По оценке эксперта, в этом году на Алтае среди кровососущей братии преобладают комары-великаны, способные забрать за укус гораздо больше крови
Жители Алтайского края, который в других регионах Сибири частенько не вполне заслуженно считают "комариным домом", либо вовсю готовятся к ежегодной встрече с "пищащей напастью", либо уже успели оценить визит кровососов. Какими будут масштабы "крылатого бедствия" летом 2024 года и чем отличается от предыдущих этот комариный сезон, "Толку" рассказала главный эксперт по комарам в крае, доктор биологических наук Людмила Комарова.
Еда, вода и солнце
По всей видимости, в 2024 году условия для надоедливых насекомых будут более чем благоприятными. Первая волна паводка, несмотря на довольно благоприятные прогнозы, оказалась достаточно могучей.
А значит, стоит ожидать и вероятного появления массовых "комариных яслей". Впрочем, на руку, или, вернее, на крыло комарам играет и еще один фактор: тепло.
"Малые скопления воды остаются и нагреваются. А с повышением температуры воздуха и самих "мини-водоемов" возрастает и скорость вызревания в них комариных личинок", – отмечает эксперт-биолог.
Более того, как подчеркивает Комарова, комаров в Алтайском крае уже достаточно много. Преобладают среди них так называемые "настоящие комары" родов "кулекс," "анофелес" и "айдес". Особенно примечательны комары рода "анофелес": они, как заявляет биолог, теоретически могут представлять реальную опасность для человека.
Это те самые комары "размера XL", которых действительно можно увидеть в последнее время, например, в краевой столице. По словам Людмилы Комаровой, такие размеры означают значительно больший объем забора крови насекомыми, что в итоге увеличивает риск передачи различных заболеваний с укусом.
Среди болезней, которые могут передать "мегакомары", – желтая лихорадка, малярия и даже экзотический японский энцефалит. Причины же, по которым неожиданно расплодились именно эти насекомые, по мнению эксперта, связаны с климатическими переменами.
Защита от писка
Что же касается методов борьбы с комарами, то, как сообщает собеседница, сейчас приобретают популярность "биологические" способы. Речь об использовании для истребления комаров других насекомых. Например, стрекоз, чей "природный" прилет обычно означает: комариный "шведский стол" в регионе подошел к концу.
Впрочем, химическая обработка территорий от насекомых, по словам Комаровой, все еще не теряет актуальности. В этом аспекте, подчеркнула эксперт, соответствующие траты краевых и муниципальных властей также должны сыграть важную роль.
"[Знакомый родственников] оператор с "Ленфильма" спрашивал: почему в Санкт-Петербурге невозможно за камерой стоять, съедают. В Финляндии, которая, казалось бы, недалеко, таких проблем нет. Все дело в обработке", – рассказала биолог пример из Северной столицы.
Отсутствие обработки, как подчеркнула Комарова, служит и одной из причин опасности отдыха в некоторых азиатских странах. Так, по словам эксперта, в Таиланде практики повсеместной обработки зон отдыха нет, из-за чего вероятность получить укус тамошних насекомых, а вместе с ним и какое-то заболевание, заметно увеличивается.