Судя по популярным сервисам, оценка выше двух с половиной баллов из пяти возможных для управляющей компании в краевой столице – настоящий повод для гордости
Сфера ЖКХ для многих граждан остается неиссякаемым источником недовольства, масштабы которого могут варьироваться от легкого раздражения плохой уборкой подъезда до желания перебраться в тайгу и жить на "самообеспечении". Проблемы, вызывающие такую реакцию, отличаются по своему происхождению – часть связана с "большой" коммунальной инфраструктурой, а часть возникает уже на уровне управления конкретными домами.
Именно с последним жители городов и взаимодействуют чаще всего, и именно на трудящиеся в этом сегменте управляющие компании, как правило, и обрушивается шквал негатива. Истоки проблем в этой отрасли и гневных реакций на них со стороны жильцов попытался найти корреспондент "Толка", обратившись для этого к коммунальным экспертам и представителям тех барнаульских УК, которые гнев жильцов в основном обходит.
Сетевое недовольство
Чтобы найти УК, которые не раздражают жителей, решено было использовать справочник 2ГИС. Список лидеров рейтинга достаточно невелик: туда вошли, например, такие УК, как "Посох", "Венета", "Маяк", "Регстиль", "Жилко Барнаул", "Поток", "Барокко". Их оценка в системе существенно выше, чем у остальных.
Тут надо отдельно сказать, что большинство других управляющих организаций нередко имеют оценки, не доходящие и до двух баллов. Это, как правило, не относится к "самоуправляемым" организациям – ТСЖ и ТСН, у которых такого "кризиса" в пользовательских оценках не наблюдается и средний балл значительно выше.
Кроме того, ТСЖ и ТСН все же как будто бы реже становятся "героями" различных скандалов, попадающих в СМИ. А вот без новостей, в которых фигурируют "коммерческие" УК, как правило, не проходит и недели. Так, например, совсем недавно "Толк" писал о ситуации с "ароматным" подвалом дома по адресу Некрасова, 12. Впрочем, нельзя не отметить, что конкретно в этом случае свой вклад в состояние общедомового имущества с высокой долей вероятности внесли и сами жильцы.
Наконец, нельзя не отметить, что к 2025 году работать с отзывами и соцсетями научились практически все сферы бизнеса. Нельзя исключать и "посева мнений", а также негатива, который в отзывах могут оставлять конкуренты. Тем более что борьба за дома в отрасли действительно существует, но об этом несколько ниже.
Командная игра
На этот раз, как уже было сказано, получить оценку ситуации решено было у частных управляющих компаний, которые, судя по отзывам, со своей работой справляются.
"Все благодаря слаженному коллективу. У нас работают два активных мастера-девушки, можно сказать, сразу две моих правых руки", – рассказывает о секрете успеха директор УК "ПСК" Андрей Антошкин.
Есть и другие важные элементы хорошей работы. Например, планирование: по словам Антошкина, график грядущих работ УК всегда расписан. Хотя, разумеется, бывают в нем и подвижки. Важен, как отмечает директор, прямой контакт с жителями "подшефных" домов.
Что же касается проблем, то, по словам Антошкина, у всей отрасли домоуправления они одни и те же. Это в первую очередь кадровый голод и финансы. Как сообщает директор, найти уборщицу или дворника весьма непросто. А еще одна проблема находится на стыке этих двух: вопрос зарплат работников УК, которые, как подчеркнул Антошкин, неплохо бы поднять.
Для чего, конечно, требуется увеличивать и тариф на содержание домов. С этим часто возникают проблемы: жильцы могут даже не сопротивляться повышению, а просто проявлять определенную пассивность и не проводить голосования. По данным Антошкина, в управлении "ПСК" есть дома, которые не проводили голосований ни разу за последние годы.
Кроме того, жильцы, как сетует директор, нередко накапливают задолженности перед поставщиками ресурсов, которые затем "повисают" на УК, если до этого не были заключены прямые договоры. Взыскать эти деньги с жильцов, по словам Антошкина, почти невозможно. Кроме того, по мнению директора, выражать свое мнение в тех же домовых чатах в принципе склонны негативно настроенные люди: другие зачастую просто избегают участия в этих сообществах. При этом с людьми активными и настроенными конструктивно работа, разумеется, складывается лучше.
