В стране около 25 млн человек являются постоянными подписчиками различного медиаконтента. Объем выручки таких площадок только за 2022 год составил 180 млрд рублей
Платные онлайн-площадки с медиаконтентом должны уведомлять пользователей о предстоящем списании денег за подписку, считают в Совете Федерации РФ. Сенаторы поддержали концепцию федерального закона, в котором устанавливается запрет на списание абонентской платы без предварительного уведомления потребителя в электронной форме. Документ сейчас находится на рассмотрении Госдумы и обсуждается как самими законодателями, так и участниками рынка.
Вместе с тем на минувшей неделе в Совфеде РФ прошло совещание, посвященное теме регулирования в сфере интернет-площадок с платным контентом. Участие в нем приняли представители Госдумы РФ, Роспотребнадзора, Роскомнадзора, Центробанка и российского объединения онлайн-кинотеатров – ассоциации "Интернет-видео". Модератором совещания выступил сенатор от Алтайского края Виктор Зобнев.
"Более 90% жителей нашей страны являются интернет-пользователями, а значит, и потенциальными потребителями цифрового контента. Онлайн-кинотеатры, электронные и аудиокниги, музыка прочно вошли в нашу жизнь. Вместе с тем есть ряд вопросов, не урегулированных законодательно и требующих нашего пристального внимания", – отметил Зобнев.

Выступая на совещании, депутат Госдумы, член комитета по информационным технологиям и связи Антон Немкин затронул тему угроз правам пользователей в цифровой среде, на которые пока мало кто обращает внимание.
"Для того чтобы сохранить оборот на высоком уровне, площадкам, которые предоставляют такие подписки, необходимо держать долю отписок низкой. Поэтому некоторые компании нередко используют непрозрачные и недобросовестные практики, чтобы оставить потребителей с подписками, которые они не используют, загнать в так называемую подписочную ловушку. В результате почти у 20% пользователей есть платные подписки, которыми они уже не пользуются", – обратил внимание на проблему Антон Немкин.
Эксперт отмечает, что причин этому несколько. Прежде всего, так происходит потому, что сервисы присылают пользователям уведомления о продлении подписки, "молча" списывая деньги за услугу, которая человеку уже, возможно, не нужна. Кроме того, нередко создаются сложные алгоритмы отписки. По статистике, 72% пользователям онлайн-сервисов технически сложнее отписаться от услуги, нежели на нее подписаться. Впрочем, часть подписчиков попадает в "ловушку" из-за невнимательности: подключает бесплатный льготный период, а затем вспоминает об этом только тогда, когда он заканчивается и подписка продляется уже за деньги.
По мнению разработчиков нового законопроекта, необходимо законодательно закрепить обязанность для сервисов не менее чем за сутки предупреждать клиентов о списании средств за подписку. При этом уведомление должно содержать не только дату списания платежа, но и информацию о том, как прекратить эту подписку, а также ссылку на платформу, где можно отказаться от подписки.
Отдельно также предлагается запретить торговым площадкам списывать деньги с карт, данные которых были удалены ранее из личного кабинета.

"Мы не предлагаем вводить никаких революционных технических решений, просто уведомляйте своих пользователей вовремя, не списывайте деньги с карт, которые уже не привязаны к аккаунтам. Это очень актуально и, по нашему мнению, очень правильно. Ведите честную игру", – подчеркнул Антон Немкин.
Следить за тем, чтобы путь отказа не был усложнен и информация о способах отписки была корректно прописана на сайте того, кто предоставляет услугу, по замыслу разработчиков, должен Роскомнадзор. При этом к работе над законопроектом привлечены и структуры, отвечающие за защиту прав потребителей.
"К сожалению, у нас нет должного уровня договорной культуры, а у граждан зачастую нет цифровой, финансовой грамотности. Однако если произошло списание платы за подписку вопреки воле потребителя, то он на основе договорных отношений с банком вправе в течение 24 часов заявить о списании денег против его воли, и банк обязан вернуть ему деньги", – рассказал представитель Роспотребнадзора Олег Прусаков.
К слову, на совещании в Совфеде присутствовали и представители онлайн-площадок. Гендиректор ассоциации "Интернет-видео" Алексей Бырдин отметил, что проблему он и его коллеги понимают и солидарны с тем, что с недобросовестными практиками в этой области необходимо бороться. Однако не со всеми тезисами законопроекта участники рынка оказались согласны.
"С нашей точки зрения, дополнительные уведомления являются лишними, поскольку пользователь уже как минимум дважды уведомляется о том, что происходит у него со списанием денег за услугу: один раз в рамках регулирования контрольно-кассовой техники и второй раз в рамках банковского регулирования, ему просто приходит SMS-уведомление о списании", – подчеркнул Бырдин.
В настоящее время рабочая группа под руководством Виктора Зобнева собирает все предложения по этой теме. Планируется, что до конца ноября в Совете Федерации пройдут парламентские слушания, посвященные актуальным вопросам защиты прав потребителей. После них будут подготовлены рекомендации по корректировке законодательства в сфере защиты прав потребителей в целом. Однако сенаторы уже сейчас убеждены, что такой закон необходим.
"Прежде всего, мы должны определить позицию: все-таки бизнес для человека или человек для бизнеса? Я считаю, что бизнес должен существовать в интересах людей", – отметил алтайский сенатор.

Между тем если закон примут, то он вступит в силу с 1 марта 2024 года. За этим должны последовать поправки в КоАП, определяющие наказание за продление подписки без согласия пользователя.
Безусловно, онлайн-площадкам будет дано время для адаптации к новым требованиям и выработки новых механизмов и подходов работе с клиентами. Хотя, как отмечали участники совещания, некоторые крупные российские сервисы уже начали предупреждать пользователей о предстоящем продлении подписки, не дожидаясь, пока их обяжут делать это на законодательном уровне.