Толк новости
Авто |

Скачок на миллион. Новый утильсбор стал реальной проблемой для автомобилистов

После отмены льготной ставки для некоторых россиян сумма утилизационного сбора за отдельные марки автомобилей взлетела до 1 млн 270 тысяч рублей
Читать в полной версии ➔

Новые изменения в законодательстве и существенное повышение утилизационного сбора на автомобили, ввезенные в Россию с использованием схем растаможки через страны Евразийского экономического союза, неминуемо повлияют на еще более существенный рост цен на машины в краткосрочной перспективе. Подробнее об этом "Толк" побеседовал с экспертами алтайского авторынка.

Миллионный рост

По данным агентства экономической информации "Прайм", утилизационный сбор, коим является разовый платеж государству за будущую утилизацию авто, проиндексировали в России с 1 августа 2023 года.

Тогда ставка на легковые автомобили в среднем выросла в 1,7–3,7 раза в зависимости от объема двигателя.

Уже после этого для борьбы с серым параллельным импортом Минпромторг скорректировал механизмы уплаты утилизационного сбора за машины, ввозимые физлицами с целью перепродажи. После этого ставки выросли в десятки и даже сотни раз.

В редакцию "Толка" обратился житель Камня-на-Оби по имени Антон. Мужчина не захотел называть свою фамилию.

По его словам, сейчас за битый автомобиль Mazda CX-5, купленный на аукционе в США и ввезенный в Россию через Киргизию, таможня требует в качестве утилизационного сбора 1 млн 270 тысяч рублей.

"При стоимости машины в 2,3 млн рублей это просто нереальная сумма. Если не заплачу утилизационный сбор, не смогу поставить машину на учет. Пока она стоит в гараже как памятник. Мало того, каждый день капает пеня. Точно не знаю сколько, но где-то 700–1000 рублей в сутки набегает".

Антон добавил, что в Россию он ввез два одинаковых автомобиля. Один достался тестю и тот успел оплатить утилизационный сбор в размере 5200 рублей. Мужчина пояснил, что родственнику невероятно повезло, что он успел это сделать до 29 октября, когда и вступили в силу изменения в действующем законодательстве.

Из разъяснений Федеральной таможенной службы следует, что новый порядок уплаты утилизационного сбора, в частности, не предусматривает применение понижающих коэффициентов его расчета в отношении второго и последующих транспортных средств, ввезенных ранее чем через год, чем первый автомобиль.

Не исключено, что в ситуации с Антоном из Камня-на-Оби сработало именно это нововведение, хотя мужчина и объясняет, что они с тестем покупали машины каждый сам для себя.

Для борьбы с перекупщиками

Многие федеральные эксперты отмечают, что столь радикальным повышением утилизационного сбора государство фактически объявило войну перекупщикам, которые могли ввозить машины из-за рубежа большими партиями.

Эксперты отмечают, что для простых людей возможность платить утилизационный сбор по льготной ставке осталась, хотя для этого необходимо соблюсти массу условий.

В частности, машина должна приобретаться для личного пользования. Ее регистрация в ГИБДД должна осуществляться на непосредственного плательщика утилизационного сбора в течение 12 месяцев с даты оформления таможенного приходного ордера. Еще одно важное условие сводится к тому, что ввоз автомобиля, в том числе в иные страны-члены Евразийского экономического союза (ЕАЭС), должен осуществляться физлицом в целях личного пользования без помещения под таможенные процедуры, предусмотренные Таможенным кодексом ЕАЭС (за исключением процедуры таможенного транзита).

Теперь потенциальный покупатель автомобиля с объемом двигателя до двух литров может заплатить льготный утилизационный сбор в размере 3,4 тысячи рублей, но в таком случае ему придется воздержаться от продажи машины в течение года.

Если все-таки владелец авто решит его продать, ему придется доплатить утилизационный сбор, но сумма увеличится до 306 тысяч рублей. Эта нагрузка может лечь как на плечи продавца, так и на плечи покупателя, в зависимости от договоренности.

Без оплаты повышенной стоимости утильсбора новый собственник опять же столкнется с тем, что не сможет поставить машину на учет.

