28 января 1986 года произошла одна из крупнейших катастроф в истории освоения космоса: спустя 73 секунды после старта с космодрома на мысе Канаверал взорвался американский шаттл Challenger
Трагедия произошла на глазах родственников семи погибших астронавтов и миллионов американцев, следивших за стартом космического челнока в прямом эфире.
"Бросающий вызов". 5 фактов о шаттле "Челленджер"
- Challenger переводится с английского как "бросающий вызов".
- Шаттл представляет собой гибрид самолета и космического корабля.
- На борту была простая американская учительница истории – победительница конкурса "Учитель в космосе".
- Это второй из шести кораблей, построенных США по программе Space Shuttle ("Космический челнок").
- До катастрофы шаттл выполнил 9 успешных полетов, проведя в космосе около 62 суток.
Запуск шаттла откладывали несколько раз
Десятый старт в январе 1986 года стал для "Челленджера" последним, сообщают РИА Новости. Полет был рассчитан на шесть дней. Экипажу предстояло запустить в космос спутник связи, а также аппарат для наблюдения кометы Галлея. Астронавты также должны были провести несколько экспериментов на борту корабля.
Старт был назначен на 22 января 1986 года, но неоднократно откладывался из-за технических проблем и неблагоприятных погодных условий, в итоге его запланировали на 28 января. В ночь на 28 января температура воздуха опустилась ниже нуля. Это вызвало серьезное беспокойство у руководителей фирмы, занимавшейся разработкой твердотопливных ускорителей для шаттла. Руководители фирмы доложили о своих опасениях в NASA, но неполадки в ускорителях возникали и при других полетах, поэтому запуск не отменили. В результате корабль разрушился в воздухе, оторвавшаяся кабина с экипажем, не оборудованная парашютами, разбилась.
Почему взорвался шаттл "Челленджер"
Для расследования крушения президент США Рональд Рейган создал специальную комиссию под руководством бывшего госсекретаря Уильяма Пирса Роджерса. В комиссию вошел и известный физик, нобелевский лауреат Ричард Фейнман. О своем участии в расследовании он подробно рассказал в книге "Какое тебе дело до того, что думают другие?".
Комиссия установила, что причиной трагедии стала неисправность кольцевого уплотнителя твердотопливного ускорителя, которая привела к утечке газов. Они прожгли оболочку топливного бака корабля, наполненного жидким кислородом и жидким водородом, что привело к взрыву над Атлантическим океаном через 73 секунды после старта.
Дело в том, поясняет КП, что конструктивно каждый твердотопливный ускоритель состоит из нескольких секций, герметичность соединений которых обеспечивается мощными уплотнительными кольцами и специальным герметиком. При низких температурах материал межсекционных уплотнителей терял свою эластичность и мог не обеспечить в местах стыка секций герметичность и предохранение соединения от воздействия горячих газообразных продуктов сгорания. В ходе слушаний по расследованию катастрофы физик Фейнман наглядно продемонстрировал эксперимент с резиной, стаканом и ледяной водой, который наглядно показал, что при низких температурах резина теряет эластичность.
Как выяснилось в ходе расследования, о потенциально опасных дефектах уплотнительных колец ответственным руководителям NASA было известно еще в 1977 году. Кроме того, запуск Challenger проходил при низкой температуре воздуха – 2 градуса ниже нуля по Цельсию, в то время как для взлета была рекомендована температура 11 и более градусов выше нуля, сообщает ТАСС.
Выводы после гибели "Челленджера"
В результате поисково-спасательной операции со дна Атлантики были подняты тела астронавтов и обломки корабля. Поиски велись семь месяцев, на них было израсходовано порядка 100 млн долларов.
Комиссия Роджерса выявила проблемы во взаимодействии. В результате, решение о запуске миссии 51L основывалось на неполной и, порой, недостоверной информации. При этом руководство NASA иногда игнорировало проблемы безопасности полета в обход ключевых фигур программы Space Shuttle".
После катастрофы программа Space Shuttle была приостановлена. В августе 1986 года было принято решение о строительстве нового корабля Endeavour, который заменил Challenger. Полеты по программе возобновились в конце сентября 1988 года и завершились в июле 2011 года, пишет ТАСС.
Первый американский астронавт и сенатор Джон Гленн сказал, что даже в самых дерзких мечтах никогда не ожидал, что освоение космоса продвинется так далеко, не потеряв ни одного человека.
"Эта трагедия, сопутствующая нашим успехам. И я полагаю, что такова история всего человечества".
Экипаж челнока "Челленджер"
- Командир экипажа — 46-летний Фрэнсис "Дик" Р. Скоби, военный лётчик США, подполковник ВВС США, астронавт NASA. Для него это был второй полёт на "Челленджере" — до этого он был в составе экипажа миссии STS-41C в качестве второго пилота.
- Второй пилот — 40-летний Майкл Дж. Смит, лётчик-испытатель, капитан ВМС США, астронавт NASA.
- Научный специалист — 39-летний Эллисон С. Онидзука, лётчик-испытатель, подполковник ВВС США, астронавт NASA. Для него это был второй полёт в космос — до этого он был в составе экипажа миссии STS-51C челнока "Discovery".
- Научный специалист — 36-летняя Джудит А. Резник, инженер и астронавт NASA. Для неё это был второй полёт в космос — до этого она была в составе экипажа миссии STS-41D челнока "Discovery".
- Научный специалист — 35-летний Роналд Э. Макнейр, физик, астронавт NASA. Для него это был второй полёт на "Челленджере" — до этого он был в составе экипажа миссии STS-41B.
- Специалист по полезной нагрузке — 41-летний Грегори Б. Джарвис, инженер и астронавт NASA. Для него это был первый полёт на "Челленджере".
- Специалист по полезной нагрузке — 37-летняя Шэрон Криста Корриган Маколифф, учительница из Бостона, победившая в конкурсе. Для неё это был первый полёт в космос в качестве первого участника проекта "Учитель в космосе". Она должна была вести уроки в прямом эфире.