"Заморыши": как оценили состояние лошадей, со скандалом вывезенных с фермы АГАУ

У лошадей с недавно закрытой конефермы аграрного университета выпирают ребра и торчат кости крупа. "Толк" выяснил, как они живут сейчас

32 лошади, которые прежде жили на конеферме АГАУ, уже несколько дней находятся на ипподроме Барнаула. У каждой свой денник с сухой подстилкой из опилок, шестиразовое питание, прогулки. Это норма, но для большинства из них – роскошь, судя по рассказу специалистов. Этих животных, особенно юных жеребят, местные сотрудники с сожалением называют заморышами и уже не пророчат им спортивной карьеры. "Толк" продолжает разбираться в скандале, связанном с закрытием конефермы Алтайского государственного аграрного университета, и посмотрел на ситуацию с другой стороны.

Брюхо провисло

Лошадиный переезд: АГАУ закрывает конеферму в барнаульском поселке Центральный

Это решение вызвало протест у федерации современного пятиборья и конного спорта Алтайского края, тренеров и родителей спортсменов. В ситуацию пришлось вмешаться полиции

У новичков, которых принял Барнаульский ипподром, в рационе плющенные овес и ячмень, сено, морковь. В режиме дня – ежедневная уборка подстилки, так чтобы опилки были сухими и лошадь могла лечь. А еще прогулки, прием душа и солярий для того, чтобы шерсть высохла, а затем вычесывание.

Но пока многие животные могут похвастаться лишь торчащими ребрами и позвонками, тощим крупом, лохматой шерстью. Жеребята и вовсе "рахитные" – с надутым и провисшим брюхом.

"Настоящие заморыши, – говорит Андрей Глазырин, директор Барнаульского ипподрома. – Вот этот родился в марте, судя по документам, предоставленным бухгалтерией вуза, и ему девять месяцев, а выглядит на четыре. Он и другие лошади хоть и поправятся и даже подрастут, но уже не смогут реализовать свой генетический потенциал и показать себя в спорте. Разве что для езды хобби-класса подойдут".

Лошади с конефермы АлтГАУ
Лошади с конефермы АлтГАУ
Фото: Олег Укладов

Сотрудники отмечают: на каких-то лошадях выступали и они в более или менее нормальном состоянии. А те, что не были задействованы ежедневно, в более "грустном физическом виде".

"Зоотехнология – достаточно точная наука. Вес, рост в холке, объем грудной клетки и другие параметры показывают, какого возраста лошадь, – продолжает его коллега Светлана Волкогон, зоотехнолог Барнаульского ипподрома. – И если она не получала в период активного роста достаточного питания, это легко увидеть, замерив параметры".

Лошади с конефермы АлтГАУ
Лошади с конефермы АлтГАУ
Фото: Олег Укладов

Моча лилась ручьями

Светлана была в команде специалистов, которые забирали лошадей с конефермы АГАУ в барнаульском поселке Центральный. По ее словам, на 34 лошади было только около 20 денников. Остальные содержались как придется. Да и в денниках – бетонные полы без опилок. Моча ручьями лилась в проход, и лошади вынужденно дышали парами аммиака.

"У нас конюшни тоже не новые. Но по крайней мере у каждой лошади свой денник с поилкой и сухой подстилкой. У нас есть опыт работы и кадры. В прошлом году на выставке "Золотая осень" в Москве мы взяли большую золотую медаль за достижения в области селекции. Наши лошади бегают в Москве, Тамбове, Ульяновске, в городах Сибири", – говорит Светлана.

Денники "Барнаульского ипподрома"
Денники "Барнаульского ипподрома"
Фото: Олег Укладов

Она подчеркивает: Барнаульский ипподром, в отличие от конефермы АГАУ, имеет паспорт безопасности, утвержденный Росгвардией и ФСБ Алтайского края. А значит, может проводить массовые мероприятия и соревнования. Также он внесен в реестр спортивных объектов, так как подтвердил свою материально-техническую базу.

