Рынок БАД готов к переходу на обязательную маркировку своей продукции. В минпромторге уверены, что если у кого-то еще остаются сомнения в необходимости этого, то в ближайшее время они разрешатся
Фармгигант "Эвалар" выпустил первую партию маркированных биологически активных добавок, пишет "Бийский рабочий".
Узнать подробности эксперимента по нанесению маркировки и обсудить готовность к ней рынка на завод в Бийск прибыли заместитель министра промышленности и торговли России Василий Шпак, зампредседателя правительства Алтайского края Александр Лукьянов, заместитель гендиректора Центра развития перспективных технологий Реваз Юсупов, а также представители Союза производителей БАД к пище, регионального пищепрома, производители и технологические партнеры.
Процесс маркировки
Участники встречи смогли увидеть не только процесс создания лекарственных препараторов и БАД, но и нанесения на готовую продукцию данных идентификации во время упаковки.
По пути к упаковщику блистеры с препаратами проходят через специальный узел маркировки. На табло аппарата загораются данные о производителе, дате производства и самом препарате. Они тут же кодируются в форму QR и набор цифр, затем он наносится на пачку.
Далее идет этап считывания нанесенных кодов с помощью специального сканера. После того как коробка с упаковками будет собрана, аппарат выдаст наклейку с кодами – в них будет вся информация о каждой пачке.
Этот набор цифр и кодов уникален для каждой упаковки. Таким образом, все препараты, выходящие с конвейера, идентифицированы и информация о них заносится в единую систему "Честный знак".
Благодаря этому можно отследить весь путь упаковки от производителя до покупателя. Считывание информации об этой конкретной пачке происходит на каждом этапе движения – у дистрибьютора, оптовика, в аптеке.
Не допустить контрафакт
Пока БАД лишь готовят ко включению в систему обязательной маркировки товара, но вскоре эти требования станут обязательными – с 1 марта 2023 года. Это необходимо для того, чтобы не допустить на рынок контрафакт.
"Сегодня мы наблюдаем качественный рост рынка БАД, в том числе за счет развития новых каналов продаж. Маркировка может стать важным инструментом обеспечения прозрачности рынка, а также контроля качества и безопасности продукции – от аптечной полки до маркетплейсов. Очень важно, чтобы она эффективно сработала во всех каналах", – отметила председатель Совета директоров "Эвалар" Наталия Прокопьева.
Эксперимент по нанесению маркировки прошел успешно. Теперь важно масштабировать этот опыт с учетом разнообразия выпускаемых форм, адаптировав технологии производства, подчеркнула Наталия Прокопьева.
"Мы являемся лидером рынка, который обладает несколькими десятками производственных линий, поэтому внесли свои предложения для стабильного входа отрасли в маркировку, а также формирования благоприятных и равных условий для операторов рынка БАД", – резюмировала она.
При поддержке государства
На совещании, проведенном на площадке "Эвалар", обсудили технологические особенности предприятий, занимающихся выпуском данной продукции, а также меры господдержки бизнеса.
Василий Шпак отметил, что для комфортной подготовки к маркировке предприятиям уже сейчас необходимо начать работу по оснащению, а государство в стороне не останется.
"Так же как и для производителей воды и молока, для товарной группы БАД мы планируем предоставлять из Фонда развития промышленности льготные займы на оснащение оборудованием для маркировки размером до 50 млн рублей под один процент на два года", – сказал замминистра промышленности и торговли.
Соответствующие изменения в Стандарт Фонда внесут после принятия правил маркировки БАД.
Кроме того, минпромторг согласовал с минфином возможность использования возвращенных средств по программе "Маркировка фармы" на другие задачи по маркировке.
Технологическая возможность для оснащения заводов есть. У отечественных производителей даже нет необходимости самостоятельно искать поставщиков оборудования. Для этого достаточно обратиться в Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ) – это оператор национальной системы маркировки. Здесь заявляют о наличии готовых технических решений.
"ЦРПТ сформированы запасы оборудования. В Подмосковье был открыт склад, на котором хранится более 9,7 тысячи единиц техники, комплектующих и расходных материалов для маркировки. Это аппликаторы, принтеры, камеры технического зрения, печатающие головки, картриджи",– рассказал Реваз Юсупов.
Эти запасы рассчитаны не менее чем на полгода и постоянно пополняются, поэтому проблем с оборудованием на рынке не прогнозируется.
Иностранные поставщики оборудования не намерены терять российский рынок. О своей готовности продолжить работу в России заявили в Antares Vision – это итальянский производитель систем электронного зрения, автоматического контроля и защиты качества продукции.
Под требования системы "Честный знак" решениями Antares Vision уже оснастили более 200 производственных линий фармацевтических предприятий в России и странах СНГ, в том числе и компании "Эвалар".
Практика других отраслей показывает, что положительные изменения отмечают и потребители, уверенные в качестве приобретаемой продукции, и производители, с рынка которых уходит контрафакт, и недобросовестные конкуренты, и государство, которое получает налоговые отчисления ввиду прозрачности экономических процессов.
Александр Лукьянов отметил что Алтайский край является лидером по производству биологически активных добавок в России, поэтому совещание не случайно прошло в Бийске.
"Условия позволяют нам учесть интересы бизнеса, участвуя в проектно-экспертных и рабочих группах, созданных на площадке ЦРПТ, для обеспечения 100-процентной готовности участников оборота к выполнению поставленных задач к 28 февраля 2023 года, – заявил зампредседателя краевого правительства.
Участники совещания определили ключевые направления дальнейшей работы, обсудили промежуточные цели в отношении маркировки БАД и способы их достижения, а также механизмы поддержки отрасли как со стороны государства, так и со стороны бизнеса.