Эксперты говорят, что пока серьезной миграции в другие страны из Алтайского края ожидать не стоит. Однако, судя по всему, многие оформляют загранпаспорта
Кризис из-за санкций вызвал пессимизм у многих россиян. Кто-то опасается ухудшения жизни, а кто-то – и вовсе закрытия границ. Из-за этого некоторые жители страны и края начали задумывать о миграции, оформлять загранпаспорта и покупать билеты за рубеж. О том, как сильно миграция затронет Алтайский край, поедут ли люди из региона и что происходят сейчас, – в материале "Толка".
Очереди на загранпаспорт
В данный момент какой-либо официальной статистики по миграции из региона в период после начала спецоперации на Украине нет. "Алтайкрайстат" опубликует цифры только в середине апреля. Пока же трудно сказать, какая картина складывается с отъездом населения.
Как пояснили в "Авиафлоте", запросы на билеты из России остаются, но обрабатывать их стало сложнее из-за уменьшения количества рейсов, а также в связи с ограничениями по полетам в разные страны. Но уровень продаж в страны бывшего СССР остался примерно прежним.
Что касается дальней заграницы, то тут ситуация следующая.
"Из Новосибирска есть рейсы в Дубай. 200 человек из Новосибирска как минимум каждую неделю на этом самолете улетают. Также у тероператора есть в продаже рейсы на Мальдивы, но полетит ли ближайший самолет туда или нет, никто точно сказать не может", – пояснили в "Авиафлоте".
При этом сейчас жители Алтайского края активно оформляют загранпаспорта. В региональном управлении по вопросам миграции рассказали "Толку", что в конце февраля – первой половине марта количество заявлений на получение загранпаспорта сильно выросло. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года было оформлено на 2,5 тысячи загранпаспортов больше.
Один из барнаульцев, который сейчас получает загранпаспорт, рассказывает, что желающих его сделать действительно много, люди приходят с детьми и стоят длинные очереди.
В раздумьях
Многие в кризис не знают, чего им ждать, а потому хотят выехать за рубеж. Девушка Александра родилась в Барнауле и прожила тут большую часть жизни. Несколько лет назад она переехала в Новосибирск, а теперь думает над тем, чтобы перебраться в Грузию.
О переезде она задумалась на второй день после начала спецоперации. Сначала было одно желание – отсидеться в спокойной обстановке и без лишних нервов работать на удаленке. За несколько дней планы стали более конкретными. Сначала Александра со своим другом хотела уехать в Болгарию, потому что там у ее знакомых есть пустая недвижимость. Но доллар подскочил, и Болгария закрыла воздушное пространство. В итоге выбор пал на Грузию. Они уже нашли квартиру в Батуми у моря за 200 долларов в месяц.
При этом пока что они ничего не покупают и еще думают. Возможность улететь у них появится только в конце марта – начале апреля.
"Чем больше времени проходит, тем стремительнее разбирают квартиры, дорожают билеты и дешевеет рубль, в котором мы получаем зарплату. А еще мы начали понимать, что если уедем, то надолго, и это пугает. Сейчас в закладках все еще лежат все ссылки на билеты и квартиру", – рассказывает Александра.
Но у нее есть и другая идея – остаться и попробовать инвестировать в какую-нибудь нишу, освободившуюся из-за санкций. Сейчас, отмечает девушка, все непонятно и непредсказуемо.
"Предприимчивые ребята точно начнут обустраивать все вокруг себя, поэтому хочется быть там, где открываются новые возможности", – говорит девушка.
Еще один собеседник "Толка", пожелавший остаться неизвестным, решил перебраться в Турцию. Он купил дорогой билет и сейчас планирует, как будет обустраиваться на новом месте. Там у молодого человека есть знакомая, которая пообещала первое время помочь с жильем и работой.
"Иллюзия, что остаюсь только я"
Многие уезжающие хотят покинуть родину, потому что чувствуют постоянную тревогу от происходящих событий, объясняет психолог барнаульского Валеологического центра, преподаватель АлтГУ Екатерина Кабанченко.
