Нередко аварии осенью и весной происходят из-за неправильно подобранных шин: установленных не по сезону, разных на ведущей и ведомой оси, изношенной резины
В этом году бабье лето не баловало жителей Алтайского края своей продолжительностью. И, судя по прогнозам погоды, по-настоящему теплые денечки уже позади. В период с 7 по 13 октября в Барнауле ожидаются осадки в виде дождя с мокрым снегом, а ночные температуры будут опускаться до -3 градусов. Краевая Госавтоинспекция напоминает, что не стоит затягивать процесс смены шин на соответствующие сезону. Осенняя погода всегда изменчива и обманчива, не нужно дожидаться снежного покрова и подвергать риску себя и других участников дорожного движения.
Уловка производителей или необходимость?
Некоторые скептики до сих пор уверены, что само по себе разграничение шин на зимние и летние – это маркетинговый ход производителей, которые хотят получить больше денег.
Известно, что при производстве шин используют резину разной мягкости, добавляют в ее состав различные присадки, что влияет на управляемость, скорость отклика на команды руля, работу системы ABS, аквапланирование и другие характеристики.
Несоответствие шин сезону вредит и дорожному покрытию: шипы повреждают верхний слой асфальта, если он разогрет, образуется колея. При этом увеличивается тормозной путь. А еще при сильном нагреве зимние шины может разорвать.
Использование летних шин зимой – это всегда опасность для всех окружающих. Предугадать, как поведет себя автомобиль, практически невозможно. Если при температуре около нуля шина теряет часть своих свойств, но управление остается контролируемым, то при выпадении снега возникают серьезные проблемы, машина просто перестает "слушаться". Тормозной путь возрастает в несколько раз.
В соответствии с положениями технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011), утвержденного решением комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 Nº 877 (далее – технический регламент), устанавливается запрет на эксплуатацию транспортных средств, укомплектованных шинами с шипами противоскольжения в летний период (июнь, июль, август) и эксплуатацию транспортных средств категорий М1 (транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения – легковые автомобили) и N1 (транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5 т), не укомплектованных зимними шинами в зимний период (декабрь, январь, февраль), иные требования к эксплуатации шин техническим регламентом не установлены.
Когда менять шины?
В настоящее время ответ на вопрос – когда переобувать машину? – частично регулируется нормативным правовым документом "Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств", являющийся приложением к ПДД.
Согласно пункту 5.2:
- В летние месяцы (июнь, июль, август) запрещается использовать только шипованные шины. Это требование относится ко всем транспортным средствам;
- В зимние месяцы (декабрь, январь, февраль) разрешается использовать только зимние шины. Можно поставить на автомобиль как ошипованные, так и неошипованные шины. Главное, чтобы они имели маркировку "М+S", "M&S" или "M S" и соответствующий рисунок.
Требование распространяется только на автомобили категории B (легковые M1 и грузовые N1). На прочие транспортные средства с 11 ноября 2018 года ограничение не действует.
Таким образом, если у вас есть летние шины (без маркировки) и зимние ошипованные, то произвести замену вы должны в течение осени, т. е. с сентября по ноябрь.
И здесь, конечно, необходимо опираться на свой здравый смысл – осень осени рознь. В разных регионах России погода октября может значительно разниться. Когда в Краснодарском крае еще продолжается бархатный сезон, на Алтае уже может выпасть снег. "Переобувка" в осенний период более критична, чем весной: оказаться на льду в летних шинах опаснее, чем при плюсовой температуре в зимних. Поэтому изучаем прогнозы погоды и планируем визит в шиномонтаж заранее.
Считается, что оптимальное время для замены шин приходит, когда среднесуточные показатели достигают +7°C. Если возникают опасения, что утром температура ниже 0°C, а днем небольшой плюс, то нужно обезопасить себя и сменить шины.
Что грозит "непереобутым"?
Сотрудники Госавтоинспекции напоминают, что начиная с 1 сентября 2023 года в России введена ответственность за отсутствие зимних шин. Владельцу автомобиля грозит предупреждение или штраф 500 рублей.
Также существует штраф за использование изношенных зимних шин – 500 рублей (или предупреждение). Штраф может быть наложен на водителя, эксплуатирующего шины (с маркировкой M+S и т. п.), у которых глубина протектора на самом изношенном месте составляет менее 4 мм. Стоит отметить, что штраф накладывается только при эксплуатации автомобиля на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии.