Бескорыстно, невзирая на трудности и риск: добровольцы ДПСО “Лиза Алерт” уже 20 дней ведут поиски пропавшего педагога. История масштабной поисковой операции – в нашем материале
Когда исчезает человек, каждая секунда на счету, и поэтому необходимо действовать быстро и организованно. Именно в эти страшные минуты отчаяния и ужаса на помощь близким пропавших людей приходит поисково-спасательный отряд "Лиза Алерт". Это не государственная структура, не коммерческая организация, а объединение добровольцев, чья цель – вернуть человека домой, туда, где его любят и ждут. К поискам учительницы из Алтайского края Ольги Залит волонтеры отряда присоединились сразу же, как только поступила заявка. И вот уже 20 дней в любое время суток и в любую погоду добровольцы квадрат за квадратом прочесывают местность. О том, как проходят поиски, – в нашем материале.
От Березовки до Новосибирска
Поиски Ольги Залит развернулись в настоящую масштабную операцию, охватившую несколько регионов. Ориентировки с ее фотографией размещены во всех социальных сетях, расклеены на столбах и информационных щитах, распространены по магазинам.
Лицо пропавшей без вести учительницы музыки, казалось, уже должно быть знакомо каждому жителю края, однако до сих пор так и не удалось найти свидетеля, который смог бы пролить свет на то, в каком направлении женщина ушла из магазина, где ее видели в последний раз.
"К сожалению, в этом населенном пункте не так много камер видеонаблюдения. К тому же мы столкнулись с еще одной проблемой – многие частные современные камеры хранят запись только сутки, а потом автоматически удаляют. Соответственно, когда заявка поступила, очень много материалов уже просто стерлось. Обычно такое масштабное распространение информации помогает получить хотя бы какое-то свидетельство. Но, к сожалению, даже малейшей зацепочки нет", – рассказывает старшая пресс-службы отряда "ЛизаАлерт" Алтай, федеральный куратор Полина Чербу.
Впрочем, какие-то свидетельства за время поиска все же поступали. То тут, то там видели женщин, одетых как Ольга в день пропажи: в белую шапку и черный длинный пуховик. Каждая такая зацепка тщательно фиксировалась и немедленно проверялась. Даже если похожего человека видели в другом регионе.
"Поступали свидетельства из Новосибирской области. К работе подключали добровольцев местного отряда. Совместно с полицией они отрабатывали все версии. Были сообщения и из Барнаула. К сожалению, ни одно из свидетельств не подтвердилось", – отмечает Полина Чербу.
Напомним, последний раз Ольга Залит была замечена в селе Березовка. Там женщина попала на камеры видеонаблюдения. Эти записи вызвали бурное обсуждение в соцсетях: не зная, как Ольга выглядит в жизни, неравнодушные граждане засомневались, точно ли на кадрах она.
"На видеозаписи действительно Ольга Викторовна. Нужно понимать, что камеры не снимают в качестве 4К, а некоторые и вовсе могут искажать изображение. Но близкие всегда узнают родного человека. У нас были поиски, когда родственников на камерах идентифицировали по силуэту. Однажды пропавшего дедушку на записи узнали даже по пикселям, и спустя четыре часа его удалось найти именно в том районе, где он попал на камеры", – делится Полина Чербу.
257 километров за день
Березовка и ее окрестности – не самая простая местность для поиска. Рядом садоводства, частный сектор и поля. Однако закаленные опытом добровольцы продолжают квадрат за квадратом проверять территорию, несмотря на возникающие сложности.
"Нашими группами отработано множество задач. За один день добровольцы проходили до 257 километров – это огромные цифры, и они закрыли очень большую площадь. Начиная от подвалов и заканчивая заброшенными строениями и зданиями, все-все-все просмотрели. С помощью дронов были изучены прилегающие поля. Все найденные артефакты проверялись пешими группами, но зацепок это не дало – где-то была найдена выброшенная верхняя одежда, а где-то просто вывезенный мусор с высоты напоминал силуэт человека. Нам задавали вопросы: почему не все поля осмотрели? Объясняем. Чтобы дойти до некоторых координат, добровольцам приходилось буквально пробираться по снегу, утопая в нем по грудь. До точки, где дрон заснял что-то непонятное, могло быть 500 метров, а добирались они туда почти четыре часа. Поэтому мы смотрели те квадраты, куда она могла физически, пусть через какую-то силу, но пройти. Даже если на снимках видели только следы от снегохода – эту местность тоже проверяли", – поясняет федеральный куратор поискового отряда.
