Зачем звезда "Санта-Барбары" снялась в ролике на алтайском ТВ, как спустя годы "выстрелила" реклама шаровых опор и можно ли было телевизионщикам заработать на коммерческих видео больше мешка крупы
Многие могли видеть завирусившуюся рекламу барнаульского продмага, снятую легендарным "ТВ-Сибирь" в 1990-е: на видео продавец приглашает покупателей за овощами и внезапно – за шаровыми опорами. А в наивном ролике, оцифрованном недавно каменскими телевизионщиками, голос за кадром иронизирует по поводу задержек зарплаты. Но снимали на алтайском ТВ и передовой в визуальном плане коммерческий контент, даже с участием мировых селебрити!
23 октября, в российский День рекламщика, "Толк" решил вспомнить, какой была провинциальная телереклама в лихолетье 1990-х.
Шаровые опоры на фоне "железного Арни"
Три человека пробуют чай и хвалят его вкусовые качества: с таких постановочных кадров начинается реклама барнаульского магазина "Искра". Следом идет уже документальный видеоряд: камера демонстрирует заставленные "закатками" и свежими овощами прилавки, их "разбавляют" дерзкие вклейки снятых на стене плакатов с Самантой Фокс и Арнольдом Шварценеггером. Венчает все это изобилие 1990-х рассказ продавца.
"Наш магазин отличается от других магазинов тем, что он торгует широким ассортиментом продовольственных и промышленных товаров. Наряду с этим мы торгуем собственной продукцией. Это шаровые опоры, сельхозпродукция <…> Даю слово, вы не уйдете без покупки!" – заключает героиня ролика.
Ролик загружен сразу на несколько каналов YouTube и собрал сотни искрометных комментариев под стать самому продмагу (орфография и пунктуация сохранены).
"Пошел за картошкой – купил и шаровую на жигули. Удобно! Ни в каком ашане-шестерочке такого нет".
"Из всех частей говяжьей туши лучше всего на щи идет шаровая опора".
"Дайте пару ведер шаровых опор урожая этого года".
"Ничего смешного. Люди шли к успеху, использовали все имеющиеся на тот средства привлечения покупателей. Да они походу были Гагариными в рекламе в своём городе".
Этими самыми "гагариными" были сотрудники "ТВ-Сибирь" – как считается, первой негосударственной телекомпании не только Алтайского края, но и России. Текст за кадром, кстати, озвучивал журналист и писатель Анатолий Кирилин.
Режиссер ГТРК "Алтай" Марина Брискина, стоявшая у истоков "ТВ-Сибирь", вспоминает, что, вероятно, это был первый рекламный продукт их креативной команды.
"Первая реклама была текстовая – объявления, которые "полотном" шли снизу вверх. Компьютеров в то время не было. Но нам на студию тогда привезли новую титровалку, и она могла подбирать более красивые буквы, шрифты, менять цвет. Что касается этого чудесного ролика, я плохо помню подробности, но знаю место, в котором снимались первые кадры с чаем, – это женский туалет на втором этаже ГТРК. Дело в том, что тогда там только сделали ремонт. В "предбаннике" стоял деревянный стол, скамейки, и именно там и снималась эта реклама", – делится режиссер.
Стоит сказать пару слов и о самом рекламодателе: судя по публикациям, он был замешан в характерных для той эпохи криминальных передрягах. Как писал в 1992 году "Ъ", директор ПКО "Искра" Борис Устинов будто бы финансировал местных бандитов. Издание уточняло, что коммерсант получил от краевой Росгалантереи 600 млн рублей якобы для закупки товаров, но вместо этого перевел их в коммерческие банки, кредитовавшие другие структуры, в обмен на процент с прибыли.
Что касается теперь уже известного на всю страну магазина "Искра" на улице Промышленной, то он, конечно, давно канул в Лету. А тот район, кстати, начинает активно застраиваться жильем.
"Если вам нежданно выдали зарплату"
Наивными и по-своему ламповыми роликами из архивов 1990-х недавно поделились телевизионщики "ТВ-информ" из Камня-на-Оби.
В рекламе универсального магазина "Мария" (без "Ра") каменские клипмейкеры не только демонстрируют ассортимент под мелодию Джо Дассена, но и горько шутят на злобу дня.
"Если вам вдруг нежданно-негаданно выдали заработную плату, приходите в магазин "Мария". Здесь вам предложат большой выбор продуктов. А для тех, кто желает сделать ремонт, всегда в продаже отделочная плитка, обои, стеновые панели …", – читал за кадром корреспондент и диктор "ТВ-Информ", ныне покойный Олег Лязин.
Бывший сотрудник телекомпании Александр Жданов, оцифровавший архивные VHS, констатирует: "Рекламировали как умели".
"Многие стали коммерсантами, но еще никто ничего не понимал в рекламе. Один заказал, другой посмотрел и сказал: "О, я тоже хочу!" Тогда же не было компьютеров, как сейчас, эффектов, переходов. Были видеокамеры, которые ломались бесконечно, аккумуляторы, которые мы с собой таскали на плече. Приходишь, снимаешь материал, на ходу рождается идея. Выразиться хотелось, и поэтому придумывали как придумывали", – рассказывает Александр.
Его бывший коллега и ветеран каменского ТВ Михаил Шаповалов добавляет: компания в то время выживала только за счет рекламы и не получала никакой финансовой поддержки от города или края. Клиентов искали повсюду и иногда даже заводили в эфир барнаульских рекламодателей, которым потенциально могло быть интересно заявить о себе в другом городе.
