Плюсов больше: три истории барнаульцев, которые ушли на удаленку и не пожалели

Редакция, Технологии, 9:00, 01.12.2021
Удаленка. Работа из дома
Удаленка. Работа из дома Фото: pixabay.com

Фрилансер, пиарщик и руководитель IT-компании рассказали, почему они ушли работать из офисов и как организовали работу из дома

C января по октябрь 2021 года количество вакансий, где можно работать удаленно, выросло в России почти в три раза, пишет RT со ссылкой на экспертов сервиса hh.ru. Пандемия основательно перекроила рынок труда, и все больше компаний считают, что возможность работать дистанционно – это дополнительная мотивация для сотрудников. "Толк" рассказывает истории барнаульцев, которые ушли из офиса и не пожалели.

Виталий Романов, владелец и основатель IT-компании

– В сферу IT я пришел после окончания института. Также я пересекался в работе с маркетингом и даже писал научную публикацию на данную тему и руководил отделом по маркетингу в digital-агентстве, когда работал в найме. Это длилось буквально три месяца, после чего я открыл свою компанию, которая в Барнауле была известна как "Рубль".

На тот момент мы занимались организацией интернет-рекламы, продвижением, SEO, в соцсетях и так далее. Потом переключились на автодилеров и начали продавать по всей России. В итоге мы стали компанией HICLICK. В течение четырех лет мы плотно работали с автодилерами по всей России, а затем стали выходить в другие сегменты.

Виталий Романов, владелец и основатель IT-компании
Виталий Романов, владелец и основатель IT-компании
Фото: из личного архива Виталия Романова

Мы, еще до апреля 2020-го и до понимания, как ковид изменит нашу жизнь, поняли, что 120 кв. м нашего офиса нам малы и нужен более современный и классный офис. Взяли в аренду площади, сделали там классный ремонт и хотели переехать туда в первых числах апреля. А аренда старого офиса закончилась в конце марта.

Работа по смешанной схеме

– Потом грянула пандемия. Наши клиенты резко остановили работу, а мы не понимали даже, как нам оплачивать счета. И мы остались без офиса совсем. Два месяца, когда непонятным было все, мы вынужденно учились работать удаленно.

Как мы учились работать? Во-первых, должны быть обязательными регулярные планерки по видеосвязи. Поскольку общие планерки, когда вся компания отвлекается от работы, – это очень дорогое мероприятие, мы их проводили (и проводим) раз в неделю. Также проводили внутренние планерки в отделах.

Самое важное в том, чтобы понимать друг друга и эффективно работать, – это общение. Его должно быть много. И оно должно быть не только в переписке, но и вживую, хотя бы по видеосвязи.

Для нас важно, чтобы барнаульские сотрудники регулярно встречались офлайн. Например, ребята празднуют дни рождения, поздравляют с рождением ребенка и так далее.

Я работаю по смешанной схеме: в основном из дома, иногда из офиса. Что касается сотрудников, то в офис вышли только те, кто работает с клиентами, где важна оперативность, качество коммуникации. Специалисты, которых мы называем "научные сотрудники по маркетингу", все работают из дома, но раз в неделю выходят в офис, чтобы общаться вживую.

Как организовали работу сотрудникам

– У каждого сотрудника дома корпоративный ноутбук, видеокамеры. Мое рабочее место за это время эволюционировало. Сначала это был обычный стол со стационарным компьютером. Потом понял, что у меня маленький монитор, и подключил телевизор в 32 дюйма. Потом показался маленьким стол, и теперь у меня стол метра два шириной, где можно комфортно разместить все документы и материалы.

Искал правильную высоту для камеры, чтобы было комфортнее общаться с собеседником. Интересно получилось с фоном за столом, который видят те, с кем я общаюсь по видеосвязи. Мое рабочее место находится на мансарде, где расположен спортивный уголок для детей. И тут же выставка картин дочери – все стены завешаны ее рисунками. Когда я выхожу на связь, все очень внимательно их рассматривают.

Плюсы и минусы

– С уходом на удаленку я ощутил, что в перерывах могу нормально позаниматься физически. Второе: дома есть соблазн уйти в работу и сидеть до позднего вечера. Но понимаю, что от этого будет плохо утром, и редко позволяю себе такую роскошь.

Иногда требуется мое присутствие в офисе, я там провожу примерно 50% рабочего времени. Остальные 50% – дома. Дома хорошо получается создавать: когда надо подумать, сконцентрироваться.

