После отмены льготной ставки для некоторых россиян сумма утилизационного сбора за отдельные марки автомобилей взлетела до 1 млн 270 тысяч рублей
Новые изменения в законодательстве и существенное повышение утилизационного сбора на автомобили, ввезенные в Россию с использованием схем растаможки через страны Евразийского экономического союза, неминуемо повлияют на еще более существенный рост цен на машины в краткосрочной перспективе. Подробнее об этом "Толк" побеседовал с экспертами алтайского авторынка.
Миллионный рост
По данным агентства экономической информации "Прайм", утилизационный сбор, коим является разовый платеж государству за будущую утилизацию авто, проиндексировали в России с 1 августа 2023 года.
Тогда ставка на легковые автомобили в среднем выросла в 1,7–3,7 раза в зависимости от объема двигателя.
Уже после этого для борьбы с серым параллельным импортом Минпромторг скорректировал механизмы уплаты утилизационного сбора за машины, ввозимые физлицами с целью перепродажи. После этого ставки выросли в десятки и даже сотни раз.
В редакцию "Толка" обратился житель Камня-на-Оби по имени Антон. Мужчина не захотел называть свою фамилию.
По его словам, сейчас за битый автомобиль Mazda CX-5, купленный на аукционе в США и ввезенный в Россию через Киргизию, таможня требует в качестве утилизационного сбора 1 млн 270 тысяч рублей.
"При стоимости машины в 2,3 млн рублей это просто нереальная сумма. Если не заплачу утилизационный сбор, не смогу поставить машину на учет. Пока она стоит в гараже как памятник. Мало того, каждый день капает пеня. Точно не знаю сколько, но где-то 700–1000 рублей в сутки набегает".
Антон добавил, что в Россию он ввез два одинаковых автомобиля. Один достался тестю и тот успел оплатить утилизационный сбор в размере 5200 рублей. Мужчина пояснил, что родственнику невероятно повезло, что он успел это сделать до 29 октября, когда и вступили в силу изменения в действующем законодательстве.
Из разъяснений Федеральной таможенной службы следует, что новый порядок уплаты утилизационного сбора, в частности, не предусматривает применение понижающих коэффициентов его расчета в отношении второго и последующих транспортных средств, ввезенных ранее чем через год, чем первый автомобиль.
Не исключено, что в ситуации с Антоном из Камня-на-Оби сработало именно это нововведение, хотя мужчина и объясняет, что они с тестем покупали машины каждый сам для себя.
Для борьбы с перекупщиками
Многие федеральные эксперты отмечают, что столь радикальным повышением утилизационного сбора государство фактически объявило войну перекупщикам, которые могли ввозить машины из-за рубежа большими партиями.
Эксперты отмечают, что для простых людей возможность платить утилизационный сбор по льготной ставке осталась, хотя для этого необходимо соблюсти массу условий.
- В частности, машина должна приобретаться для личного пользования.
- Ее регистрация в ГИБДД должна осуществляться на непосредственного плательщика утилизационного сбора в течение 12 месяцев с даты оформления таможенного приходного ордера.
- Еще одно важное условие сводится к тому, что ввоз автомобиля, в том числе в иные страны-члены Евразийского экономического союза (ЕАЭС), должен осуществляться физлицом в целях личного пользования без помещения под таможенные процедуры, предусмотренные Таможенным кодексом ЕАЭС (за исключением процедуры таможенного транзита).
Теперь потенциальный покупатель автомобиля с объемом двигателя до двух литров может заплатить льготный утилизационный сбор в размере 3,4 тысячи рублей, но в таком случае ему придется воздержаться от продажи машины в течение года.
Если все-таки владелец авто решит его продать, ему придется доплатить утилизационный сбор, но сумма увеличится до 306 тысяч рублей. Эта нагрузка может лечь как на плечи продавца, так и на плечи покупателя, в зависимости от договоренности.