"Голь на выдумки хитра. Мы пытались сделать интересно, каждый ролик – индивидуальным. Часто это делали, как говорят, мозговым штурмом. Аппаратура была очень примитивная. Вот сейчас я анализирую – ребята делали просто чудеса. Мы в 1994 году, по-моему, ездили с Сергеем Шевляковым (главным редактором "ТВ-информ". – Прим. ред.) в Москву денег просить на оборудование. И когда мы показали свою передачу, а там были и специалисты с ВГТРК, они сказали, что у нас достаточно приличный уровень для провинциалов", – вспоминает Михаил Иванович.
"Санта-Барбара" в Барнауле
Но крутили на алтайских телечастотах и такую рекламу, которая не уступала по качеству роликам с центральных каналов. Ее снимал, как бы мы теперь сказали, продакшн в составе Игоря Голованова и известного сейчас кинорежиссера Евгения Бедарева. В профессиональном сообществе они считаются "пионерами жанра" и новаторами.
"Если быть точным и соблюсти справедливость, то самый первый ролик на Алтае – я имею в виду постановочные ролики, а не объявления в эфире – снял режиссер Александр Быков из телекомпании "АТН". А мы с Женей были вторые, кто в эту воду мутную вошел. Таких слов тогда еще не знали: позиционирование, бренд, маркетинг, целевая аудитория… Мы просто встречались с хозяевами фирм, которые говорили: "Снимите мне красиво". Мы шли, как слепые котята, на ощупь. Не было ни литературы обучающей, ни интернета", – вспоминает режиссер ГТРК "Алтай" Игорь Голованов.
Однако творческий дуэт в 1990-е уже имел приличный опыт съемок клипов, публицистических и авторских программ, в том числе на такие смелые темы, как рок-андеграунд. Многие визуальные приемы авторы привнесли в рекламу оттуда.
Однажды им улыбнулась неслыханная рекламная удача: в их ролике для барнаульского магазина косметики и парфюмерии "Реноме" снялся сам Лэйн Дэвис, секс-символ тех лет и звезда "Санта-Барбары", исполнивший в мыльной опере роль Мейсона Кепвелла.
"Реноме" с Мейсоном – это была просто бомба. Улицы замирали, когда начиналась "Санта-Барбара", это был пик популярности сериала. И вот Мэйсон приезжает в Барнаул, хозяева магазина смогли заплатить ему. Я предыстории не помню, какого рожна он залетел в Россию. Но тогда наша страна притягивала всех. Как-то удалось хозяевам "Реноме" с ним договориться, и тут мы его подхватили под белые ручки", – со смехом рассказывает собеседник.
Не понравится ролик – скормим пираньям
Криминальный "флер" 1990-х, конечно, не мог не отражаться на творческом процессе. Как отмечает Игорь Голованов, "рынок был диким и жил не по законам, а по понятиям".
"Мы сидели в кабинете у одного клиента, не буду называть его фамилию, и обсуждали рекламный ролик. У него стоял большой аквариум с пираньями. Он кормил их мясом. Я дословно не помню его фразу, но он сказал что-то вроде: "Надеюсь, все хорошо получится, а то мои пираньи голодные". Или был заказчик от одной фирмы, он просто пришел и говорит: "У меня секретарша красивая, я хочу рекламный ролик. Что хотите, делайте, но чтобы там обязательно была она", – продолжает режиссер.
Как и в наше время, 30 лет назад рекламщикам иногда приходилось уступать "вредным" заказчикам, даже если их капризы входили в противоречие с профессиональными правилами.
"Мы понимаем, что важно показать продукцию предприятия вот именно в таком свете, потому что именно так она заинтересует телезрителя. Допустим, если речь шла об автозапчастях, мы говорили: вообще-то ваше СМИ – это радио, потому что оно будет играть у водителей. Но руководителю предприятия было важно, чтобы показали его любимого. Предпринимательство 1990-х – это было больше о личных амбициях", – добавляет журналист барнаульской телекомпании "ТВ-город" Юлия Уразова.
Расчет "натурой"
Как и все работающее население тогдашней России, телевизионщиков не обошло стороной тотальное безденежье: собеседники "Толка" вспоминают, что расчет за рекламу часто производился бартером.
"Несмотря на то, что все нас считали небожителями, зарплату мы могли не получать по 6-7 месяцев. Я помню, когда первый раз пришла в редакцию, меня шокировало, что между столами в проходе стояли мешки какие-то. Сказали, что это зарплата наша – там лежали рожки, крупы, которыми рассчитались рекламодатели. У меня до сих пор бережно хранится костюм-тройка с нашей трикотажной фабрики, которым я получила зарплату. А как появился стул, на котором я вела свою передачу о предпринимательстве? Мы удачно сняли ролик мебельному магазину. Видимо, я так понравилась директору, что он подарил мне этот барный стул. Это были 1990-е: захотел – подарил", – продолжает Юлия Уразова.
"В 90-е на рекламе мы ни черта не зарабатывали. В лучшем случае бартером что-то перепадало. Мы не знали, сколько это должно стоить. Ну и немаловажная вещь – иногда мы снимали практически бесплатно, потому что нам нужно было самореализоваться. И эта вся реклама 1990-х – это вообще не про деньги, это про творчество", – заключает Игорь Голованов.
О том, как поздравить работников рекламы с профессиональным праздником, читайте в специальной подборке "Толка".