Фрилансер, пиарщик и руководитель IT-компании рассказали, почему они ушли работать из офисов и как организовали работу из дома
C января по октябрь 2021 года количество вакансий, где можно работать удаленно, выросло в России почти в три раза, пишет RT со ссылкой на экспертов сервиса hh.ru. Пандемия основательно перекроила рынок труда, и все больше компаний считают, что возможность работать дистанционно – это дополнительная мотивация для сотрудников. "Толк" рассказывает истории барнаульцев, которые ушли из офиса и не пожалели.
Виталий Романов, владелец и основатель IT-компании
– В сферу IT я пришел после окончания института. Также я пересекался в работе с маркетингом и даже писал научную публикацию на данную тему и руководил отделом по маркетингу в digital-агентстве, когда работал в найме. Это длилось буквально три месяца, после чего я открыл свою компанию, которая в Барнауле была известна как "Рубль".
На тот момент мы занимались организацией интернет-рекламы, продвижением, SEO, в соцсетях и так далее. Потом переключились на автодилеров и начали продавать по всей России. В итоге мы стали компанией HICLICK. В течение четырех лет мы плотно работали с автодилерами по всей России, а затем стали выходить в другие сегменты.
Мы, еще до апреля 2020-го и до понимания, как ковид изменит нашу жизнь, поняли, что 120 кв. м нашего офиса нам малы и нужен более современный и классный офис. Взяли в аренду площади, сделали там классный ремонт и хотели переехать туда в первых числах апреля. А аренда старого офиса закончилась в конце марта.
Работа по смешанной схеме
– Потом грянула пандемия. Наши клиенты резко остановили работу, а мы не понимали даже, как нам оплачивать счета. И мы остались без офиса совсем. Два месяца, когда непонятным было все, мы вынужденно учились работать удаленно.
Как мы учились работать? Во-первых, должны быть обязательными регулярные планерки по видеосвязи. Поскольку общие планерки, когда вся компания отвлекается от работы, – это очень дорогое мероприятие, мы их проводили (и проводим) раз в неделю. Также проводили внутренние планерки в отделах.
Самое важное в том, чтобы понимать друг друга и эффективно работать, – это общение. Его должно быть много. И оно должно быть не только в переписке, но и вживую, хотя бы по видеосвязи.
Для нас важно, чтобы барнаульские сотрудники регулярно встречались офлайн. Например, ребята празднуют дни рождения, поздравляют с рождением ребенка и так далее.
Я работаю по смешанной схеме: в основном из дома, иногда из офиса. Что касается сотрудников, то в офис вышли только те, кто работает с клиентами, где важна оперативность, качество коммуникации. Специалисты, которых мы называем "научные сотрудники по маркетингу", все работают из дома, но раз в неделю выходят в офис, чтобы общаться вживую.
Как организовали работу сотрудникам
– У каждого сотрудника дома корпоративный ноутбук, видеокамеры. Мое рабочее место за это время эволюционировало. Сначала это был обычный стол со стационарным компьютером. Потом понял, что у меня маленький монитор, и подключил телевизор в 32 дюйма. Потом показался маленьким стол, и теперь у меня стол метра два шириной, где можно комфортно разместить все документы и материалы.
Искал правильную высоту для камеры, чтобы было комфортнее общаться с собеседником. Интересно получилось с фоном за столом, который видят те, с кем я общаюсь по видеосвязи. Мое рабочее место находится на мансарде, где расположен спортивный уголок для детей. И тут же выставка картин дочери – все стены завешаны ее рисунками. Когда я выхожу на связь, все очень внимательно их рассматривают.
Плюсы и минусы
– С уходом на удаленку я ощутил, что в перерывах могу нормально позаниматься физически. Второе: дома есть соблазн уйти в работу и сидеть до позднего вечера. Но понимаю, что от этого будет плохо утром, и редко позволяю себе такую роскошь.
Иногда требуется мое присутствие в офисе, я там провожу примерно 50% рабочего времени. Остальные 50% – дома. Дома хорошо получается создавать: когда надо подумать, сконцентрироваться.