Без оплаты повышенной стоимости утильсбора новый собственник опять же столкнется с тем, что не сможет поставить машину на учет.
Новый утильсбор напрямую ударит по ценам
О том, как новые правила утилизационного сбора отразились на ценах на автомобили, "Толк" побеседовал с руководителем барнаульского автоцентра Dana Motors Денисом Дисеновым:
"Если раньше на машины, ввезенные из-за рубежа для личного пользования, утилизационный сбор составлял 3,4–5,2 тысячи рублей, сейчас этот же сбор приравняли к коммерческим ставкам и теперь его стоимость варьируется от 306 тысяч рублей и выше. Финальная сумма зависит от объема двигателя и года выпуска автомобиля".
По словам Дисенова, именно поэтому цены на новые автомобили как минимум поднимутся на 306 тысяч рублей. Цены на машины с объемом двигателя от двух до трех литров могут подняться на 860 тысяч рублей.
Машины старше трех лет до двух литров поднимутся в цене на 550 тысяч рублей, с объемом от двух до трех литров – на 1 млн 270 тысяч рублей.
Эксперт привел конкретный пример: за Subaru Outback при стоимости 1,8–2,1 млн утилизационный сбор составит 1 млн 270 тысяч рублей. Примерно на эту цену данный автомобиль может подорожать на рынке в краткосрочной перспективе.
О том, как сильно всех встряхнула тема нового утилизационного сбора, говорит и гендиректор автосалона "Сибирь-Авто" Олег Кадников.
По его словам, за относительно новые Geely Monjaro или Changan UNI-K утилизационный сбор уже составляет 306 тысяч рублей.
На машины 2017 года выпуска утильсбор начинается от 520 тысяч рублей, а при более старом годе выпуска и большем объеме двигателя он действительно может превышать 1 млн рублей.
Машины будут дорожать и дальше
Денис Дисенов отметил, что цены на автомобили росли в течение года даже без привязки к утилизационному сбору.
Такую динамику эксперт объясняет тем, что на рынке наблюдается дефицит автомобилей с пробегом. Он в свою очередь сложился из-за того, что рынок покинули многие дилеры.
"Раньше многие покупали новый автомобиль, ездили на нем пять лет, продавали и покупали новый. Сейчас новых просто нет. Поэтому люди продолжают пользоваться тем, что есть. У нас становится все как в Европе. Хочешь хороший автомобиль с маленьким пробегом, на него цена ближе к небу. На подбитые машины со скрученным пробегом цена, конечно, ниже", – говорит эксперт.
По словам Дисенова, в июле этого года Honda CR-V 2008 года выпуска в среднем стоила 1,3 млн рублей, сейчас такие автомобили подорожали до 1,6–1,7 млн рублей.
Toyota Camry 2010–2011 года выпуска еще в июне продавали за 1 млн 250 тысяч рублей, сейчас такие же машины с тканевыми салонами продаются за 1,8 млн рублей, а за такие же модели с кожаными салонами просят до 2 млн рублей.
Также эксперт добавил, что в сентябре и октябре текущего года наблюдалось снижение цен на новые автомобили, ввезенные из Китая. Это он объяснил тем, что на данный период времени пришлось снижение спроса в этом сегменте. Тогда снижение цены составило примерно 10%.
За два года цены взлетели в два раза
По оценке Олега Кадникова, с июля текущего года и по настоящее время цены на автомобили поднялись на 20–25%.
Собеседник подчеркнул, что еще ощутимее динамика роста цен наблюдается в ретроспективе последних двух лет.
Эксперт также привел конкретные примеры. По его данным, Mitsubishi Outlander за последние два года с 700–800 тысяч рублей поднялся в цене до 1,3–1,4 млн рублей.
Toyota Corolla 2005 года выпуска с 400 тысяч рублей подорожала до 800–850 тысяч рублей.
Кадников уверен, что машины будут расти в цене и дальше. Эксперт считает, что к началу следующего года цены могут подняться еще на 10–15%.