На удаленке не всегда получается соблюсти баланс дом/работа. Многие работают с утра и до позднего вечера. В итоге получают выгорание и переутомление. Поэтому с теми сотрудниками, кто трудится после 18.00, мы проводим профилактические беседы, чтобы они больше отдыхали. Мне важно, чтобы в коллективе была здоровая и комфортная атмосфера.

Юрий Варламов, специалист по коммуникациям, пиарщик

– Я продвигаю бренды, ценности и продукты компаний, отвечаю за внутренние и внешние коммуникации, в том числе и антикризисные, занимаюсь построением личного бренда руководителей. И все это на аутсорсе.

Юрий Варламов, специалист по коммуникациям, пиарщик
Юрий Варламов, специалист по коммуникациям, пиарщик
Фото: из личного архива Юрия Варламова

Решение уйти на удаленку назрело из-за пандемии. Собственно, это была вынужденная мера, как и у многих в этот период. Сорвался переезд в Москву, в свете того, что почти все бизнес-процессы перешли в онлайн, личные контакты сошли на нет. А с вводимыми ограничениями стало проще получить от ближнего дизлайк, чем заразиться офлайн-вирусом.

Если раньше мне необходимо было лично встречаться с человеком, ехать или лететь в другой город, то сейчас расстояния – не проблема. Пиарщик и клиент находятся в разных регионах и часовых поясах, и это не мешает работе. Физическое присутствие на встрече перестало быть обязательным условием.

Для профессионалов из регионов работать с заказчиками из других регионов и столицы стало проще: пандемия уравняла специалистов по всей России. Заказчики оценивают только компетенции, а не географическую удаленность человека.

Плюсы и минусы удаленки

– Из неудобств работы – это разница во времени. Иногда работать приходится вечером и в ночь, и это определенные неудобства. Если говорить про сибирские компании, то здесь изменений не так много, просто все согласования и консультации перешли в онлайн.

Чтобы полноценно работать из дома, пришлось обзавестись стационарным компьютером, удобным креслом. Я всю жизнь работал in-house, внутри компаний, мне нравилось, когда вокруг люди, когда можно зайти к спикеру в кабинет и сразу решить вопрос. Но пришлось себя переламывать и перестраиваться на дистанционку.

Сейчас стало проще, появился кодекс деловой этики работы на удаленке, некие правила поведения, которые упорядочивают работу в онлайне как для заказчика, так и для меня: какой должен быть звук, картинка на экране монитора или смартфона, фон, дресс-код. Так, если спортивный костюм с большим брендом на груди – исключительно домашний стиль, то однотонная худи без логотипа или такое же поло – домашняя деловая одежда.

Да, из дома работать комфортно во многих моментах. Можно планировать свой день, как тебе удобнее, есть возможность больше времени проводить с ребенком, прерваться на чай или пробежку. С другой стороны – важна дисциплина и самоконтроль. И поначалу мне эти качества приходилось усиленно прокачивать.

Быть на связи 24/7

– В работе на удаленке есть очень важный момент: качественная связь. Я живу в своем доме рядом с Барнаулом. У нас рядом лес, река и иногда перебои с оптоволоконным интернетом. Но у меня есть резервный мобильный роутер от "МегаФона", который работает, даже если отключают электричество.

Если света нет, я пересаживаюсь за ноутбук, работаю через роутер, запитываю смартфон через паэурбанк и остаюсь на связи при любых авариях на сетях и других ЧП.

Главное в организации работы на удаленке – создать комфортное рабочее место. Не табуретка и кухонный стол, а так, чтобы было удобно работать, где не будут отвлекать домашние дела. Желательно выделить отдельную комнату и обустроить ее под себя, под свой кабинет. Мне посчастливилось создать сразу две рабочие локации – кабинет и студия для видеоконференций.

Все больше людей говорят, что скоро пандемия закончится, все выйдут в офисы и будут жать друг другу руки и даже обнимать коллег, поздравляя с гендерными праздниками. Я оптимист, поэтому не перестаю улучшать свои кабинеты и сейчас хочу добавить пару спортивных тренажеров. А то вдруг пандемия закончится, а я не буду готов.

Ирина Баенкова, журналист, копирайтер

– Я много лет работала журналистом в одном из крупнейших СМИ Алтайского края. На удаленку я перешла в 2020 году еще до локдауна. Тогда еще никто ничего не слышал про ковид. Приняла решение уволиться и работать из дома, когда поняла, что хочу дальнейшего развития в профессии. При этом вариант выходить куда-то опять в офис я не рассматривала.

