Безопасные и качественные автомобильные дороги

Сколько дорог отремонтируют в Алтайском крае благодаря национальному проекту
Национальный проект "Безопасные и качественные автомобильные дороги" направлен на приведение в порядок трасс федерального и регионального значения, а также улиц городов региона. Вложения и планы этого проекта колоссальны. Не верите? Читайте проект ИА "ТОЛК" и убеждайтесь сами.
Как выбирают дороги, которые нужно отремонтировать?
К объектам, подлежащим ремонту, предъявляются строгие требования. При их отборе специалисты учитывают интенсивность движения, наличие очагов концентрации ДТП, предписания от Управления ГИБДД, МВД и мнение жителей.

Прежде всего в качестве объектов рассматриваются магистральные дороги скоростного и регулируемого движения, магистральные улицы непрерывного и регулируемого движения общегородского значения, транспортно-пешеходные и пешеходно-транспортные районного значения, улицы и наиболее загруженные дороги местного значения.

За качеством выполненных работ на объектах, ремонтируемых
в рамках реализации национального проекта, следят заказчики (в текущем году – администрации Барнаула, Бийска, Новоалтайска, КГКУ "Алтайавтодор"), а также представители общественности. В том случае, если выявляются дефекты, подрядная организация устраняет замечания за счет собственных средств.