На удаленке не всегда получается соблюсти баланс дом/работа. Многие работают с утра и до позднего вечера. В итоге получают выгорание и переутомление. Поэтому с теми сотрудниками, кто трудится после 18.00, мы проводим профилактические беседы, чтобы они больше отдыхали. Мне важно, чтобы в коллективе была здоровая и комфортная атмосфера.
Юрий Варламов, специалист по коммуникациям, пиарщик
– Я продвигаю бренды, ценности и продукты компаний, отвечаю за внутренние и внешние коммуникации, в том числе и антикризисные, занимаюсь построением личного бренда руководителей. И все это на аутсорсе.
Решение уйти на удаленку назрело из-за пандемии. Собственно, это была вынужденная мера, как и у многих в этот период. Сорвался переезд в Москву, в свете того, что почти все бизнес-процессы перешли в онлайн, личные контакты сошли на нет. А с вводимыми ограничениями стало проще получить от ближнего дизлайк, чем заразиться офлайн-вирусом.
Если раньше мне необходимо было лично встречаться с человеком, ехать или лететь в другой город, то сейчас расстояния – не проблема. Пиарщик и клиент находятся в разных регионах и часовых поясах, и это не мешает работе. Физическое присутствие на встрече перестало быть обязательным условием.
Для профессионалов из регионов работать с заказчиками из других регионов и столицы стало проще: пандемия уравняла специалистов по всей России. Заказчики оценивают только компетенции, а не географическую удаленность человека.
Плюсы и минусы удаленки
– Из неудобств работы – это разница во времени. Иногда работать приходится вечером и в ночь, и это определенные неудобства. Если говорить про сибирские компании, то здесь изменений не так много, просто все согласования и консультации перешли в онлайн.
Чтобы полноценно работать из дома, пришлось обзавестись стационарным компьютером, удобным креслом. Я всю жизнь работал in-house, внутри компаний, мне нравилось, когда вокруг люди, когда можно зайти к спикеру в кабинет и сразу решить вопрос. Но пришлось себя переламывать и перестраиваться на дистанционку.
Сейчас стало проще, появился кодекс деловой этики работы на удаленке, некие правила поведения, которые упорядочивают работу в онлайне как для заказчика, так и для меня: какой должен быть звук, картинка на экране монитора или смартфона, фон, дресс-код. Так, если спортивный костюм с большим брендом на груди – исключительно домашний стиль, то однотонная худи без логотипа или такое же поло – домашняя деловая одежда.
Да, из дома работать комфортно во многих моментах. Можно планировать свой день, как тебе удобнее, есть возможность больше времени проводить с ребенком, прерваться на чай или пробежку. С другой стороны – важна дисциплина и самоконтроль. И поначалу мне эти качества приходилось усиленно прокачивать.
Быть на связи 24/7
– В работе на удаленке есть очень важный момент: качественная связь. Я живу в своем доме рядом с Барнаулом. У нас рядом лес, река и иногда перебои с оптоволоконным интернетом. Но у меня есть резервный мобильный роутер от "МегаФона", который работает, даже если отключают электричество.
Если света нет, я пересаживаюсь за ноутбук, работаю через роутер, запитываю смартфон через паэурбанк и остаюсь на связи при любых авариях на сетях и других ЧП.
Главное в организации работы на удаленке – создать комфортное рабочее место. Не табуретка и кухонный стол, а так, чтобы было удобно работать, где не будут отвлекать домашние дела. Желательно выделить отдельную комнату и обустроить ее под себя, под свой кабинет. Мне посчастливилось создать сразу две рабочие локации – кабинет и студия для видеоконференций.
Все больше людей говорят, что скоро пандемия закончится, все выйдут в офисы и будут жать друг другу руки и даже обнимать коллег, поздравляя с гендерными праздниками. Я оптимист, поэтому не перестаю улучшать свои кабинеты и сейчас хочу добавить пару спортивных тренажеров. А то вдруг пандемия закончится, а я не буду готов.
