Россиянам часто звонят телефонные мошенники. Нередко им удается обмануть доверчивого собеседника и выманить его деньги. Разбираемся, как не попасться на уловки мошенников и уберечь свои финансы
Кто звонит с номера 1000
Короткий номер 1000 принадлежит банку ВТБ. До марта 2021 года ВТБ не звонил с указанного номера – это делали только злоумышленники. Теперь же с телефона могут поступать исходящие звонки от ВТБ – банк проделал огромную работу вместе с операторами связи, чтобы блокировать визуально похожие номера.
То есть звонки с номера 1000 безопасны?
Банк указывает, что звонки с номера 1000 выполняются именно финансовым учреждением: подставные телефоны блокируются операторами связи, поэтому клиенты "Билайн", "МТС", "Мегафон" и "Теле2" (работа по блокировке проведена только с "большой четверкой") могут быть спокойны. Впрочем, 100-процентной гарантии нет – нужно сохранять бдительность в любой ситуации.
Как действуют мошенники: схемы
- Звонок из службы безопасности – пользователю сообщают о подозрительной транзакции, совершаемой прямо сейчас, ее нужно срочно отменить, сообщив данные карты и код из СМС. Жертва боится потерять деньги, торопится и теряет бдительность.
- Звонок из правоохранительных органов – схема аналогична, но за отказ в сотрудничестве с полицией жертве обещают уголовную ответственность "за пособничество". Иногда данные карты не нужны, необходимо самостоятельно перевести все деньги на "безопасный счет".
- Участие в платном опросе – злоумышленник предлагает ответить на несколько вопросов о качестве обслуживания (или на другие темы), получить вознаграждение. Для перевода средств и понадобятся платежные реквизиты.
- Получение "секретных" выплат от государства – компенсации из-за пандемии, к Новому году, для пенсионеров и т.д. Смысл таков же, как и с опросом: нужны данные карточки, откуда будут похищены сбережения.
- Выгодные инвестиции – предложение вложить деньги в новый вклад "только для клиентов". Для этой цели злоумышленники создают даже поддельные сайты, визуально схожие с брокером ВТБ, – пользователь лишается переведенных средств.
Если во время звонка жертва сомневается в том, что вызов поступает из банка, мошенник может пойти на хитрость – указать телефон клиента в сервисах ВТБ, после чего поступит реальное SMS от ВТБ. Например, указание мобильного доступно в сервисе "ВТБ Мультибонус" (кнопка "Забыли пароль?") – жертва решит, что с ней общается реальный менеджер, поэтому уровень доверия будет выше.
Как отличить телефонного мошенника от специалиста банка ВТБ
Всегда необходимо сохранять бдительность, чтобы не стать жертвой телефонного мошенничества. Отличить злоумышленника от реального специалиста ВТБ можно по ряду признаков:
- номер телефона – оператор звонит с официального номера, мошенники – с похожих (например, "1ООО", где вместо нулей – буквы "О"), иногда – скрытых;
- работник банка может назвать точные данные о карте клиента, остатке средств на счетах и другую информацию по запросу пользователя – у преступника таких сведений нет;
- сотрудник никогда не спрашивает CVV-код или пароли из SMS – сообщать эти данные никому нельзя;
- злоумышленник будет торопить, предлагая решить проблему онлайн, специалист поддержки сообщит адрес ближайшего офиса, куда можно обратиться.
По информации с портала Онлайн-ВТБ.