Иностранные студенты алтайских вузов не могут получить деньги от родителей и улететь на родину из России. Но они пока массово не бегут из страны и ждут стабилизации обстановки
Введенные из-за спецоперации на Украине санкции обернулись проблемами не только для россиян, но и иностранцев, которые живут или учатся в нашей стране. Теперь им почти невозможно получить деньги от родных или улететь домой. Родители постоянно звонят своим детям и волнуются за их безопасность. "Толк" спросил у молодых иностранцев, как им живется в новой политической реальности.
"От переживаний одни болезни"
Веселина Топалова – студентка из болгарского города Пловдива. Она приехала в Россию в 2019 году и поступила в АлтГУ на направление "медиакоммуникации". Этот профиль был лишь в нескольких городах страны, она не прошла в Москву и выбрала Барнаул. А Россию Веселина предпочла потому, что ей нравится русская культура и язык. Последний девушка учила четыре года в школе, а потом два года в вузе. Сейчас она прекрасно на нем говорит.
Однако учеба у девушки легко не пошла. Осложнилась она не только тяжестью заданий, но и обстоятельствами. На период обучения Веселины выпало сразу несколько серьезных испытаний. Сначала – пандемия, а теперь и санкции на фоне украинского кризиса. После закрытия границ из-за вируса Веселина Топалова вернулась в РФ только в августе 2021 года. Прошло полгода – и пришли новые проблемы. Правда, девушка признается, что пока на себе последствий от текущей ситуации она особо не ощущает.
Но некоторые вещи, конечно, уже дают о себе знать. Во-первых, отключился Facebook. Но его можно "включить" обратно с помощью VPN, да и пользуется Веселина в основном Telegram и WatsApp.
Но если Facebook – вещь второстепенная, то деньги – первостепенная. Из-за отключения России от SWIFT, прекращения работы PayPal, Visa и MasterCard переводить деньги в страну стало практически невозможно. Эта проблема Веселину пока не затрагивала, потому что еще в начале года родители перевели ей сумму на пять-шесть месяцев. Они отсылали финансовую помощь не по карточке, а с помощью платежной системы "Золотая корона", которая сейчас в России не заблокирована. Карта у девушки есть только платежной системы "МИР". На нее она и кладет деньги.
Что действительно волнует Веселину, так это невозможность улететь домой, в Болгарию. Попасть в страну получится лишь через другие страны, например через Казахстан. И то в эту страну нужно будет лететь, поскольку въезд туда сейчас доступен только авиарейсом.
Но брать билет на самолет девушка пока не торопится, потому что не хочет покидать Россию. У нее уже был такой опыт во время пандемии, и он оставил плохие воспоминания.
"Во время пандемии мне сказали все бросать, приезжать домой. А когда я приехала, переживала обо всем. Дома отлично, но мне тяжело вернуться обратно к родителям. Сейчас же они спрашивают каждый день, как ситуация, беспокоятся, но чисто географически Сибирь находится дальше от конфликта, чем границы Болгарии. Надо найти способы успокоиться и сказать, что все хорошо", – объясняет девушка.
К тому же студентка считает, что приехать в Болгарию – это не проблема, а вот попасть потом обратно в Россию будет не так просто. Веселина же хочет учиться, жить самостоятельно здесь и общаться с друзьями. Родственники переживают за нее, но пока не упрашивают собирать чемоданы.
"Все родные и друзья позвонили и спросили, нормально ли все, всего ли хватает, но они понимают, что учеба главное. Я когда уезжала, то все оставила там, хотела начать новую жизнь. Они знают, что, несмотря на все переживания, решения принимаю только я сама. На данный момент я не сильно ощущаю на себе последствия всего этого. Конечно, ситуация тяжелая, неприятная, но лично меня все это не так сильно касается", – говорит она.
Девушка надеется, что все еще наладится, и политический кризис закончится за месяц-два. Сейчас на чемоданах она не сидит и живет дальше, не зная, что будет потом. Раньше Веселина планировала после окончания бакалавриата пойти на магистратуру в новосибирский или петербургский вуз. Летом она должна была улететь к родителям, мама и папа также планировали приехать к ней, в Россию. Однако теперь все это под вопросом.
Если же ситуация сильно ухудшится, то отчисляться из вуза Веселина не будет. Она уйдет на дистант и вернется обратно – в Болгарию.
"Уход Nike или Apple не заставит меня уехать из России"
Похожего взгляда на туманное будущее придерживается и София Хорват из венгерского города Дьер. Она учится на первом курсе магистратуры филологического факультета АлтГУ, в России находится только полгода.
С проблемами София уже столкнулась. Деньги от родителей переводом она получить не может и сейчас живет на то, что девушке выслали раньше. Уже две недели она ищет работу, но пока безрезультатно. С этим в Барнауле есть трудности, объясняет девушка.
Что касается денег, то студентка еще будет искать способы получения финансовой помощи и, если это возможно, готова воспользоваться даже обычной почтой.