Осмотрели добровольцы и расположенные поблизости садоводства. Настолько, насколько это позволяет сделать закон.
"Мы отрабатывали все направления, в том числе СНТ. Но в случае с садоводствами есть одна сложность – если домик заброшен, мы, как добровольцы, можем его осмотреть. Но если у домика есть хозяин, то по правилам нашего законодательства зайти на эту территорию не имеем права. Даже если у полиции будет разрешение, мы обязаны найти и установить владельца, попросить его приехать и при нем провести осмотр местности. Поэтому при поисках пропавших мы часто обращаемся к людям и периодически пишем об этом в социальных сетях, в том числе в промежуточных отчетах: пожалуйста, осмотрите свои пристройки, особенно хозяйственные, проверьте самые потайные уголки вашего садового домика", – рассказывает девушка.
По одной из гуляющих в соцсетях версий, Ольга могла сесть на один из автобусов, маршруты которых проходят через Березовку. Эту версию добровольцы также проверяли.
"Мы передавали ориентировки во все автобусные компании, связывались непосредственно с руководителями маршрутов, скидывали информацию в водительские чаты. К сожалению, в некоторых автобусах видеокамеры работают просто в режиме онлайн. И других свидетельств, кроме того, что человек доехал до вот этой точки, у нас нет", – говорит девушка.
Продолжают добровольцы отрабатывать задачи и в Зудилово – родном селе Ольги. По словам Полины Чербу, именно оттуда начались поиски женщины.
"Когда 5 марта к нам поступила заявка, добровольцы выехали к дому пропавшей, и задачи отрабатывались непосредственно в Зудилово. Потом поступило свидетельство, а затем и видеодоказательство того, что человек был в магазине в другом районе, поэтому задачи усиленно отправляются именно в ту область. На сегодняшний день Березовка и радиус 10 километров закрыты полностью. Это очень большая территория. Если посмотреть по треку, там все уже исхожено-перехожено. Но поиски не останавливаются – будем расширять зону ещё дальше", – рассказывает она.
Не прекращая поиски
Когда информация о пропаже Ольги разошлась по соцсетям, неравнодушные люди, как это часто бывает, начали обращаться к тем, кто называет себя ясновидящими. Однако добровольцы поискового отряда предостерегают: еще ни один экстрасенс не помог найти пропавшего человека.
"Очень много людей, которые делятся своим мнением, в том числе основанным на словах гадалок и экстрасенсов. Мы не опираемся на эти источники, это принципиальная позиция отряда. Мы верим только в то, что доказано и эффективно, и за нашу историю поисков нам еще ни разу экстрасенсы не помогли", – подчеркивает Полина Чербу.
Тем не менее она подчеркивает: добровольцы очень благодарны местным жителям, которые подключаются к поискам, в том числе работают на местности с добровольцами отряда. По словам Полины, список покупок, озвученный продавцами торговых точек, где видели Ольгу, все же преувеличен, и терять надежду на то, что женщину удастся найти живой и здоровой, нельзя.
"Поэтому нам очень важна помощь в распространении информации. Бывало такое, что волонтер случайно показывал ориентировку знакомому, а тот говорит "слушай, а я видел этого человека", и это помогало нам скорректировать зону поиска", – вспоминает Полина Чербу.
К поискам подключился и отряд "СпасАлтай 22". Добровольцы надеются найти записи видеорегистраторов, на которые могла попасть Ольга. Однако пока откликов не поступило. Руководитель поискового отряда Елена предположила, что, возможно, стоит обновить ориентировки с другой фотографией.
"Так бывает, на одном снимке не признаешь человека, а другой увидишь – и вспомнишь. Возможно, по другой фотографии кто-то сможет о ней что-то вспомнить", – прокомментировала она.
Напомним, Ольга пропала 4 марта этого года. Со дня ее исчезновения прошло уже более трех недель. Несмотря на продолжительность поисков, добровольческие отряды не теряют надежды и верят, что скоро прозвучит долгожданное: "Найдена, жива!"