Новый утильсбор напрямую ударит по ценам

О том, как новые правила утилизационного сбора отразились на ценах на автомобили, "Толк" побеседовал с руководителем барнаульского автоцентра Dana Motors Денисом Дисеновым:

"Если раньше на машины, ввезенные из-за рубежа для личного пользования, утилизационный сбор составлял 3,4–5,2 тысячи рублей, сейчас этот же сбор приравняли к коммерческим ставкам и теперь его стоимость варьируется от 306 тысяч рублей и выше. Финальная сумма зависит от объема двигателя и года выпуска автомобиля".

По словам Дисенова, именно поэтому цены на новые автомобили как минимум поднимутся на 306 тысяч рублей. Цены на машины с объемом двигателя от двух до трех литров могут подняться на 860 тысяч рублей.

Машины старше трех лет до двух литров поднимутся в цене на 550 тысяч рублей, с объемом от двух до трех литров – на 1 млн 270 тысяч рублей.

Эксперт привел конкретный пример: за Subaru Outback при стоимости 1,8–2,1 млн утилизационный сбор составит 1 млн 270 тысяч рублей. Примерно на эту цену данный автомобиль может подорожать на рынке в краткосрочной перспективе.

О том, как сильно всех встряхнула тема нового утилизационного сбора, говорит и гендиректор автосалона "Сибирь-Авто" Олег Кадников.

По его словам, за относительно новые Geely Monjaro или Changan UNI-K утилизационный сбор уже составляет 306 тысяч рублей.

На машины 2017 года выпуска утильсбор начинается от 520 тысяч рублей, а при более старом годе выпуска и большем объеме двигателя он действительно может превышать 1 млн рублей.

Машины будут дорожать и дальше

Денис Дисенов отметил, что цены на автомобили росли в течение года даже без привязки к утилизационному сбору.

Такую динамику эксперт объясняет тем, что на рынке наблюдается дефицит автомобилей с пробегом. Он в свою очередь сложился из-за того, что рынок покинули многие дилеры.

"Раньше многие покупали новый автомобиль, ездили на нем пять лет, продавали и покупали новый. Сейчас новых просто нет. Поэтому люди продолжают пользоваться тем, что есть. У нас становится все как в Европе. Хочешь хороший автомобиль с маленьким пробегом, на него цена ближе к небу. На подбитые машины со скрученным пробегом цена, конечно, ниже", – говорит эксперт.

По словам Дисенова, в июле этого года Honda CR-V 2008 года выпуска в среднем стоила 1,3 млн рублей, сейчас такие автомобили подорожали до 1,6–1,7 млн рублей.

Toyota Camry 2010–2011 года выпуска еще в июне продавали за 1 млн 250 тысяч рублей, сейчас такие же машины с тканевыми салонами продаются за 1,8 млн рублей, а за такие же модели с кожаными салонами просят до 2 млн рублей.

Также эксперт добавил, что в сентябре и октябре текущего года наблюдалось снижение цен на новые автомобили, ввезенные из Китая. Это он объяснил тем, что на данный период времени пришлось снижение спроса в этом сегменте. Тогда снижение цены составило примерно 10%.

За два года цены взлетели в два раза

По оценке Олега Кадникова, с июля текущего года и по настоящее время цены на автомобили поднялись на 20–25%.

Собеседник подчеркнул, что еще ощутимее динамика роста цен наблюдается в ретроспективе последних двух лет.

Эксперт также привел конкретные примеры. По его данным, Mitsubishi Outlander за последние два года с 700–800 тысяч рублей поднялся в цене до 1,3–1,4 млн рублей.

Toyota Corolla 2005 года выпуска с 400 тысяч рублей подорожала до 800–850 тысяч рублей.

Кадников уверен, что машины будут расти в цене и дальше. Эксперт считает, что к началу следующего года цены могут подняться еще на 10–15%.

К слову, в конце октября управляющий Отделением Барнаул Банка России Андрей Иванов отметил, что темп годового роста цен на легковые автомобили вырос. В качестве причин он назвал увеличившуюся активность потребителей и ослабление рубля. Дополнительно на рост цен на автомобили, по его оценке, повлияло снижение предложения на авторынке из-за действующего запрета на поставки некоторых машин из Японии.

Читать в полной версии ➔