Ирина Баенкова, журналист, копирайтер
– Я много лет работала журналистом в одном из крупнейших СМИ Алтайского края. На удаленку я перешла в 2020 году еще до локдауна. Тогда еще никто ничего не слышал про ковид. Приняла решение уволиться и работать из дома, когда поняла, что хочу дальнейшего развития в профессии. При этом вариант выходить куда-то опять в офис я не рассматривала.
После увольнения я позволила себе не работать пару месяцев и начала искать заказы. Во-первых, у меня оставались связи с некоторыми редакциями, смотрела предложения на сайтах поиска работы и в Telegram-каналах.
Чем отличается дом от офиса
– Это моя вторая попытка уйти на удаленку и в свободное плавание. Первый раз, когда я уволилась, было ощущение растерянности. Очень странное чувство, когда тебе утром никуда не надо идти, а все рабочие процессы можно делать из дома. В этот раз я понимала, чего мне ждать, так что было проще.
Плюсы удаленки в том, что ты сам себе хозяин. Можно работать в любом комфортном для себя временном диапазоне. Например, мне тяжело просыпаться рано, и сейчас с удовольствием выстраиваю график под себя, а не под работодателя. Мне удобно проснуться в 8-9 утра, привести себя в порядок, не торопясь позавтракать и спокойно сесть работать. Еще один плюс: ты планируешь день так, как тебе удобно. Работая в офисе все личные дела приходится откладывать на вечер. В случае с удаленкой их можно планировать на любое время.
Также ты сам ищешь себе заказы и заказчиков, которые тебе интересны и которые тебе нравятся. В этом смысле ты никак не ограничен и сам можешь обсуждать условия своей работы. За каждый проект ты прокачиваешь свои навыки, что тоже круто. Плюс разнообразие: ты не замыкаешься на одном регионе, а можешь сотрудничать со всей Россией. Знакомишься с новыми людьми, учишься, открываешь новый диапазон возможностей.
Сложности удаленки
– В самостоятельном поиске заказчиков есть и сложности. Ты сам несешь ответственность за поиск работы и свой финансовый результат. И это определенный стресс, особенно если нет подушки безопасности. В этом плане работать на компанию проще. Но когда мои знакомые узнали, что я ушла во фриланс, они сами стали предлагать проекты. И в один момент мне стало некогда искать заказы, потому что у меня было много работы.
Минусы тоже есть. Лично для меня самым большим минусом стала социальная изоляция. У меня получилось так, что ты много общаешься с людьми, но не лично, а онлайн. А я очень люблю живое общение, так что социума не хватает. Что касается организационных моментов, то здесь не вижу сложностей: когда у меня есть работа – не проблема заставить себя работать.
Рабочее место
– У меня муж работает программистом и помешан на хорошей технике. Так что он обустроил комфортное рабочее место, которое заняла я, поскольку муж в основном находится в офисе.
Мне удобнее работать за компьютером, чем ноутбуком. Также важен скоростной интернет, причем не только проводной – у меня не раз бывали случаи, когда связь пропадала. В таких ситуациях я просто раздаю мобильный интернет на ноутбук и продолжаю работать. Так что я застрахована от того, чтобы не выйти на связь или сорвать дедлайны.
Со смартфоном, ноутбуком и мобильным интернетом можно организовать офис хоть где. Например, этой осенью я устала от города и уехала к родственникам в деревню. Я абонент "МегаФона", так что знала, что смогу работать даже в маленькой деревне в Бийском районе. Там стоит вышка оператора, и я целую неделю вдали от цивилизации спокойно писала и отправляла тексты, общалась с людьми из Москвы, Волгограда, Испании и ни разу не почувствовала никакого дискомфорта в плане связи.
Делитесь лайфхаками
Если вы тоже работаете на удаленке, поделитесь в комментариях, как сделать переход из офиса в онлайн максимально комфортным. Также ждем от вас лайфхаков по организации рабочего места, прокачке тайм-менеджмента и своем опыте дистанционной работы.