"Эта база [сам ипподром как площадка] принадлежит Росипподрому и, соответственно, Росимуществу. Барнаульский ипподром ее арендует. К нам обратились как к профильной организации с предложением взять лошадей в аренду", – говорит Светлана.

"Не имеет отношения к реальности"

Сотрудники Барнаульского ипподрома стараются держаться в стороне от страстей, которые разгорелись, когда АГАУ объявил о закрытии конефермы. Напомним, тренеры заварили ворота и не пускали приехавших для "эвакуации" лошадей на территорию. В СМИ звучало много эмоциональных выступлений о сохранении конного спорта в Центральном и, соответственно, конефермы, которой 37 лет. Для справки: там, по данным пресс-службы вуза, занимались восемь детей и два спортсмена.

Лошади с конефермы АлтГАУ
Лошади с конефермы АлтГАУ
Фото: Олег Укладов

Однако у сотрудников ипподрома есть свои суждения о происходящем.

"Аграрный университет – это 100% госпредприятие, которое живет в законодательных нормативах и должно их исполнять, – говорит Андрей Глазырин. – Конеферма много лет приносит убыток, и на него [ректору] указали. Он мог пойти по простому пути и отправить лошадей на мясокомбинат, но он договорился с ипподромом о передаче лошадей в аренду. У нас есть несколько спортивных школ – федеральные и частные. На лошадях ездят точно такие же дети – граждане РФ. Мы готовы тренировать детей поселка Центральный на прежних условиях. Он [ректор] больше вложился, чтобы сохранить поголовье лошадей. А некоторые люди создают резонанс, который к объективной реальности не имеет никакого отношения".

Также он подчеркивает: конеферма АГАУ – уже давно не племенное хозяйство, а ее лошади беспородные.

"Статус племенного предприятия определяется племенным свидетельством. Его выдает Минсельхоз. Он действует три года и должен подтверждаться определенными видами работ. Этого статуса у конефермы не было", – продолжает Андрей Глазырин.

Лошади – это не про заработок

По подсчетам сотрудников Барнаульского ипподрома, на содержание каждого новичка будет уходить около 16 тыс. рублей в месяц. Около 14 кобыл, пригодных для спорта, здесь планируют оставить себе для организации детской секции.

Тренировка лошадей на ипподроме в Барнауле
Тренировка лошадей на ипподроме в Барнауле
Фото: Олег Укладов

Но жеребцы для тренировок детей не подходят, так как бывают опасны. Организовывать тренировки с их участием категорически запрещено. Также непригодными останутся "старушки", в том числе одна 1997 года рождения (ей 26 лет). И молодняк. Чтобы лошадь включить в тренировки, ее нужно дорастить до трех лет. Известно, что АГАУ будет продавать их, но цену и условия сделки на ипподроме не комментируют, так как это прерогатива собственника.

Напомним, что ранее в СМИ тренеры конефермы в пос. Центральный заявляли, что готовы были выкупить лошадей у университета. Однако тренер конефермы Руслан Копербаев не назвал "Толку" сумму, которую они были бы готовы вложить в животных. А также объем инвестиций, необходимый для того, чтобы привести хозяйство в порядок, в том числе получить сертификат безопасности, лицензии и другие документы.

Лошади с конефермы АлтГАУ
Лошади с конефермы АлтГАУ
Фото: Олег Укладов

А затраты могут быть колоссальными. Только налог на землю конефермы, которую протестующие тренеры также просят в аренду, может быть более 500 тыс. рублей в месяц, учитывая статус территории – земли населенного пункта.

"Содержание лошадей – неприбыльное мероприятие, но наш руководитель [Александр Демин, возглавляет компанию "Агро Стандарт"] увлекается бегами. Ежегодно он дотирует Барнаульский ипподром на 1 млн рублей за счет коммерческого предприятия. Лошади – это не про заработок", – резюмирует Светлана.

Люди и лошади. Почему вокруг конефермы в Барнауле разгорелся скандал

Конеферму закрывают. Такое решение вызывает проблемы у тех, кто занимается конным спортом. Рассказываем, в чем суть конфликта интересов