Психологическая помощь в системе образования должна быть строго конфиденциальной, считают в АКЗС. По словам депутатов, из-за риска "утечки" многие дети боятся обращаться к школьным психологам
Краевой парламент предлагает закрепить в федеральном законе об образовании принцип конфиденциальности психологической помощи, которую оказывают детям. По мнению депутатов, это повысит доверие к психологам в школах и других учебных учреждениях. Соответствующую законодательную инициативу подготовил комитет АКЗС по образованию и науке. Ее рассмотрят на ближайшей сессии 27 марта.
В пояснительной записке сделан акцент на положениях Конституции, которая гарантирует неприкосновенность частной жизни и право на личную и семейную тайну. Авторы инициативы также напоминают, что принцип конфиденциальности сегодня содержится в законах о социальном обслуживании и охране здоровья граждан, а значит, логично руководствоваться им и в сфере образования.
Сейчас секреты и переживания, которыми делятся несовершеннолетние с психологами и педагогами-психологами, формально никак не защищены от утечек.
"По мнению опроса, который провел уполномоченный по правам ребенка в Алтайском крае, это одна из причин того, что дети не идут к школьным психологам. Они боятся, что эти сведения будут разглашены. И есть даже прецеденты, к сожалению, когда эта информация разглашается", – обращает внимание председатель профильного комитета АКЗС Александр Молотов.
По мнению депутата, гарантия конфиденциальности повысит доверие к психологам и сделает специалистов более ответственными.
"Мы сейчас даже в трудовой договор со школьным психологом включить положение о том, что он не имеет права разглашать сведения, не можем, потому что нет такого ограничения", – продолжает Молотов.
Норму предлагается внести в одну из базовых статей федерального закона об образовании, которая посвящена оказанию психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
При этом парламентарий отмечает, что законодательство в целом может допускать так называемые изъятия и ограничения – то есть случаи, когда чувствительные сведения все-таки можно передавать третьим лицам. Как правило, это угроза жизни, здоровью или риск совершения противоправных действий. Однако Молотов подчеркивает, что такие исключения нужно прописывать в подзаконных актах, а базовый принцип конфиденциальности должен провозглашаться в рамочном законе.
Александр Молотов также сообщил, что ранее профильный комитет АКЗС совместно с детским омбудсменом края Ольгой Казанцевой уже представлял эту инициативу Совету законодателей, однако она получила смешанные отзывы. Если предложения одобрят на ближайшей сессии АКЗС, их направят на дальнейшее рассмотрение в Государственную думу.