Как и Веселина, София не может улететь в свою страну из России. Сейчас она переживает, сможет ли в ближайшее время попасть домой, но надеется на лучшее. На то, что бежать никуда не придется, политическая ситуация стабилизируется. Пока в Барнауле все спокойно и безопасно, и это самое главное.
"Мне не так важно закрытие магазинов, самое важное – это безопасность. Отсутствие Nike или Apple не заставит меня уехать из России. Пока у меня нет мыслей покидать страну, я только тут адаптировалась", – отмечает София.
Друзья и родственники студентки переживают, звонят ей и спрашивают, все ли в порядке. А она уверяет – атмосфера спокойная. Девушка больше беспокоится не за себя, а за свою семью. Все-таки Венгрия граничит с Украиной. Однако город Дьер находится на западе – рядом с границей Словакии.
Если надежды девушки на скорое окончание конфликта не оправдаются, то София готова перевестись на дистант и продолжить учебу из Венгрии. Бросать алтайский госуниверситет она не хочет. Но после второго курса магистратуры девушка с вероятность 80% намерена вернуться в Венгрию.
Студенты из Азии
У студентов из Средней Азии проблемы похожие. Многие из них также столкнулись с невозможностью принять деньги от родителей. Например, магистрант филфака АлтГУ Фаррух Тошниезов из Узбекистана говорит, что сейчас отправить или получить финансы извне практически невозможно. Пока что операции он решил вообще не совершать.
Из-за политического кризиса родители многих студентов переживают и зовут их обратно на родину. Некоторые узбекистанцы едут домой, чтобы там учиться на дистанте.
Однако в отдельных случаях ситуация с переводами и с перелетами в России и в мире не имеет вообще никакого значения. Например, учащаяся шестого курса магистратуры агушного филфака Сурай Агамырадова говорит, что из Туркмении ей и так не приходят деньги, там действуют ограничения. Ее страна закрыта, туда не летают самолеты уже два года.
Поэтому для девушки ситуация меняется лишь с точки зрения цен в магазинах и прочих экономических последствий санкций. Сейчас она работает кассиром в общепите и сама обеспечивает себя. С родными Сурай общается только по интернету. Но родственники говорят ей, что если все выйдет из-под контроля, то надо будет возвращаться в Туркмению. Если и не самолетом, то как-нибудь иначе.
Помогают ли в вузах?
В вузах Алтайского края ситуация пока что спокойная. Ведущий специалист отдела по работе с иностранными студентами АлтГТУ Ирина Ерохина отмечает, что обращений от студентов, которые хотели бы покинуть страну и перейти на дистант, пока не поступало, однако было несколько жалоб на невозможность получить деньги от родителей. Финансы не пришли двум студентам из Египта.
"Мы пытались найти выходы, чтобы родители нашли возможность передать детям из-за границы деньги. Пока есть путь только через третье лицо. Они пересылают нам, а мы уже отдаем всю сумму студенту. К происходящему учащиеся относятся ровно", – говорит Ирина Ерохина.
В Алтайском госуниверситете проблемы студентов будут решать индивидуально, объясняет проректор по развитию международной деятельности университета Роман Райкин. Сейчас в классическом вузе учатся представители 30 стран, в том числе Германии и США.
По словам Райкина, события последней недели никак учебный процесс не затронули. Обращений от студентов в связи с последними событиями в университет не поступало. И единственной их проблемой может быть получение денег из дома по международным платежным системам, объясняет проректор. Если это произойдет, каждый случай будет разбираться отдельно.
"При помощи специалистов банковской сферы предлагать решение. Для этого у нас есть все возможности. В случае необходимости как иностранным, так и российским студентам АлтГУ может быть оказана психологическая помощь в специализированном психологическом центре университета", – пояснил Райкин.
В Алтайском медицинском университете говорят, что заявлений от иностранных студентов об отъезде и переходе на дистант к ним также не приходило. В вузе провели два собрания с иностранцами (а именно с арабами и индусами) и объяснили им, что паниковать не стоит и в случае проблем нужно обращаться в вуз за помощью, а не писать жалобы. Для этого у каждой иностранной группы в вузе есть представители.
"Карты многие заблокированы, но представители нашли выходы. Есть возможность небольшие суммы снимать. Пока держимся – что дальше, посмотрим. Опасности для студентов нет", – отметила начальник управления по международной деятельности вуза Юлия Целлер.
На учебном процессе в АГМУ ситуация не отразилась. Он идет в привычном режиме, но вуз готов всеми возможными способами помочь студентам. При этом проблем со сдачей дипломов у иностранцев-медиков также не будет, ведь пятые и шестые курсы заехали в полном составе.
Если же кто-то сорвется и решит уехать, то эти вопросы будут решаться индивидуально с каждым студентом. Пока же в университетах рассчитывают на улучшение ситуации, и что граждане других государств все-таки смогут остаться в стране и получить образование очно, а не дистанционно. А студенты надеются, что все станет нормально, хотя бы часть санкций отменят, повод для беспокойства родителей исчезнет.