Ночные гонщики Барнаула утверждают, что вынуждены ездить по главным улицам города и нарушать покой жителей, так как никаких других возможностей у них нет
Каждое лето в Барнауле обостряются разногласия между лихачами и горожанами. Мото– и автогонщики "летают" по дорогам Барнаула и становятся причиной бессонницы многих барнаульцев. "Толк" узнал, что по этому поводу думают не только горожане, но и сами гонщики, и выяснил у мэрии, будут ли строить специальные трассы и площадки для стритрейсеров.
"Звучит как диагноз"
Рев моторов в Барнауле начинает раздаваться в основном поздно вечером или ночью. Гоняют на центральных проспектах, на Сулиме, за Новым мостом.
"По Георгиева гоняют каждую ночь, да по несколько человек, то в одну сторону, чуть позже – в другую. И не просто проезжают, а прямо "наваливают", чтобы погромче. У меня ребенок в испуге просыпается. Знала бы куда пожаловаться — сделала бы. Они же понимают, какой шум создают!" – возмущается жительница Барнаула Алёна Василенко в сообществе Barnaul22.
Илья Жданов поддерживает: "По Попова тоже ночью часто гоняют тачки с канализационной трубой вместо выхлопа".
Житель из центра говорит, что рев моторов мешает не только обычным жителям, но и, например, пациентам горбольницы № 1, среди которых много тяжелых, страдающих сильными болями.
По мнению барнаульца Алексея Шипунова, у гонщиков – комплекс неполноценности: "Когда человек собой не удовлетворен или не уверен в себе, то хочет показаться выше, громче, больше, самоутвердиться. Известный факт из психологии".
"Барнаульский стритрейсинг звучит как диагноз", – резюмирует пользователь с ником Ewgen Shot.
Сами гонщики, с которыми удалось пообщаться "Толку", делятся условно на две категории: тех, кто любит погонять, невзирая ни на что, и тех, кто не слишком рвется на центральные улицы и сетует, что нет специальных площадок.
"На тех, кто считает меня смертником, плевать"
"Катаясь по ночному городу или трассе на мотоцикле, ощущаешь полную свободу, забываешь обо всех проблемах и просто наслаждаешься гулом мотора, прохладным ветром, бьющим в грудь. Это своего рода наркотик. Кто не ездил – не поймет! Вообще невероятно, когда мотоциклисты едут толпой, кто на "заднем", кто как", – рассказывает житель Барнаула Дмитрий, который сел на мотоцикл в 11 лет.
Дмитрий не отрицает, что чувствует внимание со стороны окружающих: "Бывает, что когда сам "валишь на заднем", ловишь на себе взгляды людей, в которых читается либо "пацан красавчик", либо "опять эти смертники". На мнение последних мне абсолютно плевать".
Езда на мотоцикле и автомобиле для Дмитрия — это хобби, без которого он не представляет свою жизнь. По его словам, это завораживающее зрелище, когда сидящий за рулем может показать уровень своего мастерства. Но, подчеркивает он, помех окружающим быть не должно.
Где сейчас гоняют?
Излюбленными местами для гонок остаются центральные улицы Барнаула, среди них Павловский тракт, проспекты Ленина, Красноармейский и улица Калинина.
Дмитрий признается, что сам чуть не попал в аварию на проспекте Ленина, именно поэтому он выступает против гонок по центральным дорогам Барнаула. На его взгляд, улица Ленина выступает эпицентром страшнейших аварий, поскольку она представляет собой прямую, по которой можно разогнаться.
"На перекрестках часто сталкиваются машины. Но, с другой стороны, где ещё ездить?! Ленина – это самая освещенная улица в городе", – говорит Дмитрий.
У любителей погонять или подрифтовать есть еще несколько облюбованных площадок – у аэропорта, на парковке у "Леруа Мерлен" и ТЦ "Арена". Здесь, говорят они, минимальные риски удара с другими автомобилями.
"Ранее с "Леруа Мерлен" договаривались на временные рамки с 21.00 до 00.00. Как в этом году – не знаю. Это хорошая идея: закрыли парковку, покатались – всем хорошо и машины не бьются", – поделился барнаулец Андрей.
Другой автолюбитель – Илья – также считает, что площадка у "Леруа Мерлен" – отличное место, где можно собраться и зимой и поездить "боком".
Еще одним популярным местом для дрифта является территория у Речного вокзала. Она расположена недалеко от центра, а машин по вечерам там почти нет. "Возле Речного вокзала ещё и "угла дать" можно", – говорит Дмитрий, участник соревнований по дрифту.
