STEM-ЦЕНТР

Инженерия, программирование, робототехника и 3D моделирование
Лето – не время для безделья. Однако принято считать, что за три месяца ребенок должен отдохнуть не только от школы, но и в принципе от всего, что связано с учебой. Но сохранить разумную границу между отдыхом и занятиями тоже необходимо. Как это сделать и чем можно занять ребенка, как провести три месяца каникул не только с удовольствием, но и с пользой, рассказала директор по развитию STEM-центра Александра Акимова.
— Что такое STEM-центр? Это достаточно новое направление обучения детей для Барнаула
— Это инженерно-техническое творчество для детей по методологии STEM (зарубежная методика). Каждая буква – это аббревиатура: S – sciences, T – technologies, E – engineering, M – mathematics. В нашем центре обучение идет по четырем направлениям: инженерия, программирование, робототехника и 3D-моделирование.

Таким образом, получается междисциплинарный проектный подход. То есть дети у нас не занимаются только робототехникой. Или только математикой, или конструированием. Они приходят на целый курс. Вначале дети конструируют, изучают физику, проводят эксперименты, собирают различные модели. И все проекты, которые делают дети, присутствуют в реальном мире.

Далее дети начинают заниматься программированием. Они изучают азы, понимают алгоритмы, узнают, как строится блок-схема, как работает логика в программировании. Мы даем основы. И в зависимости от возраста программируют на разных языках. Начинают с семи лет, в этом возрасте дети изучают Scratch, и примерно лет с 10-11 переходят на более углубленное обучение программированию на Python.

Далее уже ребята переходят на робототехнику – любимую и привычную. Здесь опять же есть разделение. Дети помладше работают с LEGO EV3, те, кто старше, работают с Arduino. Считается, что переходить на такой уровень можно лет с 12, но у нас есть ребята, кто и в 10 лет начал успешно работать с Ардуино.
— Получается, что работает проектный подход?
— Именно. Вначале дети придумывают идею. Например, собрать разводной мост. Они самостоятельно чертят эскиз. Потом его собирают (тоже сами), делают детали: пилят, сверлят, подводят гидравлику. Далее ребята, когда уже научились программировать, решают, какие задачи надо поставить программисту в рамках автоматизации разводного моста. И потом, когда они все продумали, начинают программировать.

В этом году ребята, которые занимались на Arduino, создали «умный» дом. Дети собрали большой дом в несколько уровней, с мансардой. Разбили его на комнаты, и в каждой комнате каждая группа внедряла свой проект. Например, освещение по хлопку, в ванной установили систему на утечку воды, дом оснастили сигнализацией и так далее. То же самое объективно они могут сделать у себя дома.

Этот дом мы использовали для участия в конкурсе научно-технического и инновационного творчества и заняли в регионе первое место, сейчас вышли на всероссийский уровень. Мы выбрали номинацию по альтернативной энергетике и рассчитывали, какая будет экономия. Дети записали, какие приборы есть дома, узнали, сколько энергии они потребляют, и сравнили, а что, если использовать систему солнечных батарей или ветрогенератор. Посчитали и решили, что пока невыгодно. Только если на перспективу в 30-50 лет, тогда да, тогда это будет выгодно

— А четвертое направление?
— Четвёртый этап – 3D-моделирование. Это достаточно современное направление, очень узко преподается еще. Это как раз завершающий этап нашего годового цикла. Например, мы сделали разводной мост, дошли до этапа роботизации и думаем, как его усовершенствовать. Допустим, мы поняли, как это сделать, но нам не хватает средств или запчастей, чтобы это сделать. В этот момент мы обращаемся к 3D-моделированию. Создается объемный проект моста, смотрим, чего не хватает, эта деталь дорабатывается, изобретается, печатается на 3D-принтере и добавляется в проект.

Например, именно для этого моста нет шлагбаума, и мы будем создавать его с помощью технологии 3D.

Везде пропагандируется, что 3D-моделирование, понимание объемного пространства начинается у детей старше 10 лет. Но в нашей студии 3D-моделированием занимается даже самая младшая группа – дети 5-6 лет. Сейчас они изучают фигуры: что такое квадрат, что такое куб, чем они отличаются.

Семилетки у нас тоже занимаются 3D-моделированием. Я открыла Яндекс-учебник, посмотрела олимпиады для первоклассников, и часть заданий как раз идут с объемными фигурами. В итоге мы доработали программу для маленьких детей.

