Алтайский учитель в среднем вынужден брать 1,63 ставки — это больше общероссийского показателя. Нагрузка растет из-за кадрового голода, который пока не удается победить подъемными и прочими бонусами
В Алтайском крае сокращается контингент школьных учителей и растет нагрузка на существующих. Больше всего образовательные организации нуждаются в базовых "предметниках". При этом численность школьников в ряде районов тоже уменьшается. Об этом в ходе правительственного часа в АКЗС рассказала глава регионального минобра Светлана Говорухина.
В докладе министра отмечено, что за последние три года край потерял 3% учителей, или порядка 487 человек. Это связано как с убылью детского населения в селах, так и с естественным старением педагогических коллективов и недостаточным притоком молодых кадров. Больше всего в школах не хватает основных "предметников" – учителей русского и иностранного языков, литературы и математики.
Перед текущим учебным годом в регионе было открыто 900 вакансий. На 500 из них удалось набрать новых специалистов, в том числе выпускников профильных вузов и ссузов, однако 400 ставок пришлось перераспределить среди существующих педагогов.
Сейчас нагрузка на одного учителя в среднем по краю составляет 1,63 ставки. В сельской местности этот показатель равен 1,51, в городах – уже 1,79. Средняя нагрузка в целом по России оценивается в 1,53 ставки.
Тему эмоционально прокомментировал депутат АКЗС от КПРФ и по совместительству учитель географии Александр Волобуев. Он заявил, что с учетом этих цифр реальная нехватка школьных преподавателей составляет 10 тыс. человек. И вместо положенных 18 часов в неделю средняя нагрузка на учителя составляет от 27 до 32 уроков.
"Один учитель работает за себя и за "половину" своего коллеги. В ответах министерства образования говорится, что средняя зарплата учителей при средней нагрузке 28 часов в неделю составляет 44 тыс. рублей в месяц. И человеку, далекому от работы в школе, может показаться, что это оплата только за уроки. Но сюда входят и уроки у надомников, ведение кабинетов, проверка тетрадей и многое другое. Соответственно, убирая все надбавки, в сухом остатке проведение уроков – ниже, чем ставка дворника. Кто при таких раскладах может пойти работать в школу?" – сказал в выступлении депутат.
Светлана Говорухина отметила, что на закрепление кадров работают федеральные, краевые и муниципальные программы. Так, по программе "Земский учитель" за последние четыре года в сельские и поселковые школы привлекли 176 человек. В 2025–2027 годах ожидается трудоустройство еще 52 специалистов. Земские учителя получают выплату в 1 млн рублей и обязуются отработать на территории не менее 5 лет.
"Миллионниками" становятся и за счет краевого бюджета: с прошлого года такую сумму на конкурсной основе предоставляют молодым педагогам не старше 35 лет, которые выбирают для трудоустройства малокомплектные школы с численностью не более 500 учеников. Взамен специалисты должны отработать на селе три года. Министр напомнила и о другой краевой программе, по которой выпускники профильных вузов и ссузов могут получить от 200 до 300 тыс. рублей при условии закрепления в малочисленной школе.

Собственные "подъемные" готовы предложить и в муниципалитетах. Максимальный размер выплаты – 250 тыс. рублей – установлен в Павловском районе. Однако есть территории, где предоставляют совсем символические суммы – от 10 до 15 тыс. рублей, следует из доклада.
Сельские и поселковые педагоги также получают компенсации на оплату ЖКУ. После индексации с 1 января 2025 года размер этой выплаты превысил 37 тыс. рублей в год, подчеркнула Говорухина. В 45 муниципалитетах учителям возвращают затраты на аренду жилья.
По оценке министра, сейчас удается закрепить на местах 82,6% педагогических кадров.