Толк новости
Авто |

Ехать – только с "шашечками". Какие требования должны соблюдать водители такси

Несмотря на то, что многие правила все еще нередко устанавливает компания-агрегатор, сегодня сферу работы такси регулирует отдельный федеральный закон
Читать в полной версии ➔

Российское законодательство меняется, и многие сферы экономической деятельности становятся более регулируемыми и прозрачными. Одна из них – работа такси, где только в 2023 году появилось само понятие водительских лицензий. Какие требования к водителю такси предъявляет закон, какова водительская ответственность и какие санкции могут быть применены к нарушителю правил – читайте в материале "Толка".

Реестры и разрешения

Для начала напомним: закон "Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" вступил в силу 1 сентября 2023 года.

С того времени службы такси обязаны передавать заказы только водителям, имеющим соответствующую лицензию. Появились и региональные реестры учета такси: реестр перевозчиков, реестр машин и реестр служб заказов. Для их работы создана Федеральная государственная информационная система учета ФГИС "Такси".

Однако, помимо учета, закон вводит и новые требования для водителей. Так, таксист должен либо иметь статус самозанятого или ИП либо быть трудоустроен в организации-перевозчике.

Что касается водительских качеств, то Федеральный закон № 580-ФЗ от 29.12.2022 (ред. от 24 июня 2023) прописывает требования, предъявляемые к водителю такси. Таким образом, им может быть лицо, которое:

имеет право на управление транспортными средствами категории "B" в соответствии с требованиями Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" в течение трех и более лет; не имеет медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами категории "B" или медицинских ограничений к управлению такими транспортными средствами, заключило трудовой договор с перевозчиком либо является индивидуальным предпринимателем, которому предоставлено разрешение и который осуществляет перевозки легковым такси самостоятельно, или физическим лицом, которому предоставлено разрешение.

К управлению легковым такси для осуществления перевозок пассажиров и багажа не допускается лицо, которое:

было повторно подвергнуто административному наказанию в виде лишения права управления транспортным средством и (или) в виде административного ареста за административные правонарушения в области дорожного движения до истечения одного года со дня окончания предыдущего срока такого административного наказания, не прошло аттестацию на знание расположения на территории субъекта Российской Федерации объектов транспортной инфраструктуры, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) (при наличии), медицинских организаций, объектов образования, спорта, объектов, занимаемых органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также путей подъезда к ним, действий в чрезвычайной ситуации, правил перевозки пассажиров и багажа легковым такси в случае, если порядок проведения такой аттестации и требования к указанным знаниям установлены законом и (или) иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации,; имеет неснятую или непогашенную судимость за совершение преступлений, указанных в статье 328.1 Трудового кодекса Российской Федерации, или подвергается уголовному преследованию за эти преступления; имеет за период, предшествующий дню осуществления перевозки пассажиров и багажа легковым такси, более трех неуплаченных административных штрафов за административные правонарушения в области дорожного движения, за исключением случаев, если сроки исполнения постановлений о наложении административных штрафов за эти правонарушения истекли в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Маркировка и информация

Разумеется, существуют и требования непосредственно к используемым для перевозки пассажиров автомобилям.

Так, автомобиль такси должен иметь маркировку: "цветографическую схему, представляющую собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке" на боках кузова. На крыше автомобиля необходимо установить опознавательный фонарь оранжевого цвета. При этом цветовая гамма кузова должна соответствовать требованиям, если они установлены региональным законом.

В салоне такси должна быть размещена следующая информация: госномер машины, наименование перевозчика, номер записи перевозчика в региональном реестре, сведения о предоставлении перевозчику разрешения и сроке действия разрешения, телефонный номер перевозчика, ФИО водителя, абонентский телефонный номер уполномоченного органа и даже сведения о договоре обязательного страхования. Должна в салоне такси находиться и информация о действующих тарифах, а также правила их применения при определении платы за перевозку.

Кроме того, региональное законодательство может установить требования к экологическому классу транспортного средства, используемого в качестве легкового такси.

А вот требования к техническому состоянию автомобиля и его году выпуска все еще индивидуальны: их выставляет конкретная служба организации перевозок. При этом необходимо отметить, что все требования закона, применимые к легковым авто и их эксплуатации, также относятся и к такси.

Так, согласно федеральному законодательству, перевозчик может использовать лишь транспортное средство, которое допущено к участию в дорожном движении. Кроме того, он обязан обеспечивать соблюдение установленных законом норм рабочего времени, времени отдыха, норм времени управления транспортным средством и требований по учету указанного времени.

Нешуточные штрафы

Разумеется, правила для такси предусматривают и ответственность за их нарушение.

Отсутствие в салоне легкового такси обязательной информации чревато административным штрафом: на водителя – в размере одной тысячи рублей; на должностных лиц – десяти тысяч рублей; на юридических лиц – тридцати тысяч рублей.

Невыдача пассажиру чека влечет наложение административного штрафа на водителя в размере одной тысячи рублей, на должностных лиц – десяти тысяч рублей, на юридических лиц – тридцати тысяч рублей.

Отсутствие маркировки на такси чревато следующим штрафом: для шофера – в размере трех тысяч рублей; для должностных лиц – десяти тысяч рублей; для юридических лиц – пятидесяти тысяч рублей.

А, например, вождение вовсе без лицензии может обернуться штрафами для граждан и должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей, для ИП – ста тысяч рублей, а для юрлиц и вовсе четырехсот тысяч рублей.

Кроме того, ответственность за вред здоровью, жизни и имуществу пассажиров теперь также лежит на плечах служб перевозки.

"Передвижение в "нелегальном" легковом такси опасно, так как нет гарантии, что водитель не управляет в состоянии опьянения или соблюдает режим труда и отдыха, а автомобиль находится в технически исправном состоянии", – отмечают в Госавтоинспекции Алтайского края.

Госавтоинспекция настоятельно рекомендует не подвергать свою жизнь и здоровье опасности и пользоваться услугами легальных перевозчиков.

Также в краевой ГАИ подчеркивают: если вы пострадали в ДТП с участием легального перевозчика, вам будет гарантирована компенсация за причиненный материальный ущерб или вред здоровью, так как перевозчик страхует свою гражданскую ответственность.

2W5zFGXd1Pe

Социальная реклама: ГУ МВД России по Алтайскому краю, ИНН 2224011531

Читать в полной версии ➔