском крае убивает все перспективные идеи.
"Я считаю, что 80% людей в регионе – это ленивые ж..ы, которые могут только критиковать и лить грязь, но предложить ничего не могут. У нас в крае, чтобы организовать фестиваль, нужно полгода, а в Москве и Краснодаре это делается за три недели. Бесплатно дают площадку. У меня много знакомых, которые способны организовать крутые мероприятия без какой-либо политической подоплеки, но не могут, потому что бюрократические проволочки делают согласование невозможным. Запутанные действия все усложняют. Поэтому еще раз скажу, что мы живем в фейковой стране и в фейковое время, но потенциал есть и, надеюсь, все будет хорошо", – закончил Алексей Куреленок.
Журналист Валерий Савинков, комментируя прошедшее мероприятие, сказал, что практически нет сомнений в том, что дискуссионный клуб "2030" – проект "Единой России". Он также предположил, что, несмотря на то, что проект назван частным, по его мнению, его курирует кто-то из правительства.