В большом интервью порталу "Толк" Александр Локтев рассказал о первых шагах в должности главы бюджетного комитета АКЗС. А еще о семье и необычном "отдыхе"
31 августа депутат регионального парламента и директор по стратегическому развитию Барнаульского пивзавода Александр Локтев возглавил бюджетный комитет Алтайского заксобрания (АКЗС). И это стало еще одним серьезным событием из числа тех, что случились в 2023 году в его профессиональной и личной жизни. О том, почему он согласился руководить сложным комитетом в парламенте, как прошел запуск нового спортивного центра "Топ Тим", какие новинки выпустил в этом году пивзавод и зачем он покорял Эльбрус, Александр Локтев рассказал в интервью "Толку".
"Цифры всегда любил"
– Александр Сергеевич, у вас этот год и так вышел насыщенным, а в сентябре вы начали работу еще и как председатель бюджетного комитета в краевом парламенте.
– В 2023 году, действительно, все как-то в одной точке сошлось. А сентябрь – и вовсе волшебный месяц для меня. Много важных событий в моей жизни приходится на этот месяц. В сентябре 2015 года родился мой первый ребенок – единственная дочка. Тогда же мы открыли первый Центр единоборств "Топ Тим". А в этом году с сентября я начал работать председателем комитета в АКЗС.
– Как случилось, что вы возглавили комитет? Считается, что депутаты, работающие в реальном секторе экономики, редко берут на себя дополнительную общественную нагрузку. Зачем вам это?
– Были желание, амбиции и потенциал в виде знаний и опыта, которые хотелось реализовать. Так вышло, что наш прежний руководитель Антон Васильев перешел на новую работу уполномоченным по правам человека в Алтайском крае. Освободилось место, а я был у него заместителем и стал одним из претендентов на пост. Хочется быть полезным нашим жителям в любой социальной роли. В качестве руководителя комитета, я надеюсь, мне удастся это в большей мере.
– Сейчас как раз готовятся поправки в бюджет на ближайшую сессию, идет процесс формирования проекта на следующий финансовый год. Вы уже участвуете в этом процессе?
– Конечно, пришлось плотно включаться. Бюджетный процесс имеет свои непростые условия и сложности, и если ты в него постоянно не погружен, нужно приложить определенные усилия, чтобы вникнуть. Это я сейчас активно и делаю, это требует времени, конечно. Но цифры я всегда любил, так что справляюсь.
– За тем, как формируется и исполняется бюджет, внимательно следят – и профессионалы, и обыватели на диване. Бюджет – это всегда множество разнонаправленных интересов. А в последние годы в связи с внешними обстоятельствами то и дело звучат опасения, что какие-то статьи будут резать. Плюс объективно меняются какие-то приоритеты. Вас не пугает перспектива участия в этом процессе?
– У меня четверо маленьких детей – меня уже давно ничего не пугает (улыбается). Но да, я понимаю, что теперь как председатель комитета я буду тоже нести солидарную ответственность за социально-экономические результаты деятельности в Алтайском крае.
Но, надеюсь, нам ничего не придется уменьшать. Действительно, в сентябре мы принимаем поправки в бюджет Алтайского края на 2023 год, которые недавно внес В.П. Томенко в АКЗС, – с увеличением и доходной и расходной части. Думаю, в 2024 году мы также попытаемся сохранить эту динамику. При этом нужно понимать, что мы напрямую зависим от федерального финансирования, и решения, принимаемые в Москве, будут влиять и на нас.
Я также напомню, что одна из наших задач – аккумулировать аргументированные пожелания к проекту бюджета от фракций, комитетов, депутатов, которые представляют свои территории, своих избирателей. Но предметно они будут обсуждаться уже перед вторым чтением, когда мы пойдем "внутрь" документа и его расходной части.
– И политической работой, и управлением заводом занимался и ваш отец Сергей Александрович Локтев. Вы чувствуете себя продолжателем семейной, династийной традиции по обоим направлениям деятельности?
– Знаете, тут важно разделять два понятия – есть кумовство, а есть династия. Это разные вещи. Если первое – о злоупотреблении связями, что неприемлемо, то второе – о сохранении и развитии традиций, семейного дела. Если речь идет о заводе, то здесь, пожалуй, уже уместно говорить о династии.
Я считаю, моя задача – быть достойным продолжателем. Ведь у нас такого не было, чтобы отец взял – и мне что-то передал. Особенно в политике. Здесь можно, скорее, говорить о нашем одинаковом с ним представлении о своей общественной роли – работать так, чтобы развивать родной край. Ни он, ни я никуда уезжать не собираемся. Он сам здесь, ведет активную жизнь. Как и я, моя семья.
Взгляд на Восток
– К слову о заводе. В этом году и здесь произошли важные события. Правда ли, в частности, планируется выходить на новые зарубежные рынки? В Индию, например?
– Я бы говорил в целом о развитии экспортного направления. Этому способствовало, в том числе, ослабление рубля, когда коллеги из других стран стали более активно присматриваться к товарам российского производства. Особенный интерес проявляют Китай, Казахстан, Узбекистан, Киргизия. Мы и ранее сотрудничали с этими странами, но сейчас их внимание усиливается.
Индия, конечно, находится территориально дальше, но представители и этой страны декларируют заинтересованность в сотрудничестве. К нам приезжала делегация с торговой миссией. Мы с ней встретились, провели экскурсию по нашему заводу. Сейчас ведутся переговоры.
– С какими странами сегодня сотрудничает Барнаульский пивзавод?
– С Китаем, Казахстаном, Узбекистаном, Киргизией. В этом году заходим в Туркменистан – довольно закрытую страну.