Национальный проект "Безопасные и качественные автомобильные дороги" в Алтайском крае реализуется во исполнение пункта 8 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204
"О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
Как будет реализовываться проект в 2019 году?
В текущем году проект включит в себя несколько городов Алтайского края. Важно, что в него включилась и Бийская агломерация.
Бийская агломерация
Здесь будет отремонтировано 9,7 км дорог регионального значения и 17,6 км дорог местного значения. На ремонтные работы потратят 473,7 млн рублей, из которых 369 млн – средства федерального бюджета.
Таким образом, доля дорог в Бийской агломерации, приведенных в нормативное состояние, возрастет до 54,2%.
Барнаульская агломерация
На ремонт автомобильных дорог Барнаульской агломерации направят 1360 млн рублей. За счет этого будет отремонтировано и реконструировано 77,5 км (региональные дороги – 22,1 км, в Барнауле – 47,8 км,
в Новоалтайске – 7,6 км).
Доля дорог, приведенных в нормативное состояние, здесь увеличится до 68,7%.
Барнаул
На сегодняшний день ведутся работы на 26 улицах. В планах отремонтировать еще 33 улицы.
Бийск
Сейчас ремонтируют 10 улиц, в планах привести в порядок еще 19 улиц.
Новоалтайск
Сейчас ведутся работы на 7 улицах, в планах отремонтировать еще 8 улиц.
На сегодняшний день ведутся работы на 111 дорогах, 68 из них имеют региональное значение. В дальнейшем предусмотрен ремонт 202 объектов дорожной инфраструктуры, в числе которых 141 участок дорог регионального значения.
Проект в цифрах
Проект уже заработал, и в настоящее время проведена колоссальная работа
1 383 100
Столько квадратных метров отфрезеровано старого покрытия
20 897
Столько установлено бортовых камней
1 774 400
Столько тысяч тонн асфальтобетона уложено для нижнего слоя
6 828 600
Столько квадратных метров сделано верхнего слоя
Неудобные вопросы дорожникам
Как известно, в России две беды. Одна из них – дороги. Разбитые после схода снега, вновь подлатанные ближе к лету. Почему так происходит? Кладут асфальт в дождь, а приемка дороги – это просто формальность. Или дело в другом? Мы задали самые неудобные вопросы представителям Минтранса.
А асфальт в дождь класть можно? Это никак не скажется на качестве дорог?
Если начинается сильный дождь, процесс укладки сразу пресекается. Если дождь едва моросит, то бывает, что рабочие дорабатывают быстро последнюю машину и приостанавливают работы до возобновления сухой погоды.
Почему в одном месте асфальт сохраняется, а в другом нет?
Дорогу в асфальтобетонном исполнении построить и отремонтировать мало, ее надо еще и содержать. Многие думают, что дорогу достаточно только построить. Но нужно делать элементарные вещи весной и зимой. Все эти мероприятия также требуют вложений. Убирать накат, наледь. Иногда нужно закрывать их весной. Это тоже определенные неудобства, но вместе с тем этот шаг позволяет сохранить дороги. При правильном содержании дорога может прослужить пять гарантийных сроков. И в Алтайском крае такие случаи есть. А если не заниматься элементарным содержанием дорог, то, конечно, они могут не отстоять даже двух лет. Вообще, содержание дорог в городах – сложная тема. Ведь вывезти со всех магистралей снег невозможно. Хороший уход за асфальтовой дорогой – это один из основных вопросов ее сохранности. К сожалению, на это не всегда хватает денег и других ресурсов у муниципалитетов.
Бывают случаи, когда дорогу принимали формально? Что грозит в таком случае?
Приемка выполненных работ накладывает на тех, кто принимает работу, большую ответственность, вплоть до уголовной. Если что-то не было сделано, акт никогда не подпишется. Там работают люди, осознающие всю эту ответственность.
Барнаул остро нуждается в расширении дорог. Не случится ли так, что они будут расширены за счет уголков озеленения и тротуаров?
Город был построен на определенное количество автомобилей. Центр краевой столицы также не был рассчитан на такой поток машин. Сегодня в крае 936 тысяч автомобилей. За последние 12 лет их количество возросло на 300 тысяч. Но тем не менее глобальных расширений дорог пока нет. Есть только решения по каким-то узким болевым местам. Уменьшать пешеходную зону никто не собирается. В перспективе нужно развивать электрический транспорт. Наше будущее в трамваях. Также нужно двигаться в сторону строительства обхода вокруг краевой столицы. Это вообще мечта любого города-миллионника. Краевые решения как раз направлены на вывод транзита (20 тысяч автомобилей) с магистралей города – со Змеиногорского тракта, с Красноармейского, Мамонтова. Чем меньше транзитных машин будет заходить в Барнаул, тем проще развитие общественного транспорта – автобусов большой вместимости и электротранспорта. Обход – это то направление, куда надо двигаться.
Какие технологии и материалы используются при кладке дорог в Алтайском крае?
За последние десять лет Алтайский край хорошо продвинулся в части подходов к ремонту – регион не стоит на месте. Дорожники используют все самые новые и современные методы. Все способы, что есть за границей, у нас также находят отражение. У нас есть прекрасно действующий технический совет, состоящий из 40 больших профессионалов. Эти люди – профессиональные дорожники, которые очень хорошо понимают в материалах и в производстве работ. Специалисты проводят всевозможные опыты в лабораториях и на практике по применению новых усадок, новых смесей. Потом делают анализ и научным путем решают, какие эмульсии лучше использовать. Работа ведется с материалами – флагманами в дорожной промышленности (немецкие, американские материалы).
В плохом состоянии асфальтового покрытия виноваты только дорожники?
Посмотрев весной на асфальт в городе, многие начинают винить дорожников. Люди понимают, что провалилось – значит, плохо сделали. Но это не так. За 2017, 2018 годы по вине дорожников нет ни провалов дорог, ни изломов. Реализованные в приоритетном проекте все работы были выполнены качественно. Смотря на асфальт, горожане не задумываются о том, что работы по укладке были сделаны качественно, а потом в этом месте прокладывали трубы, чинили прорывы теплотрасс. Но после таких работ всегда выдвигают требование, чтобы раскопки заделывали профессиональные организации.
Почему жителей пригородных поселков заставляют класть асфальт за свой счет? Насколько это правомерно?
Абсолютно правомерно, если дороги являются собственностью жителей. И никакого отношения город тогда к ним не имеет. Если эта инфраструктура строилась совместно или за счет города, тогда город несет ответственность и строит дороги.
О строительстве дорог из первых уст
Сезон дорожных работ в Алтайском крае в самом разгаре. Значительная доля приходится на реализацию национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги". Только в текущем году дорожникам предстоит освоить 6 млрд рублей. О том, где и какие дороги отремонтируют в текущем году, а также о планах на будущее мы поговорили с заместителем министра транспорта Алтайского края Дмитрием Коровиным.
Дмитрий Николаевич, реализация проекта "Безопасные и качественные дороги" началась два года назад. Что удалось сделать за это время?
В 2017 году в Алтайском крае началась реализация приоритетного проекта "Безопасные и качественные дороги", который и стал основой для национального проекта, реализацией которого мы занимаемся в настоящее время. Изначально была идея включить в проект города с миллионным населением, но потом возможности программы были расширены. Города-миллионники получали миллиард рублей, а города с населением от 500 до 700 тысяч жителей – 630-700 млн рублей.

Этот проект действовал два года. За это время мы освоили 2 млрд 900 млн рублей. 1 млрд 402 млн рублей – это федеральные средства и 1 млрд 322 млн – краевые деньги.

Делали дороги в радиусе 50 км от Барнаула, в том числе магистрали краевого центра. В 2018 году к проекту присоединился Новоалтайск. Также ремонтировали дороги в Первомайском районе.

В первую очередь занимались основными артериями пассажирского движения. Делали крупные магистрали, въезды-выезды в населенные пункты.

За это время было сделано почти 200 км дорог. За два года Барнаул достаточно хорошо продвинулся в плане улучшения улично-дорожной сети.
Что нового появилось в национальном проекте "Безопасные и качественные автомобильные дороги", помимо еще одного слова в названии?
Национальный проект включил в себя четыре федеральных проекта. Три из них стали основой для создания региональной программы, которая рассчитана на шесть лет. Сюда вошли все дорожные деньги. Это акцизы, которые мы получаем, на формирование региональных дорожных фондов. Сюда же мы относим трансферты, которые шли на агломерации и на сельские дороги. Теперь принцип отбора агломерации – это ее ядро. В населенном пункте должно проживать не менее 200 тысяч жителей. Так у нас появилась Бийская агломерация. Исчез принцип пятидесяти километров. Сегодня Барнаульская агломерация софинансируется на 50%, Бийская – на 11%. В этом году мы получаем из федерального бюджета 1 млрд 700 млн рублей на две агломерации. Помимо этого, в проект вошли все региональные дороги. Всего на реализацию национального проекта на территории края в текущем году предусмотрено 6 млрд рублей.
Что конкретно будет сделано в рамках проекта в текущем году?
В Барнаульской агломерации в 2019 году мы отремонтируем и реконструируем 77,5 км дорог. Из них 47,8 км дорог – это дороги краевого центра и еще 22,1 км – региональные дороги.