— Занятия подходят для всех детей? Или, например, гуманитариям здесь делать нечего?
— Можно говорить, что разделение на технаря и гуманитария очень условное. Это стереотипы. И важно понимать: мы здесь не выращиваем Биллов Гейтсов, Цукербергов. Мы показываем детям, что физика – это очень интересно. И она нужна не только для того, чтобы сдавать экзамены, но и для того, чтобы понять, как делали фотографию черной дыры, например.

— Что дают ребенку занятия в вашей студии?
— Во-первых, это расширение кругозора. Понимание мира, в котором он живет, это дает ему понимание того, что ему сегодня надо знать, чтобы завтра быть успешным. И умение использовать это в повседневной жизни. Мы учим работать в разных дисциплинах одновременно, брать лучшее из них, комбинировать, делать выжимку и применять на практике - вот чему мы учим.

Почему проектный подход активно внедряют даже в базовом образовании? Потому что понимают значимость, ценность этого метода обучения. Это мотивирует детей. Комплексная работа крайне важна. Даже неудачный опыт может быть удачным, если сделать правильный вывод. И вывод дети умеют делать самостоятельно, учиться на ошибках и учитывать их в будущем.

Еще один важный этап – наши дети защищают свои проекты. То есть они учатся про них рассказывать, презентовать, аргументировать. Это навыки коммуникации, ораторства, отстаивания своей позиции, работы с залом. Потому что, если прийти на различные конкурсы и послушать, как дети защищают свои проекты, то хочется плакать. И дети не виноваты, их этому просто никто не учил.

— Занятия продолжаются даже летом. Но на летних каникулах больше хочется отдыхать, чем учиться.
— Как обычно происходит: с 1 сентября родители отдают детей во всевозможные секции, в январе часть сокращается, в мае их посещают единицы, а летом детям надо отдыхать, быть на свежем воздухе. А потом, в сентябре, безумно тяжело войти в ритм, потому что ребенок три месяца не учился.

Но нельзя три месяца ничего не делать. Это очень странно. Процесс обучения у нас почему-то преподносится как что-то страшное и неизбежное. Но сегодня, во-первых, непрерывное образование – это must-have. И опять же – мы учимся не для того, чтобы получить оценку, а чтобы расти, развиваться.
— У вас особенная программа на лето?
— Мы каждое лето придумываем новую программу, которая отличается от того, чем мы занимаемся в течение года. И в этом году мы предлагаем два формата обучения. У нас два офиса: в центре Барнаула и на Лазурной. На Интернациональной, 122 мы оставили формат интенсивных занятий, потому что не все ребята любят лагеря, а просто хотят заниматься любимым делом. Они к нам приходят несколько раз в неделю на полдня и занимаются одним или несколькими направлениями, которые им интересны, что они любят.

Занятия проходят обязательно с перерывами и сменой деятельности. У нас, например, есть настольная игра по программированию. Во время игры ребята общаются, они что-то узнают новое. Каждая смена в этом году будет посвящена какой-то личности. Например, Стиву Джобсу, Биллу Гейтсу. И не только.

Что касается Лазурной, 35, здесь будет лагерь дневного пребывания. Это интересно еще и для тех родителей, которые не могут позволить себе сидеть весь день с детьми, или ребенок хочет движения, разнообразия, не может усидеть на месте и его надо чем-то занимать. Таких ребят сегодня на самом деле очень много, кто не умеет сам себя занимать. Они будут приходить с утра и до вечера.

В течение дня у них будет идти смена деятельности. Плюс за счет того, что это лагерь и две недели они будут приходить сюда каждый день, у них будет один большой проект. Если мы говорим про Стива Джобса и Pixar, то они будут изучать мультипликацию и создавать свой мультфильм. Если мы говорим про Билла Гейтса, то они будут делать свой сайт, с Цукербергом – свое приложение. То есть у них будет проект, которым они будут заниматься две недели, а в последний день презентовать. Плюс у ребят будут инженерные мастер-классы, настольные игры, прогулки, игры на свежем воздухе.

У нас есть дети, которые говорят, что они ходят не только для пользы, не только потому, что это интересно и пригодится в жизни, но и "для души".

И важно понимать, что мы не занимаемся только робототехникой, мы занимаемся естественными науками в целом – инженерными, техническими. Мы не просто собираем роботов, мы прививаем любовь к науке, объясняем, что это, что это круто и интересно. И роботов мы создаем не только для того, чтобы участвовать в олимпиаде. Главное, чему мы учим – это возможность применить все знания, какие у них есть, для той цели, которую ребенок поставил.
НАШИ КОНТАКТЫ
Интернациональная, 122, офис 601
Лазурная, 35, 2 этаж
Телефон: +7 (3852) 57-37-17
Email: info@stem22.ru
Сайт
Made on
Tilda