Ирина Баенкова, журналист, копирайтер
Ирина Баенкова, журналист, копирайтер
Фото: из личного архива Ирины Баенковой

После увольнения я позволила себе не работать пару месяцев и начала искать заказы. Во-первых, у меня оставались связи с некоторыми редакциями, смотрела предложения на сайтах поиска работы и в Telegram-каналах.

Чем отличается дом от офиса

– Это моя вторая попытка уйти на удаленку и в свободное плавание. Первый раз, когда я уволилась, было ощущение растерянности. Очень странное чувство, когда тебе утром никуда не надо идти, а все рабочие процессы можно делать из дома. В этот раз я понимала, чего мне ждать, так что было проще.

Плюсы удаленки в том, что ты сам себе хозяин. Можно работать в любом комфортном для себя временном диапазоне. Например, мне тяжело просыпаться рано, и сейчас с удовольствием выстраиваю график под себя, а не под работодателя. Мне удобно проснуться в 8-9 утра, привести себя в порядок, не торопясь позавтракать и спокойно сесть работать. Еще один плюс: ты планируешь день так, как тебе удобно. Работая в офисе все личные дела приходится откладывать на вечер. В случае с удаленкой их можно планировать на любое время.

Также ты сам ищешь себе заказы и заказчиков, которые тебе интересны и которые тебе нравятся. В этом смысле ты никак не ограничен и сам можешь обсуждать условия своей работы. За каждый проект ты прокачиваешь свои навыки, что тоже круто. Плюс разнообразие: ты не замыкаешься на одном регионе, а можешь сотрудничать со всей Россией. Знакомишься с новыми людьми, учишься, открываешь новый диапазон возможностей.

Сложности удаленки

– В самостоятельном поиске заказчиков есть и сложности. Ты сам несешь ответственность за поиск работы и свой финансовый результат. И это определенный стресс, особенно если нет подушки безопасности. В этом плане работать на компанию проще. Но когда мои знакомые узнали, что я ушла во фриланс, они сами стали предлагать проекты. И в один момент мне стало некогда искать заказы, потому что у меня было много работы.

Минусы тоже есть. Лично для меня самым большим минусом стала социальная изоляция. У меня получилось так, что ты много общаешься с людьми, но не лично, а онлайн. А я очень люблю живое общение, так что социума не хватает. Что касается организационных моментов, то здесь не вижу сложностей: когда у меня есть работа – не проблема заставить себя работать.

Рабочее место

– У меня муж работает программистом и помешан на хорошей технике. Так что он обустроил комфортное рабочее место, которое заняла я, поскольку муж в основном находится в офисе.

Рабочее место дома
Рабочее место дома
Фото: Ирина Баенкова

Мне удобнее работать за компьютером, чем ноутбуком. Также важен скоростной интернет, причем не только проводной – у меня не раз бывали случаи, когда связь пропадала. В таких ситуациях я просто раздаю мобильный интернет на ноутбук и продолжаю работать. Так что я застрахована от того, чтобы не выйти на связь или сорвать дедлайны.

Со смартфоном, ноутбуком и мобильным интернетом можно организовать офис хоть где. Например, этой осенью я устала от города и уехала к родственникам в деревню. Я абонент "МегаФона", так что знала, что смогу работать даже в маленькой деревне в Бийском районе. Там стоит вышка оператора, и я целую неделю вдали от цивилизации спокойно писала и отправляла тексты, общалась с людьми из Москвы, Волгограда, Испании и ни разу не почувствовала никакого дискомфорта в плане связи.

"МегаФон" постоянно расширяет зону покрытия и увеличивает скорость мобильного интернета в регионе, чтобы его жители могли организовать "альтернативный" офис и пользоваться любыми цифровыми сервисами вне зависимости от того, где они находятся – дома или в кафе, в Барнауле или в небольшом поселке. Средняя скорость 4G МегаФона в Алтайском крае составляет 39,42 Мбит/с – этого вполне достаточно, чтобы созвониться с коллегами по видеосвязи или быстро отправить тяжелый файл по электронной почте. По данным независимой компании Ookla, это лучший показатель среди всех операторов связи.

Делитесь лайфхаками

Если вы тоже работаете на удаленке, поделитесь в комментариях, как сделать переход из офиса в онлайн максимально комфортным. Также ждем от вас лайфхаков по организации рабочего места, прокачке тайм-менеджмента и своем опыте дистанционной работы.