Законотворцы хотят разрешить россиянам регистрировать транспортные средства без полиса ОСАГО. Как это отразится на жизни рядовых граждан, "Толк" спросил у автоэксперта
Полис ОСАГО могут исключить из списка документов при регистрации ТС. Соответствующая поправка вошла в законопроект, принятый на днях в первом чтении в Государственной Думе. Безусловно, это упростит процедуру регистрации транспортных средств. Однако возникает вопрос, не снимет ли это ответственность с виновников ДТП и не усложнит ли жизнь добросовестным автовладельцам. Что об этом думают в Федерации автовладельцев России, читайте в нашем материале.
Ничего не изменится
Обязательное страхование гражданской ответственности автомобилиста (ОСАГО), или попросту "автогражданка" пока является необходимым условием для регистрации транспортных средств. Независимо от того, легковой это автомобиль, мотоцикл или грузовик. По закону владелец ТС должен успеть застраховаться в течение 10 дней после покупки машины, но не позднее. Что не всегда оправдано, уверены в комитете Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры.
"Любой автомобиль, который выезжает на дорогу, обязан иметь полис ОСАГО, это требование, которое никуда не исчезает. Но для регистрации автомобиля, совершенно естественно, нужно удостоверение личности, договор купли-продажи. Но сама страховка не должна являться обязательным условием регистрации, может быть, никогда и не планируется, что этот автомобиль будет выезжать на дороги общего пользования. Поэтому в этой части требование избыточное", – пояснил российскому интернет-порталу BFM.ru первый зампред комитета Павел Федяев.
Он особо подчеркнул, что сейчас зарегистрировать машину можно только при наличии полиса, оформленного минимум на год. В свете постоянного роста цен на автостраховку не всегда необходимая мера существенно бьет по карманам рядовых потребителей.
В Федерации автовладельцев России (ФАР) инициативу думцев поддерживают. В случае принятия законопроекта пункт с ОСАГО значительно упростит бюрократическую процедуру по постановке транспорта на учет. В то же время он вряд ли ухудшит ситуацию с числом застрахованных и, конечно, ни с кого не снимет ответственность за ДТП.
"Поправка положительно отразится на жизни автовладельцев, но принципиально ничего не изменится. Причем упрощение процедуры не отменяет самого факта оформления полиса в будущем. Добросовестный автовладелец обязательно застрахуется перед тем, как выезжать на дорогу, и сделает это сразу, если машину предстоит эксплуатировать после регистрации. А недобросовестные граждане в любом случае будут ездить без ОСАГО. Тут поможет только усиление контроля со стороны ГИБДД", – отметил координатор совета ФАР Михаил Коваль.
Данный вид страхования обязателен для всех автовладельцев независимо от вида транспортного средства. Норма закреплена в Федеральном законе №40-ФЗ ("Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств").
Штрафы "автоматом"
Между тем, по самым грубым оценкам страховых компаний, по дорогам России ездят более шести миллионов автовладельцев без полисов ОСАГО. Об этом сообщил глава думского комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков, чьи слова приводит "Коммерсант". После принятия поправки их число может увеличиться, как и риск того, что у законопослушных граждан могут начаться проблемы в части возмещения ущерба после ДТП, отмечается в издании.
Повысить градус ответственности граждан вполне возможно, уверены в ФАР. Для этого достаточно усилить контроль за наличием полисов у автовладельцев, но не силами инспекторов, которых вряд ли хватит на всех, а через камеры фотовидеофиксации нарушений. Мера обсуждается не первый год, но пока далека от реализации.
"Инспекторов не так много, а камер – море. Если камеры будут определять по госномерам машин наличие страховок и штрафовать каждого автовладельца в автоматическом режиме, то это даст действительно ощутимый результат. А пока контроль работает, мягко говоря, не очень хорошо. Я побывал во многих регионах России. И сам убедился, что инспекторы спрашивают страховку в последнюю очередь. Возможно, они опираются на какие-то базы данных, но по-хорошему нужно просто проверять каждого", – рассказал Коваль.
Он напомнил, что ОСАГО – это страхование автогражданской "ответственности, а не безответственности". И владелец машины оформляет полис в своих же интересах, ведь на дороге "может случиться все что угодно".
"Если это ответственный человек, он ответит каким-то своим имуществом в бОльшем объеме, чем при наличии страховки. А безответственный человек в любом случае постарается как-то выкрутиться", – заметил он.
Эксперт также уверен, что поправка законотворцев Госдумы вряд ли станет первым шагом к отмене "автогражданки" в будущем. По крайней мере до тех пор, пока им не придет в головы более интересная идея.
"Думаю, что от ОСАГО смогут отказаться только в том случае, если найдут какой-то другой способ компенсации ущерба. Пока же это, пожалуй, единственный более или менее подходящий вариант", – подчеркнул автоэксперт.
Что еще предлагают депутаты
Отметим, что помимо отмены ОСАГО при регистрации ТС, в законопроект вошли не менее важные нововведения. Если их примут, он введет процедуру снятия с учета транспортного средства по заявлению владельца в случае угона.
"…Что позволит исключить необходимость предоставления им в различные инстанции (работодателю, налоговым органам) сведений о фактическом отсутствии у него автомобиля", – говорится в пояснительной записке к проекту поправок.
Более того, бывшим владельцам теперь не придется ждать 10 дней, чтобы прекратить регистрацию проданной машины.
"В условиях повсеместного развития средств автоматической фото– и видеофиксации нарушений Правил дорожного движения это вызывает справедливые нарекания граждан, продавших свои транспортные средства и вынужденных в дальнейшем проходить процедуры обжалования выписанных на их имя штрафов за данный период времени, поскольку новые владельцы еще не зарегистрировали их на себя", – заметили в документе.
Кроме того, благодаря инициативе будет законодательно закреплена возможность постановки на учет авто жителей новых регионов России. Пока же украинская сторона необоснованно, по мнению законотворцев, выставляет их в международный розыск.