Городской маршрут № 24 не отменен, но автобусы по нему уже давно не ездят. "Толк" разобрался, куда исчез "представитель" общественного транспорта с улиц Барнаула и когда он вернется на путь следования
Автобусы № 24 пропали с улиц Барнаула. Маршрут действующий, однако на протяжении нескольких месяцев данное направление никто не обслуживает. Тем временем для жителей большого микрорайона Дальние Черемушки (да и не только его) данный маршрут является одним из двух доступных способов добраться до центра города. В преддверии начала учебного года, когда пассажиропоток станет больше, а школьникам и студентам придется как-то добираться до учебных заведений и не только, горожане в очередной раз подняли транспортную проблему. Куда делись "двадцать четвертые" и вернутся ли они на улицы краевой столицы, читайте в материале "Толка".
Маршрут "мертв", но формально "жив"
О том, что маршрут № 24 скорее мертв, чем жив, "Толку" рассказала жительница Барнаула Ирина. Перед началом нового учебного года перед мамой свежеиспеченного студента колледжа АлтГТУ встал ребром транспортный вопрос.
В шаговой доступности от дома барнаульцев на улице Георгия Исакова стоит единственная остановка, где раньше людей собирали две маршрутки – № 6 и № 24. Вот уже несколько месяцев на ней появляется только "шестерка". При этом обе маршрутки значатся не только в сервисе "2 ГИС", но и в реестре регулярных маршрутов Барнаула.
"Раньше ходили автобусы типа пазиков. Их, конечно, было очень мало, но они более или менее разгружали "шестерку". Маршрутка № 6, надо отметить, ходит исправно, но автобусы маленькие и их явно не хватает", – рассказала Ирина.
Собеседница редакции добавила, что жителям ее микрорайона очень нужен маршрут № 24. И в сентябре его актуальность вырастет в разы, ведь с началом учебного года помимо взрослого населения общественным транспортом начнут пользоваться школьники и студенты.
"Многие до сих пор надеются, что маршрут временно прикрыли на летний период, когда снижается рентабельность, и осенью автобусы снова поедут", – отметила женщина.
Однако надежды на возобновление пассажироперевозок могут не оправдаться. Как пояснили "Толку" в городском комитете по дорожному хозяйству и транспорту, маршрут остался без перевозчика весной текущего года. После окончания действия муниципального контракта с предыдущим исполнителем желающих обслуживать маршрут № 24 пока так и не нашлось.
"Комитетом прорабатывается вопрос поиска перевозчика на указанный маршрут", – сообщили в профильном комитете.
Перевозчиков нет
Ранее 24-е направление обслуживала компания "Фрайбус-Т". По словам ее директора Владимира Заволокина, перевозчик отработал свои контракты, причем с запасом. После того как в декабре прошлого года закончился последний, он заключил с мэрией Барнаула временный контракт на период, пока власти ищут нового перевозчика. Этот договор продлился до апреля 2024 года.
Причин отсутствия желающих обслуживать направление, по мнению эксперта, несколько. Во-первых, в городе банально не хватает перевозчиков. Только в этом году из транспортной отрасли ушли предприятия, обслуживавшие маршруты № 17, № 29 и № 37.
Во-вторых, перевозчикам не хватает водителей. Сфера пассажироперевозок уже не первый год испытывает кадровый голод, утолить который должным образом, уверен собеседник "Толка", в современной экономической ситуации предприятиям не под силу. И наконец, маршрут №24 оказался просто нерентабельным, поэтому найти желающих взять его под "свое крыло" будет довольно сложно, пока не изменится его статус.
"Думаю, это должен быть социальный маршрут, но такого статуса у него нет. Соответственно, никаких субсидий и дотаций от администрации города на него не поступает. В то же время автобус № 24 очень удобен для пенсионеров. Но он пока не действует. И теперь людям стало очень тяжело добираться в центр города с той же улицы Георгия Исакова, Малой Малахова", – рассказал Владимир Заволокин.
Отметим, что автобусы № 24 относятся к маршруту с регулируемыми тарифами и в них действуют проездные, в том числе для льготных категорий граждан (пенсионеров, школьников, студентов и т. д.). Им проезд обходится гораздо дешевле, чем для рядовых горожан. Так называемых "платных пассажиров" на пути следования довольно мало, отмечает перевозчик. В нынешней экономической ситуации (обусловленной ростом стоимости запчастей, расходников, ГСМ и т. д.) обслуживание маршрута едва закрывало расходы на горючее. Тем временем автопарк нужно ремонтировать и обновлять, а водителям – платить достойные заработные платы, чтобы выдерживать конкуренцию с другими пассажироперевозчиками.
"Есть опасение, что перевозчика для этого маршрута вряд ли найдут. Число предприятий уменьшается. Перспектив в такой ситуации крайне мало", – заключил эксперт.