"На Речном вокзале — "нелегал". ДПС нас кошмарят, но за сам дрифт они не выпишут штраф, поскольку опасное вождение не доказано. Могут выписать за что угодно – за что их душе угодно", – рассказывает Андрей.
Почти как в кино
В барнаульском отделе ГИБДД рассказали еще об одном "очаге" гонок – на дороге, ведущей в Затон за Новым мостом. Жители периодически жалуются, что не могут элементарно проехать по дороге, поскольку гонщики полностью перекрывают улицу.
Гонщики стартуют, их машины проезжают, они перезапускают поток других автомобилей – и снова перекрывают дорогу для следующего старта.
"У нас есть пост за Новым мостом. Когда на него поступает информация о том, что ребята снова собираются погонять, на место направляется экипаж. Но обычно к моменту его приезда автомобили уже просто стоят на обочинах. Конечно, наши сотрудники проводят профилактические беседы", – рассказывает Геннадий Кузнецов, руководитель отделения пропаганды барнаульского ОГИБДД.
Геннадий Кузнецов говорит, что в данном месте уже установлен знак "Остановка запрещена" с одной стороны. Сейчас рассматривается возможность установки такого же знака с обеих сторон.
После этого уже можно будет принимать меры – будут основания для этого.
По словам Кузнецова, иногда гонщики перемещаются на другую дорогу, ведущую к теплицам от Павловского тракта.
"Спортивные автомероприятия должны быть максимально безопасными, проводиться на закрытой территории, но никак не на дорогах общего пользования", – резюмировал Геннадий Кузнецов.
Почему нужны спецтрассы?
Отдельная площадка для гонок просто необходима, считают авто– и мотолюбители. Практически все в один голос утверждают, что готовы проводить свои встречи за городом, была бы возможность.
Гонщики уверены, что такая площадка не только избавит от шума простых граждан, но и исключит опасные аварийные ситуации на улицах города. По словам гонщика Андрея, альтернатив в городе нет.
"Все жалуются, что мы по ночам катаемся, не даем спать. А где еще этим заниматься? На парковках можно только разные трюки поделать. Остается только гнать по городу и играть в "шашечки" – это интересно, но опасно" – делится молодой человек.
На вопрос о необходимости оборудования специальных площадок стритрейсер Денис отвечает, что при обустройстве подобного объекта противники скорости будут спать спокойно, а большие авто– и мотосообщества города смогут официально собираться в определенном месте.
Молодой человек отмечает, что официальные соревнования действительно проводятся. Но всё ещё не ясно, где регулярно тренироваться до их старта тем, кто только хочет попробовать себя в этом деле.
"В определенный период небольшие площадки открываются специально для официальных соревнований. Но площадку нужно делать для разных целей, чтобы она была доступна в любое время, тогда и желания шуметь в городских кварталах не будет", – говорит Денис.
Дрифтер-профессионал Андрей выступает за то, чтобы площадку обустраивали не на открытых парковках в ночное время, а на специально выделенной территории, которая будет располагаться за городом:
"Даже если трасса будет в черте города, кому там захочется тренироваться? Жара, все кипит, да и ты сам кипишь".
Есть ли шансы?
Стритрейсинг как непрофессиональные автомобильные состязания создают реальную угрозу, считают в мэрии Барнаула.
"Общественная опасность этого действия состоит в нарушении его участниками установленных правил дорожного движения, в умышленной направленности на создание опасности", – говорится в ответе на запрос "Толка".
В администрации сообщили, с 1 февраля 2019 года поступило всего два обращения по вопросу нарушения общественного порядка, а вот предложений по строительству специальных площадок для авто– и мотогонок вовсе не было.
В мэрии заявили, что строительство спецплощадок для стритрейсеров возможно только на деньги частного инвестора.
Что нарушают стритрейсеры?
Уличные гонщики совершают несколько нарушений правил дорожного движения, рассказали в барнаульском ОГИБДД.
- Перекрытие движения, что создает препятствия для других участников дорожного движения.
- Нарушение скоростного режима.
- Движение по встречной полосе (когда две машины стартуют параллельно, одна оказывается на "встречке").
- Отсутствие ограждений вдоль дорог, где стоят зрители во время гонок, и нарушение всех норм безопасности для окружающих.
Многие из нарушений предполагают наложение штрафов в несколько тысяч рублей, а также лишение прав.
По словам Геннадия Кузнецова, для организации любых гонок, в том числе неспортивных, необходимо соблюсти весь порядок: от подачи официальной заявки в органы власти, в ГИБДД до создания всех мер безопасности. Службы и власти должны четко понимать, что проведение стартов будет безопасным и для участников, и для зрителей.
Авторы: Оксана Колбасова, Лада Холстинина