В Бийске нам предстоит отремонтировать 9,7 км дорог регионального значения и 17,6 км – местного значения.

В Новоалтайске будет отремонтировано 7,6 км дорог. По итогам этого года доля дорог, приведенных в нормативное состояние, в Барнаульской агломерации увеличится до 68,7%, в Бийской агломерации – до 54,2%.

До 2024 года мы должны сделать 2600 км дорог.
По какому принципу выбирают дороги, которые в дальнейшем ремонтируют в рамках проекта?
Учитываются многие факторы. Это интенсивность движения, наличие очагов концентрации ДТП. Принимается во внимание мнение самих жителей. Прежде всего мы обращаем внимание на магистральные дороги и магистральные улицы общегородского значения, наиболее загруженные дороги местного значения.
В последние годы много нареканий по состоянию дорог поступало от жителей Рубцовска. Этот город попадает в национальный проект?
По решению губернатора Алтайского края в 2018 году для Рубцовска вдвое была увеличена субсидия на ремонт дорог. Тогда город получил 71 млн рублей. Также нами была разработана трехлетняя программа по Рубцовску. В этом году город получил 102 млн рублей. Там мы работаем по аналогии с Барнаульской агломерацией. У муниципалитетов есть собственные дорожные фонды. Каждый десятый рубль при формировании краевого дорожного фонда уходит напрямую в муниципалитеты. В этом отношении Рубцовск тоже подрос. В нацпроект город не прошел по численному показателю проживающих в агломерации, этот критерий установили федеральные власти.
В плачевном состоянии находится дорожная сеть Каменского района. Эта территория каким-то образом может попасть в проект "Безопасные и качественные автомобильные дороги"?
По Камню-на-Оби было выездное заседание правительства. За счет субсидии в этом городе была сделана улица Колесникова. Уже сделан расчет по улице Пушкина. Сейчас проводится процедура оценки достоверности стоимости. За два года эту улицу тоже отремонтируют. Также на 22 улицах будет сделан ямочный ремонт. Параллельно мы занимаемся выделением транзитного десятикилометрового участка: Барнаульский тракт, Гоголя, Томская, Каменская в дорогу регионального значения. Для города это станет большим подспорьем. Кроме того, продолжаются работы на дороге Барнаул – Камень-на-Оби. Есть задача полностью отремонтировать эту дорогу до 2024 года.
Несколько дней назад Павловский район вошел в состав Барнаульской агломерации. Могут ли жители этой территории рассчитывать, что это событие позитивно отразится и на ремонте дорог?
Павловским районом мы тоже занимаемся. Будет неверным считать, что район вошел в состав агломерации, и вдруг появились какие-то дополнительные средства на ремонт дорог. Если расширить ранее запланированный объем работ в Павловском районе, то где-то придется его убавить, что тоже неправильно.
Какие еще территории в крае вы могли бы назвать наиболее проблемными с точки зрения состояния автомобильных дорог?
Если посмотреть на карту дорог Алтайского края, мы увидим, что полностью забытых территорий нет. Основная сеть дорог, связывающая райцентры, – это наша основная задача. Чем выше интенсивность движения, тем дорога для нас приоритетнее.

Сегодня мы занимаемся дорогой от Крутихи до Славгорода. В этом году запланировано сделать более 20 км. Еще одно направление – Белоярск – Заринск. Это и Чуйский тракт. На дорогах федерального значения работают региональные дорожники и наши подрядные организации.

Когда мы защищали план, губернатор нам четко поставил задачу – абсолютно во всех районах обеспечить наличие ремонтных работ.
Кто следит за качеством выполненных работ? Какие санкции предусмотрены к подрядчику в случае выявленных дефектов?
За качеством выполненных работ на объектах, которые ремонтируют в рамках реализации национального проекта, следят заказчики – это администрации Барнаула, Бийска, Новоалтайска, сюда же относится "Алтайавтодор". В том числе в приемке дорог участвуют представители общественности. В том случае, если выявляются дефекты, подрядная организация устраняет замечания за счет собственных средств.
А что в планах?
Планы у проекта не менее масштабны, чем уже проделанные работы: за 6 лет отремонтируют 2600,5 км дорог регионального и межмуниципального значения Алтайского края, построят и реконструируют 25,2 км.

Барнаульцев ждет ремонт 340,8 км дорог, а также строительство и реконструкция 32,2 км. А у бийчан отремонтируют 203 км дорожного полотна.