Спустя два года следствия мужчина, которого обвинили в десятке преступлений против двух женщин, может получить реальный срок
7 июня в Центральном районном суде состоялось очередное заседание по делу Александра Макаренко, которого обвиняют в 10 преступлениях против двух девушек, в том числе вымогательстве, разбое, истязании, побоях, мошенничестве, принуждении к даче ложных показаний, угрозах убийством.
Ранее "Толк" уже рассказывал эту историю в подробностях. Уголовное дело Макаренко рассматривается с середины 2019 года. Оно уже прошло стадию апелляции и вернулось на новый круг. Потерпевшие оспорили вердикт из-за слишком мягкого приговора — 2,5 года колонии-поселения. На данный момент в ходе прений прокуратура запросила для него 10 лет колонии общего режима.
Обе женщины в разное время состояли с Макаренко в отношениях и принимали от него материальные подарки. Через какое-то время мужчина стал требовать все, что потратил на них, назад. По данным следствия, он вымогал у потерпевших деньги и прибегал к физическому насилию, угрозам, распространял интимные фото своих жертв.
"Они были мне нужны только для интима"
Потерпевшая Елена Кузик выступила коротко: она просила суд назначить максимально строгое наказание. По ее словам, Александр "социально опасен", а число пострадавших от его действий на самом деле гораздо больше. Женщина подчеркнула, что обвиняемый в своих действиях не раскаивается и не признает вину.
Александр Макаренко в своем выступлении был крайне эмоционален. Он заявил, что его уголовное дело "заказное", о чем свидетельствуют "попытки хищения его денежных средств" в то время, пока он был в СИЗО.
Одну из потерпевших мужчина обвинил в занятии проституцией, а другую – в "низкой социальной ответственности". Обе девушки, по его словам, добровольно присылали ему свои снимки, на которых были обнаженными.
"Я считаю, что доказательств того, что я незаконно запирал потерпевших в своей квартире, нет никаких, кроме их слов. Дверь в моей квартире не закрывается изнутри на ключ – я неоднократно об этом заявлял и требовал экспертизы, в чем мне отказали.
Я действовал по закону. То, что девушки считали мои траты на них подарками – это их проблемы, не мои. Я это подарками не считал, и имел право потребовать назад свои деньги. Они мне нужны были исключительно для интима, с чего я был должен им что-то дарить?", – заявил Макаренко суду.
От участия в ряде преступлений обвиняемый наотрез отказался, ссылаясь на данные биллинга сотовой связи: это, по его словам, свидетельствует о его нахождении в другом месте на момент события.
Макаренко подчеркнул, что ряд свидетелей в ходе процесса отказались от своих слов – в частности, вахтерша дома, где жила потерпевшая Елена Кузик. Женщина заявила, что даже не читала протокол допроса и подписала его "не глядя". Потерпевшая Анастасия Я. также частично не подтвердила свои показания, данные в ходе следствия.
"Потерпевшая Кузик даже в ходе одного и того же допроса путалась в словах. Ее показания противоречат показаниям другой потерпевшей. Елена заявляет о "душевных травмах", и в этот же период, когда она якобы страдала, выкладывает фото в соцсети, где ноги раздвигает – о каких переживаниях тогда можно говорить?", – удивился Макаренко.
Досталось и сотруднице прокуратуры: она, по мнению Макаренко, основывается "на ложных данных", предъявляет ему обвинения "вне составов УК РФ" и вообще "профнепригодна", о чем он уже якобы написал заявление в Генпрокуратуру РФ. Судья сделала несколько замечаний обвиняемому во время его речи, призывая к порядку.
"Уровень нравственности на нуле"
Адвокат Макаренко попросил суд оправдать его полностью по всем эпизодам, а денежные иски потерпевших отклонить. Защитник обосновывал это "процессуальными нарушениями" и "многочисленными противоречиями в показаниях свидетелей и потерпевших".
Так, адвокат заявил, что нельзя вменить Макаренко принуждение к даче ложных показаний, поскольку потерпевшая Анастасия Я., которую он якобы принудил, на тот момент не имела статуса свидетеля.
Другую пострадавшую, Елену Кузик, по мнению защиты, Макаренко не мог толкнуть в лужу с грязью, так как в тот день по сводкам синоптиков "были морозы". Число и сила ударов, нанесенных женщине, адвокат назван "несоизмеримыми" с данными экспертизы.
"Уровень нравственности обеих девушек находится на низком уровне. Какая уважающая себя девушка будет отправлять мужчине развратные фото? Направляя Макаренко эти снимки, потерпевшие допускали возможность их распространения и демонстрации другим лицам. И то, что это сделал именно мой подзащитный, не доказано.
Странным кажется тот факт, что обе женщины поддерживали с Макаренко общение, ревновали его, просили помочь с работой – и все это после якобы совершенных им ужасных преступлений", – отметил адвокат.
Защитник заявил суду, что не обнаружил в уголовном деле подтверждений того, что обвиняемый оказывал психологическое давление на жертв. Адвокат назвал сомнительным поведение потерпевшей Анастасии Я., которая не сообщала в полицию о вымогательствах, и поведение Елены Кузик, которая систематически терпела побои, реально воспринимала угрозы убийством, и в этот же период ездила с Макаренко на отдых в Новосибирск и в гости к своим родителям с детьми.
По результатам судебно-психиатрической экспертизы у Макаренко выявили "расстройство личности смешанного типа", которое не является тяжелым отклонением. По мнению психиатров, мужчина осознавал характер и общественную опасность своих действий – иными словами, вменяем.
Потерпевшие заявили материальные иски к Макаренко, примерно по полмиллиона рублей каждая. По некоторым деяниям – в частности, принуждению к даче ложных показаний и самоуправству с применением оружия – мужчина уже получил приговор. Его присовокупят к новому. Также по ряду эпизодов уже вышел срок давности, и реального наказания за них Макаренко не получит.
Оглашение приговора состоится 15 июня.