Люди, купившие авиабилеты в 2020 году и отказавшиеся от поездок, фактически очень дешево кредитуют авиакомпании благодаря постановлению правительства № 991
6 июля российское правительство разрешило авиакомпаниям выдавать пассажирам ваучеры вместо денег за неиспользованные билеты. Тысячи туристов, не получивших обратно свои кровные, обрекли на трехлетнее ожидание полетов либо денег. Даже те, кто на момент выхода документа уже судился с авиакомпанией, оказались в положении неправых поневоле.
Эксперты в замешательстве
В "Толк" обратилась жительница Барнаула Алена Попова, которая добровольно пытается вернуть деньги за билет, датированный 12 августа. Претензию авиакомпании она направила еще 12 мая. Ей предложили сертификат на полет на год либо перенос даты полета. Девушка обратилась в суд с требованием вернуть деньги, но там ее ждало разочарование.
"Я отправила документы в суд 3 июля. А 6-го вышло постановление правительства РФ № 991. Когда мы с юристом пришли на первое заседание, судья сразу на него указал и намекнул, что либо надо ваучер брать, либо ждать три года. Заседание отложили, сейчас думаем, как вывернуться, но честно: впечатление такое, что обложили со всех сторон. Даже на юридических форумах эксперты не понимают, что вообще происходит", — говорит Алена.
Суть постановления в том, что авиаперевозчикам в условиях ограничения международного и внутреннего воздушного сообщения разрешено менять условия договора с пассажиром (дату, время, маршрут, тип судна), вовсе отменить рейс и выдавать ваучеры вместо возврата денег за билеты. Если же пассажир хочет получить деньги, ему их вернут — по истечении трех лет с даты отправления отмененного рейса.
Правила распространяются на договоры, заключенные до 1 мая 2020 года, подлежащие исполнению с 1 февраля по полетам в Китай и с 18 марта — по всем внутренним и иным международным полетам. И эти правила имеют обратную силу.
Алена заключила договор (купила билет на полет по России) 17 марта — за день до даты, указанной в постановлении. Но формулировка "до 1 мая" позволяет толковать ситуацию двояко.
"Здесь есть правовая неопределенность: документ предусматривает только дату начала исполнения договоров (с 18 марта 2020 года), но умалчивает о конечной дате их исполнения. Договор, заключенный, например, 2 мая 2020 года, со сроком исполнения (полета) 12 августа не подпадает под эти правила. А если билет был куплен в апреле на то же 12 августа, то на него действие постановления распространяется, что не совсем логично", — рассуждает управляющий компании "Юрисдело", юрист Сергей Сандаковский.
Что имело в виду правительство под формулировками исполнения договора с 18 марта и заключением договора до 1 мая — конкретный карантинный период в рамках этих дат или нет — юристы однозначно сказать не берутся.
"С юридической точки зрения, вероятнее всего, положение не устанавливает конечный срок исполнения договора, поскольку билеты, как правило, покупают за 2-3 месяца", — говорит Сергей Сандаковский.
Самый дешевый кредит в году
Это не единственное белое пятно в этой истории. Алена отказалась от полета 12 мая — в период, когда установленные постановлением правила уже не действовали на новые договоры. Кроме того, за три месяца авиаперевозчик мог продать высвободившийся билет. Учтет ли это суд?
"Судебная практика по таким делам только начала складываться. Возможно, выйдет разъяснение от Верховного суда РФ, так как подобными делами суды уже завалены. Алена правильно сделала, что обратилась в суд: ожидать возврата оплаты в течение трех лет — не самый перспективный вариант, а оформлять ваучер целесообразно, если есть уверенность в его скором использовании", — считает Сергей Сандаковский.
Если Алена проиграет суд, то воспользуется возможностью взять ваучер. Перспектива ждать три года девушку не впечатляет.
"Наше государство в очередной раз ставит нас на четвереньки, потакая крупным игрокам рынка. Понятно, почему: проще же отщипнуть у граждан по 20 тыс. рублей, чем банкротить авиакомпании. Но от этого легче не становится. Мы фактически кредитуем бизнес под мизерный процент, а сами при этом каждый день теряем в деньгах. Сколько будет стоить рубль через три года, одному богу известно", — возмущается девушка.
В некоторых регионах РФ есть прецеденты, когда авиакомпании просили отложить рассмотрение уже находящихся в суде дел, словно дожидаясь выхода защищающего их интересы постановления. Тем не менее, появились отдельные случаи удовлетворения требований потребителей.
Но это не значит, что алтайские суды примут их как руководство к действию: для них первой вышестоящей инстанцией является краевой суд. К тому же авиакомпании могут обжаловать полученные решения.
"Правом у нас в стране не пахнет еще с начала пандемии. Весь карантин прошел вразрез с нормами законодательства. Потребителям остается только ждать разъяснений от Верховного суда. Но кредитовать авиакомпании по ключевой ставке ЦБ РФ — на данный момент она составляет 4,5% — это плохой путь, так даже инфляцию не покроешь", — говорит юрист.
Ваучеры предлагают всем подряд
Еще одна жительница Барнаула, Маргарита Фриц (имя изменено), в конце июля купила авиабилеты в Гамбург (Германия) на 7 августа. Но рейс отменили. Как и в первой ситуации, в билеты была включена функция возврата.
"Мне предложили ваучер, я согласилась. После этого мне пришло уведомление, что ваучер невозможно оформить. И тишина. Я решила составить претензию в адрес авиакомпании. Пока не понимаю, имею ли я право забрать именно деньги или нет", — рассказала Маргарита.
Постановление правительства № 991 на ситуацию Маргариты не распространяется. Отказ от воздушной перевозки из-за отмены рейса считается вынужденным. Провозная плата подлежит возврату в полном объеме.
"В претензии следует сформулировать требование о возврате конкретной суммы провозной платы, банковские реквизиты карты — лучше той, с которой покупали билеты. Стоимость билета должны вернуть в течение 10 дней согласно "Закону о защите прав потребителей". В случае нарушения этого срока возврата перевозчик должен заплатить неустойку за каждый день просрочки в размере 3% от невозвращенной суммы", — подчеркнул юрист Сергей Сандаковский.
Если дело дойдет до суда, перевозчик заплатит в пользу потребителя еще 50% штрафа от суммы, присужденной ему, а также будет обязан возместить пассажиру моральный вред (ст. 151 Гражданского кодекса РФ).
Судиться с перевозчиком можно по месту своего жительства (п. 2 ст. 17 ФЗ "О защите прав потребителей"). Алгоритм действий по возврату провозной платы "Толк" уже публиковал.
Оформление так называемого ваучера никак не влияет на возврат денег — этого термина нет в постановлении. Если в течение трех лет с даты отправления отмененного рейса пассажир не воспользуется полученным сертификатом на полет, перевозчик будет обязан вернуть деньги с процентами. Проценты начисляются только первые четыре года.