Готовность транспортной развязки составляет более 80%. Объект почти готов, но ввести его в эксплуатацию подрядчик сможет только в 2025 году. О причинах эксперты рассказали прямо на стройке года
В Барнауле перенесли запуск трехуровневой развязки на Змеиногорском тракте. Ее планировали открыть до конца уходящего года, но ввиду разных причин подрядчик в лице московской компании "РСК" сорвал сроки строительства. Последнее сулит ему штрафные санкции. Тем не менее в компании заверили, что доведут объект до конца, но уже в следующем году. О причинах срыва, его последствиях и новых сроках представители подрядной организации и заказчика рассказали в ходе выездной пресс-конференции на стройплощадке.
"Неверные управленческие решения"
Готовность объекта на сегодняшний день очень высокая. По словам начальника "Алтайавтодора" Василия Мотуза, она составляет 80%. За оставшийся месяц 2024-го подрядчик мог бы довести его до конца, но реконструкция объекта предполагает виды работ, которые не стоит проводить в зимнее время, если в приоритете стоит качество готового сооружения. Благодаря своим техническим характеристикам развязка, к слову, после ввода сможет простоять если не век, то точно около того, отметили эксперты.
"К сожалению, подрядчик не выполнил свои обязательства в полной мере и в связи с неверными управленческими решениями сорвал сроки строительства. Срок ввода сдвинулся на следующий год. И тому есть ряд причин, не зависящих от заказчика и правительства Алтайского края. Со своей стороны мы выполнили все обязательства и продолжаем выполнять их, в том числе в части выделения средств на строительство. Отмечу, что "Алтайавтодор" неоднократно предупреждал исполнителя о возможности срыва сроков и необходимости усилить темпы работ. Но в компании не смогли должным образом мобилизовать дополнительные ресурсы, поэтому строительство идет так, как оно идет", – рассказал Василий Мотуз.
Спикер подчеркнул, что благодаря контролю заказчика, министерства транспорта Алтайского края, Росстройконтроля и надзорных органов удалось частично компенсировать отставание. Контроль за строительством развязки продолжится, причем, как и раньше, на ежедневной основе, заверил начальник "Алтайавтодора". Это станет залогом качественной реализации проекта. Подрядчика же за срыв сроков ждут санкции. В том числе неустойка, размер которой может составить несколько сотен миллионов рублей.
"Все будет зависеть от конечных сроков сдачи объекта. Подрядчик об этом предупрежден, мы постоянно находимся с ним на связи. К тому же к процессу подключилась прокуратура. Совместными усилиями стараемся ускорить ведение работ. Но есть технологии, которые зависят от сезона, и здесь мы ничего сделать, к сожалению, не можем. В то же время мы не намерены гнаться за сроками в ущерб качеству выполняемых работ", – подчеркнул Мотуз.
Июньский дедлайн
Что касается комфорта жителей Барнаула и гостей города, то сейчас рассматриваются варианты изменения схемы движения в районе завершающейся стройки. К вопросу подключились эксперты Алтайского государственного технического университета, "Алтайавтодора" и Госавтоинспекции. После завершения дачного сезона ситуация в районе объекта улучшилась. Уже сейчас загруженность развязки снизилась. Об этом говорят данные ежедневного мониторинга в режиме реального времени. Дальше будет еще лучше, заверил Василий Мотуз. По крайней мере, заказчик объекта сделает для этого все возможное.
"В связи со стесненными условиями подрядчику нужно постоянно двигать пятно застройки. Но мы держим на контроле дорожную ситуацию. Для нас в приоритете – комфорт людей, и мы не позволим, что чтобы затянувшаяся стройка негативно на него повлияла", – отметил спикер.
Тем временем строительство ни на минуту не прекращается. В первую очередь замруководителя компании "РСК" Сергей Никитин извинился перед жителями Барнаула за доставленные неудобства, возникающие из-за строительства развязки, и заверил: к концу июня 2025 года все работы будут точно завершены. Учитывая 80-процентную степень готовности объекта, сроки пока не кажутся заоблачными.
"Изначально, согласно графику, завершение работ было запланировано на декабрь 2024-го. Однако в середине года мы поняли, что допущено серьезное отклонение от календарного графика. Отставание обусловлено множеством причин. Расскажу об основных. В первую очередь это погодные условия. Залповые ливни не лучшим образом отразились на работах в тоннеле. Дожди подтапливали подземную часть развязки, в связи с чем не раз приходилось демонтировать готовые конструкции, откачивать воду, убирать нанесенный ил и начинать все заново", – рассказал Никитин.
По его словам, много времени ушло на внесение изменений в проектную документацию с последующим прохождением повторной экспертизы. В частности, пришлось искать замену импортным санкционным материалам. Все прошло благополучно, но поиск и переделка проекта потребовали немало времени. Большой удар нанес и дефицит кадров
"Когда мы поняли, что началось серьезное отставание от графика, начали прорабатывать варианты его ликвидации. Для этого требовались усиление кадрового потенциала квалифицированными специалистами с соответствующими доступами. Найти их в одночасье нам не удалось. Из необходимых 150-200 человек мы смогли привлечь только треть. Дело в том, что в строительной сфере России возникла катастрофическая нехватка кадров. Причина – высокие темпы строительства инфраструктурных объектов по всей стране", – пояснил Никитин.
Проценты готовности
На сегодняшний день строительство развязки находится на завершающей стадии. Как рассказал подрядчик, наземная часть готова на 75%, в то же время главный ее элемент – транспортное кольцо – выполнен на 90%. Подземная часть (тоннель) построена на три четверти. Здесь работы близятся к завершению и будут продолжаться даже в зимнее время.
Металлический путепровод тоже практически готов. 300-метровая эстакада смонтирована и заасфальтирована, вдоль проезжей части ее оборудовали шумозащитными панелями. Здесь осталось установить барьерные ограждения и освещение, а также обустроить въезд на объект со стороны шоссе Ленточный Бор. Съезд со стороны трассы А-322 (Барнаул – Рубцовск) почти завершен. Полностью готовы и железобетонные путепроводы. Их два, и они предназначены для обеспечения движения над тоннелем.
Таким образом, в следующем году с наступлением тепла подрядчику останется уложить оставшийся асфальтобетон и провести благоустройство объекта, в том числе и его озеленение.