Она отмечает, что люди не знают, что будет с их работой, существуют в атмосфере неизвестности и неопределенности. А для человеческой психики это самое худшее, что может быть, ведь лучше самый негативный сценарий развития событий, чем его отсутствие, говорит Кабанченко.
Сама по себе тревога нужна для мобилизации нервной системы, это такая пожарная лампочка, объясняет эксперт. Но в ней люди принимают необдуманные, быстрые и негативные решения. Им надо срочно что-то сделать, ведь любое действие лучше, чем бездействие.
"Чувство тревоги заставляет принимать решение о переезде, даже когда оно не очень обосновано. Потом мы видим, что один, второй, третий человек уехал, и нам начинает казаться, что уезжают все, а я один остаюсь. Мы начинаем думать, что раз все уезжают, то нам тоже надо это делать. Но остающиеся не попадают в зону нашего внимания", – отмечает Екатерина Кабанченко.
Кроме того, человек в кризисный период может столкнуться с реальными проблемами, понять, что жить стало сложнее, и тогда он переезжает. Этот вариант самый рациональный.
Психолог говорит, что при решении о переезде каждому стоит взвесить свои за и против, написать на бумажке плюсы и минусы обоих вариантов и с холодной головой оценить их.
Чтобы убрать от себя лишние тревоги, психолог советует определить время и количество изданий, которые читает человек. А если это сложно, то, например, установить часы, в которые он делает что-то еще – работает или занимается с детьми. Еще одна возможность поубавить стрессов – техники регуляции эмоций.
Кабанченко отмечает, что в моменты, когда человек замечает изменение своего сознания, лучше остановиться, сказать себе стоп и вернуться к более спокойному состоянию. Если же совсем ничего не помогает отвлечься от стресса и новостной повестки, то лучше обратиться к психологу или психотерапевту.
Ждать ли массовой миграции?
Депутат АКЗС, справедливоросс Александр Молотов считает, что случаи переезда не такие массовые, как о них говорят СМИ. Он называет активную миграцию распиаренной и высосанной из пальца темой. По его словам, страну сейчас покидает только "так называемый креативный класс, который больше всего шумит". А те, кто работал, продолжат это делать и дальше.
"Те, кто переезжает, делают это на эмоциях. Я абсолютно уверен, что пройдет месяц-другой и многие из них потихонечку, молча, без своих пламенных выступлений вернутся и продолжат работать в России. Единичные истории будут всегда. Может, это даже хорошо. Те люди, которые в тяжелую минуту не хотят оставаться со своими лидерами, куда-то бегут, они лишний раз показывают себя и свое поведение в тяжелой ситуации", – объясняет Молотов.
По словам депутата, он уже давно слышит, что из России уезжают лучшие умы, но в реальности этого не наблюдает. К тому же никто никого в других странах не ждет, многим там будет нечем заниматься, поэтому массового отъезда людей за рубеж не будет, уверен Молотов.
Депутат Алтайского заксобрания от партии КПРФ Антон Арцибашев считает, что проблема миграции коснется Алтайского края в меньшей степени. Все потому, что доходы населения маленькие, а переехать на комфортное место могут только платежеспособные люди.
По его словам, этот вопрос больше актуален для жителей Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов, которые получают хорошие зарплаты. В Алтайском крае же у большинства просто нет средств на переезд.
А вот у программистов Алтайского края зарплаты как раз высокие и деньги у них имеются. Ранее "Толк" общался с представителями IT-сферы, и они отмечали, что кризис в перспективе вполне может привести к массовой миграции айтишников.
При этом для Алтайского края миграция и без того серьезная проблема. С каждым годом миграционная убыль населения только растет. По информации "Алтайкрайстата" только в 2021 году в Алтайском крае миграционная убыль составила 3,3 тысячи человек. Это на 948 человек больше, чем годом ранее.
По данным на 2021 год, чаще всего жители Алтайского края переезжали в другие регионы страны, в прошлом году таких набралось 25,7 тысячи человек. При этом из других регионов приехало 18,4 тысячи человек. А в другие страны выехало четыре тысячи человек, при этом прибыло 7,9 тысячи гостей из ближнего зарубежья. Из них в крае остались только 414 человек.