Проблема, когда собственник жилого помещения в многоквартирном доме бесхозяйственно к нему относится. Куда в этом случае вправе обратиться управляющая организация с жалобой на такого собственника?
Рассказывает эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Мария Рижская.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 ЖК РФ жилое помещение предназначено для проживания граждан, которые должны пользоваться жилым помещением с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, которыми закреплены аналогичные нормы.
В качестве пользователя жилым помещением собственник пользуется общим имуществом в многоквартирном доме, которое должно содержаться в безопасном для жизни и здоровья граждан состоянии.
Кроме того, собственник в том числе обязан поддерживать надлежащее состояние принадлежащего ему жилого помещения, не допускать бесхозяйственное обращение с жилым помещением, соблюдать права и законные интересы соседей.
В соответствии с ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, управляющая организация, с которой собственниками помещений многоквартирного дома заключен договор управления, обязана оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме. Соответственно, в рамках исполнения указанной обязанности управляющая организация, действуя в интересах иных собственников, наделена правом требовать от собственника, нарушающего правила содержания общего имущества, устранения имеющихся нарушений, а в случае отказа устранить нарушения добровольно обращаться в суд с соответствующим иском.
Однако в обязанности управляющей организации не входит обязанность контролировать санитарно-эпидемиологическое состояние жилых помещений, которые должны отвечать санитарным правилам. Полномочным органом в данном случае является Роспотребнадзор.
Полагаем, в случае поступления в управляющую организацию жалоб от соседей собственника жилого помещения на нарушение им требований санитарного законодательства (антисанитария, захламление, насекомые, бесконтрольное содержание домашних животных и т.п.) в принадлежащем ему жилом помещении, которое нарушает права и законные интересы соседей, управляющая организация должна зафиксировать факт обращения, составить акт (в случае наличия такой возможности), рекомендовать собственникам обратиться с жалобой в Роспотребнадзор. Также управляющая организация не лишена права самостоятельного обращения в контролирующий орган с соответствующим заявлением, поскольку в ряде случаев антисанитарное состояние одного из жилых помещений в управляемом доме влечет за собой нарушение санитарного состояния общего имущества этого дома, за которое несет ответственность управляющая организация.
Подготовлено по материалам системы ГАРАНТ