Запасливость и своевременность
Заместитель директора управляющей компании "Маяк" Максим Старожилов, в свою очередь, считает, что первой причиной положительной оценки работы УК является то, что компания не является однодневкой и берет дома "под крыло" на долгий срок. По его словам, компания в дальнейшем просто не может позволить себе подвести доверие жителей.
Что же касается вещей, которых зачастую не хватает другим УК, то, как отмечает собеседник, возможно, коллегам по цеху стоит более ответственно относиться к заявкам жильцов и оперативно на них реагировать: устранять аварии и проводить обходы имущества. Кроме того, УК необходимо иметь стратегический запас расходных материалов для проведения различных работ.
"Это, например, трубы, задвижки и краны. Допустим, вышел из строя насос: нельзя допускать, чтобы его ремонт затягивался", – подчеркнул Старожилов.
Разумеется, никуда и без профессиональных кадров: важность этого специалист отмечает также, как и Андрей Антошкин. При этом оба эксперта сходятся и в том, чего не хватает практически всем УК без исключения.
Речь о едином муниципальном тарифе, ниже которого стоимость услуги по содержанию домов не могла бы опускаться. Антошкин приводит в пример Москву: там действует положение, согласно которому если жильцы не проводят собраний, определенный тариф устанавливается автоматически.
А Старожилов отмечает, что нечто подобное уже действует в недалеком от Барнаула Новосибирске.
Честность и пиар
Одним из экспертов со стороны стал депутат АКЗС Дмитрий Моисеев, член профильного парламентского комитета по строительству, жилищно-коммунальному хозяйству, транспорту и связи. Впрочем, "со стороны" здесь понятие относительное: Моисеев возглавляет барнаульское ТСН "Черемушки".
По мнению собеседника "Толка", сфере ЖКХ сегодня не хватает ответственности и кадров. А также государственных или муниципальных предприятий. Также он заметил, что тот факт, что город ушел с рынка домоуправления, весьма печально.
Альтернатива госуправлению, по оценке эксперта, существует. И находится в противоположной плоскости – в развитии все тех же ТСН и ТСЖ, управляемых самими горожанами. Что же до причин нередко проблемного состояния сектора домоуправления или как минимум не лучшей его оценки людьми, то здесь все зависит от конкретного предпринимателя.
"Есть те, кто ответственно относится к своей работе и даже вкладывает душу. А есть и те, кто просто приходит на рынок", – уверен Моисеев.
Все не так уж плохо
А вот коммунальный эксперт и юрист, специализирующийся на сфере ЖКХ, Дмитрий Кондратов отмечает: отзывы в различных системах все же не всегда объективно отражают ситуацию. Гораздо нагляднее и конкретнее говорят совсем другие данные: оценки прокуратуры и Госинспекции, количество судов и рейтинги поставщиков ресурсов.
"С негативными отзывами все понятно: человек возмущен и поэтому его пишет. А как часто люди оставляют отзывы, если удовлетворены работой компании? Это крайне нераспространенная история", – считает Кондратов.
Объективность таких оценок также вызывает вопросы. При этом положительные отзывы, по словам Кондратова, для руководителей УК нередко представляют собой настоящее событие и повод для гордости: их даже демонстрируют коллегам.
Наконец, нельзя исключать различную подоплеку во многих случаях, когда негатив в отзывах об УК зашкаливает. Так, в практике Кондратова был случай, когда с помощью негативного "пиара" некий коллектив сумел фактически отнять дом у вполне компетентной действующей УК и передать его в новую. Потому как, в отличие от пострадавших, хорошо владел соответствующими приемами.
При этом называть ситуацию на рынке управления домами однозначно негативной, по мнению юриста, нельзя: откровенно недобросовестные игроки на нем составляют меньшинство. Работа правоохранителей и внимание общественности смогли заметно улучшить ситуацию. Однако некого продуманного рейтинга УК, который включал бы в себя не только собираемость платежей, по мнению эксперта, сегодня все же действительно не хватает.