Мы в целом активизировали работу в этом направлении, понимая его перспективность. Наша продукция в силу колебания курсов валют становится конкурентоспособной на зарубежных рынках. Планируем участвовать в нескольких крупных выставках за границей – мониторим форумы в Китае, Казахстане, Узбекистане, Киргизии, Таджикистане и в ОАЭ.
– Какие экспортные задачи вы себе ставите?
– Задача максимум, думаю, около 15% от общего объема.
Напитки для ЗОЖ
– Какие новые продукты вы запустили в этом году?
– Мы запустили спортивный изотоник Batterade с разными вкусами. В известной мере это процесс замещения продукции ушедших брендов. Но мы решили пойти чуть глубже, чем просто заместить колу, – и выпустили новинку для спортсменов. Но это не просто механическая замена – на рынке действительно есть потребность, запрос не только от спортсменов, но и от обычных жителей, ведущих активный, здоровый образ жизни. Таких людей становится все больше.
На розничный рынок – в магазины – мы с этим продуктом зашли буквально только что. Тоже, кстати, в сентябре.
Надеемся, что это направление будет развиваться. Возможно, в будущем расширим линейку. Ведь что такое изотоник? Просто утоляют жажду вода, минералка, содовая. А если есть необходимость после какой-то активности восполнить еще и минеральный запас, то тут необходим изотоник. Плюс у него приятный характерный сладко-соленый вкус.
– Вы сами пьете продукты БПЗ?
– Постоянно. У меня есть напитки, которые постоянно в машине, в кабинете, дома. Например, чай с персиком, из лимонадов – "Тархун", из GS (TM Good Stripes – Хорошие полосы) – "Мохито", из вод люблю содовую, плюс изотоник. Это мой личный топ.
"Топ Тим": проект состоялся
– Через производственные вопросы мы вышли на тему спорта, которой вы также плотно занимаетесь. В этом году вы в Барнауле открыли второй Центр единоборств "Топ Тим', который построили с нуля. Оправдались ли ваши ожидания по поводу его востребованности в спальном районе города?
– Безусловно, оправдались, я очень доволен результатом. Да, затраты оказались выше, чем мы планировали изначально, но в итоге центр построен и работает. Проект состоялся. Мы пережили лето, которое традиционно считается низким сезоном. Хотя загрузка даже в этот период оказалась выше ожидаемой. В сентябре начался тренировочный сезон, и сегодня центр заполнен почти максимально.
– Вы строили его в формате муниципально-государственного партнерства – по концессии. Это оказался эффективный механизм?
– Конечно. Объективно мы не смогли бы построить этот объект без помощи из бюджета. И город тоже, я думаю, не имел бы ресурсов возвести его без участия инвестора, который взял также на себя полностью вопрос эксплуатации. Так что да, однозначно это эффективный для всех сторон механизм сотрудничества.
– Что в планах?
– Мы планируем дальше развивать смешанные единоборства – это наше основное направление. Кроме того, мы организовали занятия вольной борьбой – это уже олимпийский вид спорта. Ему сейчас хотим уделить чуть больше внимания, будем стараться организовывать турниры, популяризировать его. У нас хороший тренер из Казахстана, группу набрали.
Мы также планируем организовать турниры по смешанным единоборствам. Для каких-то масштабных мероприятий нам, возможно, не хватит площади, пространства, но для относительно небольших турниров, даже профессиональных, наш центр вполне подходит. Так что планируем наполнять пространство еще и событиями.
Преодолел грязь, покорил вершину
– А сами вы в этом году принимали участие в каких-то особенных мероприятиях?
– Мы с тренерами команды 'Топ Тим" заявились на участие в "Гонке героев", которая проходила в Новосибирске в конце августа. Это традиционное федеральное мероприятие, где команды на скорость преодолевают 9-километровую полосу препятствий. В самой массовой категории, где участвовали мы, заявилось более 100 взводов. Нужно было много лазать, взбираться по канатам, проползать. Все это в грязи, которая килограммами налипала на обувь. Но мы заняли первое место.
Было сложно. Я под конец чувствовал себя совершенно измотанным. Но я рад, что смог выдержать темп, который задал наш капитан – Иван Соловьев. Так что я доволен и командой, и собой.
– На своей странице во "ВКонтакте" вы рассказали, что еще и Эльбрус покорили.
– Да, и это тоже, так случилось, выпало на 2023 год.
– Это была давняя задумка или спонтанное решение?
– Альпинистское намерение зрело давно, хотелось покорить какую-то вершину. Но моя супруга ускорила процесс. Она подарила мне такой тур.
– Почему именно Эльбрус?
– Это в меру сложный маршрут, но который начинающий может пройти. Эльбрус входит в число семи вершин мира. Все, кто мечтает об Эвересте, могут начать с Эльбруса. Если взять профессионалов, то Эльбрус – это начальный уровень.
– Почувствовали себя царем горы?
– Я почувствовал себя настоящим альпинистом. Царем – нет. Когда добираешься туда, то на такие тщеславные эмоции сил не остается. Я испытал огромное удовлетворение, с одной стороны, и желание скорее спуститься, с другой.
– Почему?
– Это очень непросто. Даже не физически, в этом смысле все было нормально. Но гипоксию, которая возникает из-за разряженного воздуха, недостатка кислорода, переносить достаточно сложно. Раньше я альпинизмом не занимался, так что в определенном смысле это был первый опыт.
– Вы сочетаете разные направления работы. Как координируете время, графики?
– Как и все другие. Я не готов оценивать свой график работы, например, как жесткий, потому что все относительно. Главное, чтобы толк был. Я считаю, что если все успеваю, в том числе, и провести время с семьей, значит, все получается и график нормальный. Пока есть силы, желание, здоровье, надо ускоряться, где-то заставлять себя, терпеть – и будет результат.