Как говорят коллеги Александра Назарчука, он любил встречаться с простыми людьми - для него это была не обуза, а напротив, отдушина
Все, кто работал с умершим 1 февраля Александром Назарчуком, 12 лет возглавлявшим парламент Алтайского края, отмечают его открытость людям, умение договариваться и брать на себя ответственность.
"Человек земли"
Александр Романенко, председатель Алтайского краевого законодательного собрания, много лет проработал с Назарчуком:
– Я работал в крупном сельхозпредприятии, а Александр Григорьевич тогда был начальником управления сельского хозяйства. Тогда еще мы познакомились. Это был конец 1990-х годов. А затем я с 2000-го года избирался депутатом краевого парламента, и здесь мы уже познакомились ближе по депутатской деятельности. И мы неразрывно шли долгие годы в работе.
Это был неуёмный человек с огромным количеством идей и, самое главное, высоким чувством патриотизма по отношению не только к своему краю, а к развитию аграрного сектора всей страны. В этом он был весь. Он если твердо выбирал какой-то путь, то свернуть его было невозможно. Он любил советоваться, но если решение принимал, то выполняться оно должно было неукоснительно.
Он был открытым в общении, любил встречаться с людьми, причем самыми простыми. Для него это не было обузой, наоборот, отдушиной.
Немногие знали, что у Александра Григорьевича есть загородный дом, где он полностью посвящал себя работе на приусадебном участке. Без чьей-либо помощи. Все делал сам: выращивал огурцы, помидоры, у него прекрасный сад. Он в этом весь – человек земли. Он всегда говорил, что хлеб и земля – наше богатство. Он истинный аграрий.
Именно он добился принятия у нас в регионе закона, аналога которого еще даже в стране не было, документ и сейчас действует – "О развитии сельского хозяйства в Алтайском крае". С каким мы упорством продвигали принятие этого закона! Его была огромная заслуга в этом. Мы заложили норму финансирования поддержки аграрного сектора в зависимости от собственных доходов региона.
Личная твердость, позиция Александра Григорьевича была в том, что даже в таком скромном по доходам регионе, как наш, мы должны сделать все, чтобы поддерживать сельские территории. Мы и сегодня это свято чтим.
"Прямой, но не прямолинейный"
Борис Ларин, уполномоченный по правам челоека в Алтайском крае, восемь лет был заместителем Назарчука как председателя АКЗС:
– Его всегда отличало умение находить взаимопонимание, контакт со всеми, даже когда были проблемы, стоявшие очень остро, и по ним возникали разногласия. Александр Григорьевич умел их решать, старался найти выход из любого конфликта.
Он был крупный руководитель, политик, но я бы отметил его человечность. Он, как раньше говорили, никогда не отрывался от людей. Всегда был в гуще событий. Был простым, доступным, но далеко не простаком.
Меня поражало: человек занимал высокую должность, но все свои доклады и многочисленные выступления он всегда готовил сам лично. Собственной рукой писал, иногда для этого допоздна задерживался на работе. Очень не любил, когда кто-то выходил к людям неподготовленным.
Никогда не уклонялся от ответственности, она была у него огромной.
Он всегда был прямой человек, но не прямолинейный. Он всегда старался добиваться своих целей, но при этом никогда не унижал людей, пытался понять их взгляды и умел относиться к ним с уважением.
Мы тоже пережили немало политических событий и отношения у нас, бывало, складывались по-разному. Но мы всегда оставались товарищами, отношения были самые теплые.
"Дружба настоящего мужчины"
Стелла Штань, представитель губернатора в алтайском парламенте:
– Мне всегда импонировала его способность по-настоящему, по-мужски дружить. Александр Григорьевич был председателем крайсовета, когда мэр Барнаула Владимир Баварин был депутатом. Я тогда готовила Владимиру Николаевичу материалы на краевую сессию.
Это были два очень крупных руководителя. И во время сессии у них, бывало, просто искры летели. Но это им не мешало в жизни дружить по-настоящему. И такие его человеческие качества, конечно, определяли его серьезные поступки в политике, профессиональной деятельности.
"Сложно понимаемая для меня смерть"
Александр Суриков, экс-губернатор Алтайского края:
– Самое главное – он выстоял в 1991 году во время путча, когда многие пошатнулись. Но не он. И когда у нас сменилось руководство краевого совета народных депутатов, он был инициатором этого процесса.
Можно вспомнить его решения, когда он был министром сельского хозяйства страны в начале 2000-х. Именно при нем впервые в новой России начали поддерживать сельское хозяйство. Жесткий, толковый руководитель. Жесткость проявлялась в решениях и контроле за их исполнением.
Характер у него требовательный, но справедливый. В общении он был абсолютно простым человеком. У него колоссальное количество знакомых, друзей, соратников по работе.
И, скажем прямо, такая нелепая смерть вырвала его из жизни. Сложно понимаемая для меня ситуация.